[20.07.2022] Протоиерей Александр Новопашин: "И я продолжаю свой бег"

26 июля отмечает свое 60-летие протоиерей, настоятель новосибирского собора Александра Невского отец Александр Новопашин. Он поделился с «ЧС» своей позицией по поводу спецоперации на Украине, рассказал о борьбе с деструктивными организациями и поделился творческими планами.

- Юбилей - это время подведения итогов. Какое достижение на данный момент вы считаете главным в своей жизни?

- Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Я человек церковный, поэтому не могу подводить итоги, не могу назвать и главного достижения в своей жизни, поскольку все промежуточные итоги, а тем более основной итог, подводит Сам Господь. Он Судья. Мое же дело - следовать Ему. Также апостол Павел сравнивает жизнь христианина с жизнью атлетов, «бегущих на ристалище», то есть состязающихся друг с другом, для получения венца тленного (награды земной). Награда же для христианина - Христос. Христианин должен бороться со своими страстями, чтобы удостоится венца нетленного, приобрести Христа. «Так бегите, чтобы получить», - говорит Апостол. И я продолжаю свой бег.

- Сейчас нельзя не задать вопрос по поводу спецоперации на Украине. Вы не скрываете своей позиции по этому вопросу. В чем, как вы считаете, заключается главная угроза, с которой сейчас борется наша страна?

- Россия всегда была костью в горле у США, Великобритании и их сателлитов. Они не жалели средств, чтобы ослабить нашу страну, разобщить народы, и в конечном счете завладеть нашей территорией, нашими природными ресурсами. Все эти годы нам удавалось сдерживать их натиск, более или менее эффективно противостоять, пока дело не дошло до беспрецедентных событий - напичканная современным вооружением и человеконенавистнической идеологией, ставшая по сути неформальным неонацистким подразделением НАТО, Украина начала артиллерийские обстрелы русского Донбасса, в результате которого гибли мирные люди, дети. И длилось это восемь лет. Восемь лет украинцы убивали русских. А затем на самом верху, читай в США, было принято решение захватить Донбасс и уже оттуда напрямую угрожать России, а в её лице угрожать и всему Русскому миру. И тогда было принято решение действовать на опережение. Специальная военная операция на Украине, проводимая российскими войсками - это выбор России, направленный на защиту русской цивилизации, на защиту Русского мира. Следует добавить, что хотя и бывают слышны крики, что Россия в феврале сего года начала войну против Украины, напомню, это киевская власть развязала войну против своего народа, а мы ее сейчас заканчиваем.

- Внутри страны тоже немало проблем. Есть, к сожалению, и деструктивные организации, в том числе и фашистского толка. Ранее вы озвучивали свою «классификацию» последствий вовлечения в различные деструктивные организации для людей. Какими бывают эти объединения и чем они опасны?

- Есть люди, которые в своем стремлении к власти и деньгам переходят все возможные нравственные границы и создают группы, целые организации и движения, зачастую псевдорелигиозные, члены которых полностью подчинены их воле или выдуманной ими безумной идее. Достигается это либо откровенной ложью, либо грубым запугиванием, либо психотехниками, но чаще всего всем вместе. Людей лишают критического мышления, разубедить их очень сложно, почти невозможно, поскольку манипулятивное воздействие на них в этих организациях не прекращается ни на минуту. Адепты деструктивных организаций посвящают свою жизнь их лидерам, переписывают на них свои квартиры, дома, жертвуют последние деньги. Это несчастные, полностью зависимые от организаторов люди, есть даже такой термин - сектозависимость, то есть зависимость от того объединения, в которое они входят. Избавиться от нее также сложно, как, скажем, от наркотической или алкогольной зависимостей. Особенно страдают дети, родители которых оказались под влиянием этих асоциальных элементов. Их жизнь проходит в секте, где они могут подвергаться различным насилиям, в том числе сексуальным.

Такие объединения находятся под пристальным вниманием западных спецслужб. Им даже помогают финансово. Чтобы затем использовать в своих целях. Например, - я об это не раз говорил и скажу снова, - достоверно известно, что в "оранжевой революции" 2004 года и "Евромайдане" 2014 года в Киеве принимали активное участие неоязыческие о неопятидесятнические организации. В полку Азов укронацисты прекрасно уживаются с неоязычниками, есть и сатанисты. Есть на Украине и неозыческие военизированные подразделения. Здесь уместно вспомнить о созданных на Украине экстремистских организациях, активно действующих на территории России «Misanthropic Division» (MD, запрещена в РФ), «Маньяки. Культ убийц», секте украинского происхождения «АллатРа».

