[15.06.2020] В Новосибирске состоялась епархиальная видео-конференция по вопросам миссионерской деятельности в период эпидемии коронавирусной инфекции
По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин в понедельник провел видео-конференцию, посвященную вопросам миссионерской деятельности в период эпидемии COVID-19. В конференции приняли участие благочинные епархиальных округов, помощники благочинных по миссионерской работе, настоятели храмов города Новосибирска.
Миссионер отмечает: «Мошенники используют пандемию в своих корыстных целях. Например, сектанты с еще большей активностью начали вербовать в свои ряды новых адептов. Теперь они заявляют, что эпидемия – это предвестник конца света и спастись может только тот, кто примкнет к их группе»
В критической ситуации, особенно длительной, у человека могут развиваться тревожно-фобические настроения, начинает страдать критическое мышление, теряется рассудительность, и в этом состоянии он наиболее подвержен психологическому воздействию, внушению. В этот момент его сознание наиболее уязвимо. Этим пользуются сектанты. Они приходят к нему и объясняют, что «все вместе они обязательно справятся с его бедой». Только для этого нужно им поверить, стать их другом, принять их идею, их образ жизни. Истерзанный тревожными переживаниями, человек идет у них на поводу и получает призрачное утешение, даже не замечая, что с этого момента перестает принадлежать себе и становится рабом секты, говорит священник.
Он объясняет, что вынужденные профилактические меры, такие как самоизоляция, карантин, а также ежедневные сводки о новых заболевших и умерших, прочая негативная информация с одной стороны заставляют людей быть осторожными, лишний раз не появляться в общественных местах, не выходить из дома, но с другой – в той или иной степени нарушают их нормальный психологический фон. Страх за себя, за своих родных и близких, страх остаться без работы, прочие страхи, насаждаемые всевозможными фейками в сети, делает их эмоционально неустойчивыми, выбивает из психологического равновесия. Людям требуется масштабная психологическая поддержка, но ее нет. И вот тогда появляются сектанты. Они успокаивают, они дают надежду, они окружают заботой, вниманием. Это называется «бомбардировкой любовью», которая очень эффективна, когда люди находятся в глубоком стрессе.
Руководитель миссионерского отдела приводит примеры: «Активизировались неопятидесятники, они предлагают заговаривать COVID-19. В Америке теле-евангелист Кеннет Коупленд во время своей телепроповеди подул в камеру, объявив, что это «ветер Бога», который только что, прямо сейчас уничтожил коронавирус, и призвал телезрителей интенсивнее спонсировать его «миссию». Почти идентичную и крайне эмоциональную проповедь записал украинский неопятидесятнический пастор, «апостол» Владимир Мунтян. Свидетели Иеговы поспешили заявить, что это знак близкого конца света, о котором они так давно предупреждали. Бывший священник Головин, извергнутый из сана – туда же! Головин никак не может успокоиться и призывает ко всеобщей «молитве по соглашению», к которой можно присоединиться любому, если, конечно, хорошо заплатить. Мошенник Григорий Грабовой, который в своё время за деньги обещал «воскресить» погибших в Беслане детей, отсидев срок, перебрался в Сербию и оттуда сообщил миру, что изобрёл цифровую формулу, при повторении которой COVID-19 не заразишься. Я уже не говорю про громадное количество малоизвестных проповедников-сектантов, в том числе и псевдоправославного толка, сторонников конспирологических идей, которые предлагают разные способы спасения от коронавируса. Не бесплатно, конечно».
В связи с самоизоляцией или карантином люди значительно больше времени проводят в сетях. Сектанты и здесь тут как тут, предупреждает протоиерей Александр Новопашин: «Вовлечение граждан в деструктивные религиозные секты сегодня активно осуществляется в интернет-сфере. Такой способ ещё называют бесконтактной вербовкой. Например, незнакомец пишет вам сообщения, интересуется вашими проблемами и настойчиво предлагает помощь. Или вы видите ссылки на сайты и сообщения, которые призваны вас запугать (это могут быть заявления о грядущем конце света), но тут же предлагается "спасение". Или в инстаграме вас атакует таргетированная реклама какой-то незнакомой вам организации с удивительными примерами людей, которым она помогла. Вариантов бесконечно много. Поэтому будьте бдительны, критически оценивайте информацию, которую вам предлагают в сети».
Адепты секты "Граждане СССР", а следом за ними и некоторые священнослужители, и миряне, насмотревшись фейковых видеоматериалов в интернете, активно распространяют слухи о всеобщей чипизации под видом вакцинации против COVID-19, о «печати антихриста». Хочется напомнить, говорит отец Александр, что в «печати» главное – не сама «печать». Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных однозначна: «Никакой внешний знак, - подчеркивается в документе Священного Синода Русской Православной Церкви, - не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры»”.
В том же документе говорится: “Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14). При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой».
Священник призывает к трезвомыслию, рассудительности, к евхаристическому общению, церковному единству и борьбе не столько с внешним, сколько с внутренним, с тем, что исходит из сердца, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Отец Александр также обращает внимание на проблему герондомании — страстного влечения к поискам «прозорливых старцев-чудотворцев». Порой, неадекватные поведение и заявления таковых лжестарцев вызывает к ним приток людей, заблудившихся в лабиринтах своего сознания, переставших критически воспринимать информацию, не осознающих, что они делают. Например, скандальное заявление печально известного и ныне запрещенного в священнослужении схиигумена Сергия (Романова), в котором он проклял сторонников временного прекращения публичного посещения храмов ввиду борьбы с коронавирусной инфекцией, сильно взбудоражило часть населения. Протоиерей Александр Новопашин приводит слова святителя Игнатия Брянчанинов – внимание! – «Те старцы, которые принимают на себя роль... древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими… Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно… Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит». В другом месте святитель Игнатий пишет о том, что лжестарцы «по наружности… будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, в слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов… увлечены разгорячением… Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять… им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню…».
Мы живем в очень непростой период, подчеркивает священник. Пандемия смешала все наши планы, изменила наши привычки, загнала людей в строгие внешние рамки. Но ничего такого особенно трагичного в этом нет. Настоящая трагедия наступает тогда, когда человек перестает верить Богу и предается суевериям, которые губительны для его души.
О численности же людей, попавших в секты в этот период, можно будет судить после окончания пандемии COVID-19, заключает отец Александр.