[06.01.2025] Рождественский ответ из России на зарубежное «обращение к друзьям»
«По плодам их узнаете их»
(Мф. 7:16)
Двадцать пятого декабря 2024 года группа из семи релокантов опубликовала «Рождественское обращение к друзьям», адресованное «urbi et orbi». Среди подписавших – один несостоявшийся фотограф, почему-то называющий себя религиоведом, и шесть клириков Константинопольского патриархата, двое из которых были лишены священного сана в Русской Православной Церкви, но были беззаконно восстановлены патриархом Варфоломеем.
Это «седмеричное послание» по форме обращено к другим релокантам, но на самом деле (что ясно из его содержания) его адресат – это православные христиане, живущие в России и молящиеся в храмах Русской Православной Церкви.
Текст послания весьма долгий, довольно путанный и чрезвычайно эмоциональный (в просторечии этот жанр обычно обозначается двумя словами – сопли и вопли). Авторы коленом выдавливают из читателя сочувствие и согласие к себе, упирая на общие для всех страдания. «Вам плохо – и нам плохо. Вы страдаете – и мы страдаем. Вы растеряны и потеряны – и мы растеряны и потеряны. Но в этом трудном поиске мы занимаемся творчеством…»
Авторы хотят показать, что ими создана некая «теология полной растерянности», и, по видимости, путанная и эмоциональная форма текста эту их претензию подтверждает.
В тексте много правильных слов (до такой степени правильных, что они звучат, как клише), но все многословие и заведомо бессистемное изложение мыслей служат для того, чтобы замаскировать три главных идеи, заложенных в этой «рождественской энциклике». Мне кажется, что такая форма выбрана вполне сознательно: хочешь навязать читателю новую идею, помести ее в кучу эмоционально нагруженного словесного мусора, привычных клише и мнимого глубокомыслия, приправь несколькими бесспорными цитатами, и тогда она будет воспринята как откровение свыше. Так что, скорее тут заложен осознанный расчет, чем «полная растерянность».
Вот – первая идея:
Нами движет стремление укрепить друг друга в вере и напомнить всем верным: Церковь — это не только и не столько обряды или структуры, но прежде всего жизнь в Духе, жизнь в единстве со Христом и друг с другом. Церковь как собрание — это прежде всего Богообщение, в котором рождается замечательное единство людей, «сообщество плодотворной и миротворческой праведности» (выделено мной, – А. Л. Д.)
Источник последней цитаты не приводится, но компьютерный поиск приводит к такой организации:
Christian Peacemaker Teams. Христиа?нские отря?ды миротво?рцев, или Христиа?нская миротво?рческая кома?нда (англ. Christian Peacemaker Teams (CPT)) — международная организация, созданная в 1988 году для поддержки миротворческих групп, работающих в зонах военных конфликтов по всему миру. Корни CPT ? в исторической традиции «мирных церквей» Северной Америки: Церкви меннонитов США, Церкви меннонитов Канады, Братской церкви (бретренов), Религиозном обществе друзей (квакеров)[1]. Кроме того, CPT получает финансовую поддержку от целого ряда антивоенных организаций католиков, баптистов, пресвитерианцев. В зонах вооруженных конфликтов CPT работает в партнерстве с мусульманскими, еврейскими и светскими антивоенными организациями, такими как «Международное движение солидарности» (International Solidarity Movement) и «Международные бригады мира» (en: Peace Brigades International)[2].
Почему авторы стыдливо умолчали об источнике цитаты – останется на их совести.
Итак, высказав идею, что Церковь – это не обряды и структуры, а сообщество людей-миротворцев, авторы послания идут дальше – к рассуждениям о Литургии и Евхаристии. Это их вторая главная идея.
Начинается ее изложение с верной во всех отношениях фразы: «Евхаристия как таинственная встреча со Христом остается центром нашей веры». Тут самое время вспомнить слова одного из героев популярного фэнтезийного сериала: «Фраза, после которой произносится слово «однако», является ложью». Вот и тут за этой самой правильной фразой следует свое «однако»:
Однако в нынешних обстоятельствах не все могут принять участие в евхаристии в желанной полноте. Мы знаем, что некоторые из нас испытывают глубокий духовный кризис, остро переживая невозможность в единомыслии молиться с теми, кто открыто поддерживает войну и насилие[3].
Так что же делать таким людям, которые не могут причащаться с теми злодеями, которые «поддерживают войну и насилие» (читай, не выступают за поражение своей страны)? А вот что (и это – третья главная идея авторов седмеричного послания):
… перед нами открывается новый путь: если невозможна общая евхаристия со сторонниками войны, мы можем искать другие образы молитвы и единства, которые включают прежде всего тех, кто живет с нами общим духом. Собирайтесь небольшими группами, в семьях или с друзьями, чтобы читать евангелие, молиться вместе. Литургия — это не только святое причастие. Это вся наша жизнь во Христе, жизнь по Его заповедям.
Мы хотим поддержать тех, кто ищет пути к совместной молитве и единству: будь то литургия слова, домашнее богослужение или даже простая совместная беседа о евангелии за чашкой чая. Важно помнить, что Христос с нами там, где мы собираемся во имя Его.