Подобные организации опасны не только для конкретного человека, семьи, общества - они угрожают национальной безопасности страны. В настоящее время наши граждане гибнут и теряют свое имущество не только вследствие деятельности экстремистов и террористов. Не меньший урон наносят деструктивные субкультуры, суицидальные игры и увлечения, упомянутые мною тоталитарные секты, медицинские диссиденты, психокульты, маги и псевдоцелители. Все это многообразие мы называем деструктивными образованиями причиняющими вред здоровью людей и их благосостоянию, разрушающими институт традиционной семьи, разжигающими рознь по различным мотивам, а также склонным к иным видам разрушительной деятельности.

- Известно, что вы боретесь с сектами и другими деструктивными организациями. Как сейчас строится эта работа?

- Информационно-консультативный центр по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе много лет является одним из наиболее известных центров такого рода в стране. Нам звонят и приезжают не только из города и области, но и из других городов и регионов. С вопросами о сектах обращаются и с «той стороны», из-за рубежа.

В нашей работе за последние четверть века ничего не изменилось. Мы по-прежнему собираем подробную и достоверную информацию о деструктивных организациях, используя для этого различные источники, в том числе показания самих адептов, которые неожиданно стали понимать, в какое болото они позволили себя втянуть. Полученными сведениями мы делимся с властными структурами и общественностью: издаем книги, рассылаем письма, организуем встречи, круглые столы, конференции, проводим консультации.

Художественный фильм «Рядом с нами» 2016 года, автором которого я являюсь, во многом основан на реальных событиях: соответствующая информация поступала в наш центр.

- Однажды вы сказали, что человек сам несет ответственность за свой жизненный путь и мировоззрение. Поясните, пожалуйста, эту мысль?

- Да, это так. Многое здесь зависит и от семьи, и от окружения человека, но если он настроен серьезно, если он не хочет потеряться в этой жизни, но стремится найти любимое дело, обрести семью, воспитать детей, то ему все пути открыты. Говорят, жизненный путь извилист. Но извилистым его делают страсти, слабости самого человека. Нужно набраться мужества и идти «средним путем», или его еще называют «царским», тем более что он, по большому счету, уже определен. Не нужно исступленно пытаться найти что-то особенное, изысканное, такие желания могут быть вызваны тщеславием. И нужно помнить, что человек ответственен не только за себя, за свою жизнь, часто он несет ответственность и за других людей, не только тех, кто вокруг него, но и тех, кто будет жить после него. Говорят же, «дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Вот такая связь.

Ну а если смотреть на жизнь в духовном смысле, то главная задача человека заключается в спасении своей души. А для этого тоже нужно выбрать царский путь. К этому призывал христиан преподобный Иоанн Лествичник: не уклоняться влево или вправо, «но путем царским идти». И опять же, оттого как человек будет преуспевать в деле своего спасения зависит и спасение других. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», учил преподобный Серафим Саровский.

- Какие главные проблемы, помимо уже перечисленных, вы бы назвали основными для современного российского общества?

- Знаете, об этом еще несколько лет назад очень хорошо сказал Святейший Патриарха Кирилл: российское общество становится нежизнеспособным. Почему он так сказал. Потому что людям предлагают безграничную свободу, которая, если они её примут и ей поклонятся, сделает их счастливыми. Это путь не просто в никуда, это путь к погибели. Мы, православные христиане, утверждаем, что истинная свобода может быть только во Христе, а значит, счастливыми людей может сделать только Христос. Это не идея, но внутреннее состояние – независимость от страстей и пребывание в любви. Любящий Христа свободен во Христе, любящий грех находится в рабстве у греха. Про всех нас говорит апостол: «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Рим. 6:20–21). Счастье по-христиански - это вера во Христа. Для такой веры нет никаких преград. И даже страдания перестают быть страданиями. «Я полюбил страдания», - говорил святитель Лука Крымский и Симферопольский, потому что он переносил их ради Христа, и они приближали его к Богу и делали по-настоящему счастливым.

- Что делает Церковь и лично вы для борьбы с этими проблемами?

