Любить ближнего или убить?

На примере воина Арджуны наглядно показывается, что «Сознание Кришны» рассчитывается на то, чтобы превратить человека в орудие чьей-то воли и, что очевидно, воли злой. Когда Арджуна увидел среди тех, кого ему предстояло убить, своих ближайших родственников и друзей, он отбросил в сторону лук и стрелы, не желая смерти близким. Тем более что «он предвидел, какое зло принесет миру предстоящая битва, и не мог принять вызов соперника. Обязательства связывают человека только в том случае, если их выполнение приносит благо, а иначе он имеет полное право отказаться от них. Взвесив все «за» и «против», Aрджуна решил отказаться от участия в битве» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 1, комментарий к текстам 37-38)*.

Факты говорят, что «человек, движимый корыстными желаниями, порой готов пойти даже на такой грех, как убийство собственного брата, отца или матери. История знает немало подобных примеров. Но Aрджуна, безгрешный преданный Господа, всегда чтил законы нравственности и не хотел совершать подобные поступки» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 1, комментарий к тексту 45).

Однако «Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания, которое Aрджуна испытывал к своим родственникам» (там же, гл. 2, комментарий к тексту 2). Потому что «материальное тело по своей природе тленно. Оно может погибнуть сразу после рождения или через сто лет, но смерть его неизбежна. Это всего лишь вопрос времени… Само по себе тело лишено всякой ценности. Поэтому Кришна призывает Aрджуну сражаться и не поступаться принципами религии во имя сохранения материальных отношений, основанных на телесных представлениях о жизни» (там же, комментарий к тексту 18).

«Арджуна не хотел убивать членов своей семьи, но когда он понял, что они были препятствием на пути к осознанию Кришны, он последовал Его указаниям... и сразил их» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 13, комментарий к текстам 8-12). «Когда Aрджуна понял замысел Кришны, который хотел сократить непомерно возросшее население Земли, он согласился участвовать в битве, исполняя волю Кришны. Он снова взял в руки оружие — свой лук и стрелы, — чтобы сражаться, исполняя волю Верховной Личности Бога...» (там же, гл. 18, комментарий к тексту 73). Как тут не вспомнить звучащие на Западе откровенные заявления, что в России проживает слишком много людей?

Подробный анализ автором «Бхагавад-гиты как она есть» душевных переживаний Арджуны накануне убийства своих близких, преследует вполне конкретную цель — внушить последователям учения Кришны чувст-во полной безответственности за содеянные поступки: «Постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Поэтому нужно безраздельно предаться Господу. Чтобы прийти к Кришне, необходимо полностью сосредоточить на Нем свой ум. Все, что мы делаем, нужно посвящать только Кришне. Неважно, что мы делаем, главное — делать это только для Кришны. В этом суть преданного служения. Единственное желание преданного — доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Цель всей его жизни — удовлетворить Кришну, и ради этого он готов пожертвовать всем, как это сделал Aрджуна на поле битвы Курукшетра» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 12, комментарий к текстам 6-7).

Убивать близких Кришна предписывал не только Арджуне, но и другим: «Но, несмотря на то, что они не хотели убивать в сражении своих близких, это было их долгом предначертанным высшей волей Господа Шри Кришны» («Шримад Бхагаватам», гл. 13, комментарий к тексту 16). Да и сам подавал своим последователям пример: «Он женился на 16 108 царевнах. Общее число членов Его семьи... составляло примерно 100 000. И все же еще при Своей жизни Он сумел уничтожить их всех» (там же, гл. 10, комментарий к тексту 25).

Основываясь на таком учении, кришнаит может сделать всё, что ему угодно, так как Кришна полностью берёт на себя заботу о людях в «сознании Кришны». Даже лишив кого-нибудь жизни, кришнаит не несёт за это никакой моральной ответственности, потому что следовал указаниям Кришны. «Каждый, кто действует в сознании Кришны под руководством Сверхдуши, или Верховной Личности Бога, даже убивая, не совершает убийства и никогда не страдает из-за последствий своего поступка» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 18, комментарий к тексту 17).

Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несёт ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. «Действия, совершенные по указанию Сверхдуши (Кришны — прим. авт.), не имеют никаких последствий ни в этой жизни, ни в будущей» (там же, гл. 18, комментарий к тексту 13). «Человек, полностью сознающий Кришну, в конечном счете не отвечает за совершенные им действия. Все зависит от высшей воли...» (там же, гл. 18, комментарий к тексту 14). «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым...» (там же, гл. 9, текст 30).

