О переселении душ
Чтобы не говорили оккультисты, но в Священном Писании ничего не сказано о перевоплощении. Наоборот, ясно говорится, что по смерти не будет никаких перевоплощений: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Послание к Евреям, гл. 9, ст. 27). Каждый получит воздаяние «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2-е Послание к Коринфянам, гл. 5, ст. 10). И воздаяние это будет вечным (Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 12 и др.). Сознание того, что жизнь твоя на земле уникальна и больше такой возможности не будет, что за всё содеянное придётся ответить, является одним из основных факторов, удерживающих человека от греха: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова гл. 7, ст. 39).
Реинкарнация, как идея постоянного перевоплощения души из одного тела в другое, и даже не обязательно в тело человека, противоречит христианской идее личности как образа и подобия Божия. Эта идея оправдывает зло, как кармическую неотвратимость (карма — совокупность последствий, совершённых в предыдущих жизнях, определяющих судьбу в новом перевоплощении). Согласно идее реинкарнации совершаемое зло — это не зло само по себе, а кармическая неотвратимость исправления грехов, совершённых в прошлой жизни. Бьют человека хулиганы — пройди мимо, это бьют того, кто в прошлой жизни сам распускал кулаки, застрелили прохожего бандиты — сам виноват, был до реинкарнации разбойником с большой дороги, заболел ближний — не лечи, это гасится его негативная карма и т. д. И вообще «так называемые беды — всего лишь иллюзия... Все несчастья, случающиеся в жизни, можно назвать сном». («Шримад Бхагаватам», песнь 1.1. гл. 8 “Молитвы царицы Кунти и спасение Парикшита”, комментарий к тексту 25).
Всё это противоречит евангельским свидетельствам о милосердии Христа, исцеляющего страждущих и воскрешающего мёртвых. Возлюбите ближних, помогите страждущим — говорил Христос в Своих проповедях и притчах. Ни о каком погашении кармы в Евангелии нет и речи, также как и о переселении душ.
Но адепты оккультных восточных сообществ утверждают обратное, ссылаясь, в частности, на слова Иисуса Христа, сказанные Им по отношению к Иоанну Крестителю: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Евангелие от Матфея, гл. 11, ст. 14), «Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его» (там же, гл. 17, ст. 12).
Эти строки можно принять как намёк на переселение душ лишь по незнанию. Именно по незнанию, так как об Иоанне Крестителе в Евангелии от Луки говорится, что придёт он «в духе и силе Илии» (гл. 1, ст. 17), а не как его новое воплощение. И действительно, для перевоплощения душа святого Илии должна была покинуть своё тело, но каждый, кто хотя бы раз читал Библию, знает, что пророк Илия своего тела не покидал, будучи прямо с ним вознесён на небо (4-е Царств, гл. 2, ст. 11-17). Где же тогда пребывало тело пророка, когда дух его воплотился в Иоанна Крестителя? И почему во время Преображения Господня (Евангелие от Матфея, гл. 17, Евангелие от Марка, гл. 9) Илия явился не в последней своей ипостаси, что по теории перевоплощения было бы логичнее? Да и жители Израиля, прекрасно зная о взятии Илии в теле на небо, ожидали прихода самого Илии, а не его реинкарнации, потому и спросили Иоанна: «Что же? ты Илия?». На что Креститель ответил: «Нет» (Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 21).
Есть ещё одно место в Евангелии, на которое часто ссылаются сторонники теории переселения душ. Эта рассказ о слепорождённом нищем, о котором ученики спросили Христа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 2).
По этому поводу следует отметить, что в раннехристианские времена было распространено учение о предсуществовании душ, согласно которому человеческие души до воплощения в тело существовали в духовном мире и до момента вселения в рождающегося человека могли быть либо ангельски чистыми, либо запятнанные каким-нибудь грехом. Отсюда возможен и вопрос учеников, заданный Христу по поводу слепорождённого нищего. Именно возможен, так как есть и другие предположения о значении этого вопроса, заданного ещё не просвещёнными Духом Святым учениками. Например, в иудейской среде существовало учение о возможности согрешения души во время пребывания в материнской утробе под воздействием злого влияния извне и т. д. Но в принципе, это не очень-то и важно. Мало ли что говорили Иисусу фарисеи, книжники, саддукеи и простые жители Иудеи, неважно и какие вопросы они Ему задавали. Важно, что Он им отвечал. В данном же случае Христос вообще перевёл разговор в другую плоскость и ответил, не почему человек родился слепым, а для чего: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 3).
Сторонники теории перевоплощения утверждают, что тайну эту Христос завещал «посвящённым» ученикам, чтобы те в свою очередь передавали её через других «посвящённых», не открывая человечеству до тех пор, пока оно не созреет. И что якобы на V Вселенском соборе епископы, знающие об этой тайне, специальным решением запретили её распространять.
Заявления такого рода свидетельствуют о полном незнании принципов обсуждения тех или иных вопросов на Вселенских соборах. Собравшиеся, после обсуждений и дискуссий, отвергали некоторые учения, выдвинутые отдельными представителями Церкви как еретические, и утверждали сложившиеся догматы и правила. Отмена уже сложившихся в Церкви учений и правил веры в компетенцию Соборов не входила. А поскольку не было сложившейся традиции верить в переселение душ, то не было и её запрета, это легко проверить, ознакомившись с догматами тех древних Церквей, которые не признали решения V Вселенского собора. Ни в одной из древних Церквей, в силу исторических обстоятельств не признавших решение V собора, нет даже намёка на догмат о переселении душ.
Не был апологетом реинкарнации и Ориген, на которого любят ссылаться сторонники переселения душ, включённый в список анафематствуемых на соборах VI—VIII веков. Под осуждение на этих соборах попали его последователи, слишком вольно трактующие некоторые вероучительные взгляды Оригена. Сам же Ориген в своей ранней работе «Начала», хотя и высказывал мысль о предсуществовании душ, но не единожды резко высказывался о реинкарнации как об учении противном христианству. Оно и понятно. Реинкарнация полностью отрицает христианское учение о дарованной Богом свободной воли человеку, об искуплении грехов человечества кровью Христовой и Божественной благодати, благодаря чему человек сам определяет свою судьбу.
Как это может происходить, наглядно демонстрируется Евангельским примером распятого разбойника, который в одно мгновение своего обращения к Христу наследовал Царство Небесное. Бессмертие души по теории перевоплощения есть отрицание самой смерти, отрицание её трагизма, что может являться обоснованием для ритуальных убийств в некоторых индуистских сектах. И кришнаиты также легко относятся к смерти. Смерть, по образному выражению одного из кришнаитских проповедников, «лишь смена старой износившейся фуфайки». Мало того, при обнаружении признаков «демонизма» в человеке, пусть даже в ближайшем родственнике, не грех, и даже благо, досрочно ликвидировать их нынешнюю телесную оболочку, что и сделал в своё время воин Арджуна, взаимоотношения которого с Кришной берутся кришнаитами за образец.