- Духовно-нравственные проблемы всегда остро стояли перед человечеством, и Церковь, как любящая мать, не перестает увещевать людей, воспитывать, и вот уже две тысячи лет неустанно призывает покаяться и обратиться к Богу. Я, как член Церкви, как священнослужитель, не могут остаться в стороне. Это противоречило бы моим убеждениям, моей вере. Та миссионерская и социальная деятельность, которой мы с братьями и сестрами во Христе занимаемся все эти годы, направлены на то, чтобы раскрыть перед людьми красоту Православия, красоту православной веры, красоту православной культуры.

- Как вы считаете, достаточно ли государство делает для борьбы с этими проблемами, и что еще можно было бы сделать?

- Народ нужно воспитывать, образовывать. Не только в церковных стенах - это само собой разумеется, - но и вне церковной ограды. Однако государственная образовательная система неповоротлива, инертна, сколько усилий пришлось приложить, чтобы в школах хотя бы факультативно начали преподавать - не закон Божий! - культурологический предмет Основы православной культуры, который освещает славную историю православной России, рассказывает о героях Святой Руси, о ее святых, имевших огромное влияние на российские народы, о ее зодчестве, искусстве, литературе.Но и сейчас возникают проблемы: в школах насаждается сомнительный предмет светской этики, которая является антагонистом православной культуры, до сих пор можно услышать, что Россия - светское государство, что Церковь отделена от государства и прочие смешные отговорки, лишь бы попы не учили детей «мракобесию».

Тем не менее хочу отметить, что власть стала уделять больше внимания Церкви, особенно в последнее время. Сегодня Русская Церковь и государство совместно отмечают церковно-государственные праздники. Это прежде всего, День народного единства, День семьи, любви и верности, День Крещения Руси.

Государство стало отчетливо понимать, что без Церкви невозможно бороться с духовно-нравственными проблемами - наркоманией и алкоголизмом, абортами, вандализмом, сквернословием, половой распущенностью, упадком института семьи, общим падением нравов.

В 2020 году вышел Указ Президента РФ об утверждении новой редакции Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В нем неоднократно говорится о необходимости защищать традиционные российские духовно-нравственные ценности, носителем которых вот уже более двух тысяч лет является Русская Православная Церковь. Ей же, Церкви, отводится определенная роль в противодействии экстремизму и терроризму. Тем самым государство признает, что без духовно-нравственного просвещения невозможно сплотить народ, наполнить его священным духом патриотизма, невозможно привить ему добродетели, которые позволят ему называться великим народом.

И, кроме того, духовное невежество - лучший союзник экстремистов и террористов, которые часто спекулируют псевдорелигиозной риторикой при вербовке в свои ряды.

- Вы человек творческий, в том числе занимаетесь кино. Поделитесь, пожалуйста, последними достижениями в творческой сфере и своими ближайшими планами?

-Последними моими работами в кино стали две художественные картины - о проблеме наркомании и экстремистских движениях в России. Картины были хорошо приняты и зрителями, и экспертами кино. Фильмы получили награды на российских и международных фестивалях. Но я хочу отметить: кинокартины стали отличным инструментом профилактики наркомании и противостояния экстремистским идеям. Мы показываем эти фильмы на встречах с молодежью, а после просмотра обязательно обсуждаем больные темы, причем иногда разговор занимает больше времени, чем сам просмотр.

Буду ли я и дальше снимать кино? Вопрос этот задают мне постоянно. Но работа над фильмом отнимает много энергии, сил, поэтому приступать к ней я долго не решался. А сейчас, по-видимому, пришло время. Я начал работать над сценарием к фильму о бездомных. Материала достаточно. В Новосибирской епархии организован и много лет действует комплексный центр обслуживания граждан, оставшихся без жилья. Несколько центров, организованных в Новосибирске общественными благотворительными организациями, например, «Линией жизни», мы духовно окормляем. Здесь следует понимать, что люди без определенного места жительства далеко не всегда оказываются бездельниками, наркоманами или алкоголиками. Многие потеряли жилье в результате мошеннических операций, кого-то на улицу выгнали родственники - такое тоже случается. Проживающие в этих центрах рассказывают о себе удивительные истории, каждая из которых достойна стать основой для фильма.

Два фильма «Меня это не касается» и «Рядом с нами» уже есть. Если Господь благословит и мне удастся осуществить свои планы, то создание новой картины станет завершением задуманной мною трилогии.

Указом Президента РФ от 15 июля 2022 года за большой вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных традиций, а также многолетнюю плодотворную деятельность, протоиерей Александр Новопашин награждён «Орденом Дружбы».

Газета "Честное Слово"
г.Новосибирск