Православная Церковь предупреждает
В 1995 году Информационно-консультативный Центр священномученика Иринея епископа Лионского при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата выпустил брошюру под заглавием «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным», написал которую доктор философии, кандидат богословия А. Л. Дворкин. Брошюра знакомила читателей с методами вербовки в тоталитарные секты, приводились примеры преступлений, совершённых внутри этих сект, приводился список самих тоталитарный сект, среди которых было и «Общество сознание Кришны».
Вскоре в Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы поступило исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации и опровержении порочащих сведений. Истец, в лице представителя Общественного комитета защиты свободы совести, в част-ности, просил признать не соответствующими действительности и порочащими содержащиеся в брошюре А. Л. Дворкина сведения о новых «религиозных организациях, зарегистрированных Министерством юстиции РФ и легально действующих на территории России», которые «автор именует тоталитарными сектами или деструктивными культами» и относит «в частности, к числу таковых Общество Сознания Кришны (ОСК), Церковь Объединения, Саентологическую церковь, Богородичный центр и другие нетрадиционные религиозные организации».
Такими несоответствующими действительности и порочащими нетрадиционные религиозные организации сведениями, содержащимися в брошюре Дворкина, Общественный комитет защиты свободы совести посчитал утверждения автора брошюры о том, что «религиозные организации отбирают у человека материальные ценности»; утверждения автора о том, что «человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно без необходимого питания и достаточного количества сна»; утверждения автора брошюры о том, что «цель всех тоталитарных сект — придти к власти. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они не обременяют себя попытками обращения масс, но вербуют лидерские кадры для грядущих лет»; и вывод автора брошюры о том, что религиозные организации «...не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление, и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству».
По инициативе истца в дело вступили с самостоятельными исковыми требованиями, аналогичными исковым требованиям Общественного комитета защиты свободы совести, двадцать семь физических лиц, являющихся членами различных нетрадиционных религиозных организаций, в том числе членами Общества Сознания Кришны и Сайентологической церкви. В свою очередь на стороне ответчиков в дело вступил Издательский Совет Московского Патриархата в лице председателя этого Совета и председателя АОЗТ Издательство Московской Патриархии Тихона, епископа Бронницкого, викария Московской епархии (ныне митрополита Новосибирского и Бердского), одобрившего к публикации брошюру А. Л. Дворкина. В поддержку ответчиков против заявленных к ним исковых требований в судебном разбирательстве приняла участие общественность — Благотворительный общественно-просветительский фонд «Комитет по спасению молодежи».
Заседание суда длилось семь недель. Заслушивались истцы, ответчики, свидетели каждой из сторон. Показания давали лица, ранее состоявшие членами нетрадиционной религиозной организаций. В качестве свидетелей суд допросил также российских и иностранных специалистов в области юриспруденции и религиоведения. Совершенно неожиданным для истцов оказались показания свидетелей с их стороны, подтвердившие факты, изложенные в брошюре.
Судом отмечено, что, в частности, в книге приведены имевшие место в действительности факты ограбления руководителями МОСК ювелирных магазинов и сбыте краденого, вымогательства и мошенничества в особо крупных размерах, подделки торговых марок и иной нарушающей патентное законодательство деятельности, контрабанды различных товаров, торговли наркотиками и оружием, избиений, изнасилований (в том числе и надругательств над детьми в особо циничной форме) и убийств.
При таких обстоятельствах суд посчитал установленным, что приведённые А . Л. Дворкиным в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» сведения о «тоталитарных сектах», которые оспариваются истцами, — соответствуют действительности, а потому опровержению не подлежат. Логическим концом этого почти двухмесячного судебного заседания был отказ в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации.
С тех пор прошло пятнадцать лет. Тоталитарные секты, пользуясь несовершенством законодательств, а в некоторых странах и по прямому попустительству властей предержащих, продолжают свою деструктивную деятельность.
В последние годы вновь активизировалась деятельность «Международное общество сознания Кришны». В сентябре 2012 года участники 5-й встречи Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, прошедшего в сербском городе Нови Сад, по итогам совещания выступили со Специальным определением: «Мы, участники 5-й встречи Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, посвящённой теме гуруизма, отмечая особую актуальность проблемы гуруизма для религиозного сознания современного человека, считаем необходимым заявить следующее:
В рамках обсуждения проблемы гуруизма мы неоднократно обращали внимание на авторитетную в сектантской среде книгу “Бхагавад-гита как она есть”. Эта книга была написана гуру-основателем тоталитарной секты “Международное общество сознания Кришны” Абхаем Чараном Де, более известным как Бхактиведанта Свами Прабхупада. Обращаем внимание на то, что в комментариях Прабхупады, из которых состоит большая часть объема книги, содержится много высказываний, которые могут быть расценены как человеконенавистнические, дискриминационные, унижающие честь и достоинство человека, оскорбляющие его религиозные чувства. Мы подчёркиваем, что речь идет только о комментариях Прабхупады, а не о классическом индийском эпосе, входящем в сокровищницу мировой литературы.
Мы убеждены, что те многие уголовные преступления, которыми “прославилось” “Международное общество сознания Кришны” были вдохновлены этими самыми комментариями Прабхупады, что указывает на их несомненный деструктивный потенциал». (Принято единогласно 127 участниками Конференции, представляющими Православные Церкви 15 стран. 27 сентября 2012 г. Нови Сад, Сербия).