Таким образом, согласно учению кришнаитов, разрешается любое преступление в обмен на преданность Кришне, во имя кришнаизма. «Aрджуна должен радоваться тому, что он убьет их тела в справедливом бою и они сразу избавятся от всех последствий телесной деятельности. Тот, кто погибает в справедливом бою, тотчас освобождается от всех грехов и достигает более высокого положения, подобно существу, убитому на жертвенном алтаре. Таким образом, у Aрджуны не было причин для скорби» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 18, комментарий к тексту 22). Видимо у убийцы-кришнаита, распевающего в следственном изоляторе мантры «Харе Кришна!», также не было причин для скорби после принесения в жертву православного священника.

Основываясь на вышеизложенном, можно оправдать даже преступления международного терроризма: ни в чём не повинные люди, гибнущие в результате терактов, в качестве компенсации получат в будущей жизни более совершенную телесную оболочку и смогут осуществить желания, которые не смогли исполнить в прошлой жизни; сами же террористы приобретут благосклонность Кришны и «трансцендентный покой» в знак благодарности за работу по «сокращению непомерно возросшего населения Земли».

Иисус Христос о лукавых учителях говорит: «По плодам их узнаете их» (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 16). Каковы же плоды жизни в кришнаизме? Каким должен стать человек, исполнивший все предписания священных для Общества сознания Кришны текстов? «Для удовлетворения Господа годится все, потому что это связано с Абсолютной Истиной. Нам также предоставилась возможность обмануть членов нашей семьи и оставить дом, чтобы заняться служением “Шримад-Бхагаватам”. Этот обман был необходим во имя великого дела, и от такого трансцендентного мошенничества не проигрывает ни одна сторона» (Шримад Бхагаватам, Песнь 1, ч. 1-2, гл. 13, комментарий к тексту 37).

«Отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д. ...это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 13, текст 8-12). «Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед семьей, страной или человечеством... тому, в ком проснулось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к положительным результатам в своей деятельности. Все действия (выделено авт.) человека, обладающего сознанием Кришны, становятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше не приложимы такие понятия, как “хорошее” и “плохое”» (там же, гл. 2, комментарий к тексту 41). «Привязанность к семье до самого конца жизни — это самая последняя степень деградации человека...» (Шримад Бхагаватам, песнь 1, ч. 1-2, гл. 13, комментарий к тексту 24). «Как правило, люди привязаны к различным внешним обозначениям, связанным с семьей, обществом, страной.... Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным» (там же, песнь 1, ч. 1-2, гл. 15, комментарий к тексту 40). «Нет смысла жить долго, подобно дереву, или дышать, подобно мехам, или рожать детей, как свиньи и собаки, или есть, как верблюд» (Шри Ишопанишад, комментарий к мантре 2). Таким образом, человек должен стать совершенно безразличным к ближним, обществу, стране и к самому себе.

Иногда, как контраргумент, подтверждающий сходство изречений Кришны и Христа, кришнаиты приводят Евангельский текст: «И враги человеку — домашнее его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 36-37).

Чтобы правильно понимать эти слова, нужно знать Священное Писание, которое в предыдущих и последующих текстах, а также в параллельных местах Евангелия от Луки, раскрывает их смысл. Слова Христа обращены к восторженным от творимых Им чудес людям, окружающим Его в то время. Это слова предупреждения о трудностях подвига христианской веры, о той мере расстановки приоритетов в жизни, на которые должен решиться готовящийся следовать за Христом человек.

Христос при этом учит: «Любите врагов ваших, ...молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, гл. 5. ст. 44), и Сам показал пример истинной любви, обращаясь к Богу Отцу с просьбой о прощении распинавших Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Евангелие от Луки, гл. 23, ст. 34).

Христианское учение пронизано любовью к ближним. Апостолы Христовы наставляют: «Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1-е Послание к Тимофею, гл. 5. ст. 8), «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1-е Послание Иоанна, гл. 3, ст. 17), «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1-е Послание Иоанна, гл. 4. ст. 7-8). В этих словах наглядно показано отличие отношения христиан, по сравнению с кришнаитами, к своим близким, пусть даже и не принявшим истинность Христовой веры.