Слушание и переживание Слова, общая молитва — это тоже евхаристическое по своему содержанию общение. Ведь и ближайшими Его учениками Он был узнаваем не только в преломлении хлеба (Лк. 24:35), но их сердце горело и когда Он говорил им на дороге и когда изъяснял им Писание (см. Лк. 24:32). Именно поэтому там, где место Слова занимает идеология, единство невозможно (Все выделения в тексте мои. – А. Л. Д).
Авторы седмеричного послания перевирают смысл евангельского текста. В том-то и дело, что ученики узнали Христа только в преломлении хлеба, но не тогда, когда Он шел с ними и подробно разбирал пророчества о Себе. Евангелист Лука именно это хочет донести до читателей: из Писания можно многое узнать о Христе, но Самого Его можно узнать только в Евхаристии. Но именно Евхаристия по мысли семерых авторов (напомним, что шестеро из них называют себя священниками и регулярно совершают Евхаристию) может быть заменена, ну, например, «беседой о Евангелии за чашкой чая». И этого достаточно!
Главное – создавать свои общины, каждая из которых сама придумает чем ей заниматься:
«Когда мы собираемся как община, это собрание не только ради молитвы. Это пространство, где мы можем делиться друг с другом сокровенным, поддерживать друг друга и вместе служить ближним. Общины могут быть разными — большими или маленькими; они могут встречаться регулярно или изредка; они могут быть совсем тихими, домашними встречами или же заниматься активной деятельностью».
Эти общины должны создаваться вне Церкви и помимо нее и заниматься активным прозелитизмом:
Мы приглашаем вас к творчеству. Придумывайте свой образ христианской жизни служения, находите то, что помогает вам и вашим близким. Щедро делитесь этим с другими.
Когда трудно собираться большими группами, мы можем начать с малого: с небольшой молитвы дома, в кругу семьи. Это может быть чтение Псалмов, молитвы «Отче наш» или даже совместное пение церковных песнопений.
Важно помнить, что каждый может начать эту молитву: отец, мать, бабушка, дедушка, дети, внуки. Домашняя церковь — это не вынужденная и не случайная форма, а возможность ощутить присутствие Христа в нашей повседневной жизни.
Мы хотим напомнить: когда вам тяжело, ищите не столько церковное здание или структуру, сколько друг друга (Выделено мной. – АЛД).
Итак, авторы мнимой «теологии полной растерянности» вполне осознанно предлагают православным христианам нашей страны, ввиду невозможности причащаться в храмах, где служат «сторонники войны» или куда ходят «сторонники войны», создавать новые церковные структуры. Эти структуры будут иметь форму небольших домашних групп, «где любовь становится видимой и осязаемой», и где каждый изобретает свой образ христианской жизни и служения. В общем, «общества друзей», как называют себя квакеры – одни из основателей «Христианских отрядов миротворцев». В этих домашних группах сообщают нам семеро авторов, не будет разделения на клириков и мирян – все будут просто «верными» и равными между собой. Хотя, конечно, как и всегда в таких проектах кто-то станет «равнее» – те, кто будет координировать деятельность этих групп и направлять их в нужное русло. Ну вот, например. С одной стороны «сами творчески придумывайте формы ваших литургий», а с другой, в нужные дни устраивайте молитвенно-политические акции, а мы из-за границы вас поддержим:
В годовщины убийств всех, пострадавших за правду, и в дни памяти других жертв несправедливости и государственного насилия мы приглашаем вас молиться о мире, о жертвах войн, о политических заключенных, о невинно осужденных. И это тоже будет нашей общей молитвой.
В домашние группы следует впускать только политических единомышленников. То есть, приглашать туда новых членов лишь после тщательного отбора и проверок – а то вдруг среди них окажется скрытый «сторонник войны». И это и станет критерием – как отличать истинных христиан от прочих – не по исповеданию веры, не по церковной жизни, не по делам милосердия, а лишь по тому, поддерживают ли они политическую программу авторов «Седмеричного послания». Да, именно так: Чашу Христову можно разделять лишь с политическими единомышленниками, а если такой возможности нет, то конспиративные собрания с чтением Евангелия и обсуждением политических вопросов за чашкой чая станут для вас полноценной заменой Евхаристии. Это только для сторонников войны, уверяют они, «там, где место Слова занимает идеология, единство невозможно». А вот там, где место Слова занимает наша идеология, единство делается более, чем возможным.
Вот что предлагают нам авторы «Седмеричного послания». Именно такой они видят новую истинную Церковь. Зачем они сами служат литургию – хороший вопрос. Наверное, поскольку это то, что они должны делать для Константинопольского патриархата, в котором они вполне традиционно работают священниками, окормляющими мирян.
Но, если называть вещи своими именами, то мы должны признать, что семь авторов послания (интересно, что первой под ним стоит подпись мирянина, а протоиереи и иереи подписались потом) проповедуют явную и очевидную экклезиологическую ересь, представляющую совсем иную церковь, в корне отличную от той Истинной Церкви, которая была создана Иисусом Христом две тысячи лет назад.
АЛД
Iriney.ru
[1] Не отсюда ли заимствовано название «Рождественское обращение к друзьям»?
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Христианские_отряды_миротворцев
[3] Здесь и далее расстановка строчных и прописных букв в цитатах как у авторов.