Но может и наставления «Бхагавад-гиты» во многом иносказательны? Увы, это не так. Сам Абхай Чаран Де указывает на буквальное её понимание: «Слова “Бхагавад-гиты” — авторитетные указания для тех, кто верит в Кришну. Всё что говорит Кришна в “Бахагавад-гите” нужно принимать буквально, не давая Его словам собственных толкований…» (Нектар Наставлений, А. Ч. Бхактиведанта Свами. Перевод с англ. Шри Упадешамтры Шрилы Рупы Госвами. The Bhaktivedanta Book Trust Internation, reg, 1991, с. 53). Да и как можно иносказательно понять вот это конкретное отношение кришнаитов к людям, не разделяющим их вероучения, изложенное в одной из книг Прабхупады, распространяемых религиозной организацией «Центр обществ Сознания Кришны в России» и её региональными общинами: «Обыкновенного человека, лишенного духовных знаний, “Шримад-Бхагаватам” причисляет к категории собак, свиней, верблюдов и ослов, и это отнюдь не преувеличение. Вожди таких невежественных людей очень гордятся тем, что ими восхищается такое количество собак и свиней, но на самом деле в этом нет ничего лестного для них. “Бхагаватам” открыто провозглашает что тот, кто не проявляет желания постичь науку о Кришне — будь он даже великий лидер человекоподобных собак и свиней, — по сути дела, является животным.

Он может быть могущественным, сильным или большим животным, но, с точки зрения “Шримад-Бхагаватам”, в силу атеистического склада его ума такого лидера нельзя считать человеком. Иначе говоря, подобные собакам и свиньям лидеры-атеисты — это всего-навсего более крупные животные, у которых лишь ярче выражены животные качества» («Шримад-Бхагаватам», песнь 2, гл. 3 комментарий к тексту 19).

Кришнаитство — это путь самоуверенности и холодного бессердечья, превращающий человека в бесчувственный мыслящий аппарат, путь духовного и нравственного самоубийства: «Просто стань орудием в моих руках», — говорит Кришна Арджуне (Бхагавад-гита как она есть, гл. 11, комментарий к тексту 33). По замыслу руководителей МОСК орудием должны стать и современные почитатели Кришны, но, учитывая, что из здравомыслящих людей трудно сделать кого-то бездумным орудием, в «Бхагавад-гите как она есть» красной нитью проходит мысль о постепенности приобщения к сознанию Кришны: «Чтобы избавиться от невежества, нужно постепенно усваивать принципы сознания Кришны» (гл. 4 комментарий к тексту 42).

Вот почему для кришнаитов один и тот же факт на разных уровнях «сознания» может быть и святой обязанностью, и тяжким грехом. Молодые люди, распространяющие кришнаитскую литературу, как правило, новички, поэтому так искренни они в своём стремлении к всеобщему единству и любви, наивно полагая, что тем самым выполняют волю «бога» Кришны, которому ничего не стоит перед новичками прикрыть свой истинный облик, так как, по словам Свами Прабхупады, Кришна, когда надо, может быть более вероломным, чем любой простой человек, и если он захочет обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве: «Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве» (Бхагавад-гита как она есть, гл. 10, комментарий к тексту 36).

Каким образом Кришна подчиняет волю человека, наглядно демонстрирует следующий отрывок из книги Бхактиведанта Свами Прабхупада «The Nectar of Devotion» (BBT, N.Y. 1970, рр. 230-236): «Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние:

  1. наступает оцепенение и чувство опустошенности;
  2. вас прошибает пот;
  3. волосы на теле становятся дыбом;
  4. голос начинает дрожать и пропадает;
  5. вы начинаете дрожать и трястись;
  6. ваша кожа меняет цвет;
  7. вы начинаете плакать и биться в истерике;
  8. вы впадаете в каталептический транс.»

Согласно православному учению, все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Однако людям, незнакомым с православным учением, затруднительно отличить зёрна от плевел. Истинное же своё дьявольское обличье Кришна откроет своим последователям в тот момент, когда под действием яда, постепенно наполняющего их сердца, сопротивляться у них не будет ни желания, ни сил. Подавление воли человека, полная социальная дезадаптация личности — один из признаков тоталитарной секты, каковой и является «Международное общество сознания Кришны».


* Текст приводится по: Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. БХАГАВАД-ГИТА Как она есть. Полное издание с подлинными санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературным переводами и подробными комментариями. Бхактиведанта Бук Траст. Москва-Лениград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели. Подписано в печать 21.04.92. МП “Дварака”. Москва.