[22.05.2020] «Служба духовной безопасности»: сектанты или экстремисты?

Кто стоит за Валерием Суторминым и его адептами? Почему их жертвой может стать практически любой человек? Что может случиться, если вовремя не пресечь деятельность этой новоявленной секты?

Ответ на эти вопросы, а также история о том, как начиналась и развивалась самопровозглашенная «Служба духовной безопасности» – в нашем материале.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА

Все началось с того, что от семинариста Валерия Сутормина ушла жена.

Это случилось в тот момент, когда без пяти минут священник был в отъезде. Вернувшись, он тут же бросился на поиски супруги, стал обращаться в различные учреждения: полицию, опеку… Но и там, и там у него попросту не приняли заявления.

Оказалось, что Элина, мать двоих его ребятишек, официально женой ему не является. И самое главное, что и дети тоже не числятся за гражданином В.В. Суторминым. В свидетельствах о рождении, что Серафима, что Сергея, в графе «отец» стоял прочерк.

«Как так могло получиться? – недоуменно подумает читатель. – Неужели такое возможно у людей, позиционирующих себя православными: жить без росписи в ЗАГСе и не признавать своих же детей?»

Валерий Сутормин

Оказывается, возможно. Дело в том, что у Сутормина отсутствовал такой документ, как паспорт. Точнее был, но старый, советский, с фотографией владельца в возрасте шестнадцати лет от роду. Новый же, российского образца, Валерий Валерьевич не получал принципиально. Именно поэтому у него, когда он собрался жениться, не приняли заявление в ЗАГСе. Правда, отсутствие свидетельства о браке почему-то не остановило священника, который обвенчал пару. Когда же у них родился сначала один сын, а потом и второй, Валера по какой-то причине не стал признавать отцовство.

Ему пришлось потратить несколько лет, чтобы доказать права на сыновей. Процесс осложнялся тем, что Элина явно не горела желанием иметь хоть какие-то официальные связи с папашей своих детей, ибо сбежала от него не от хорошей жизни.

Сутормин потрепал немало нервов, как своим родным и близким, так и сотрудникам государственных органов. Например, паспорт гражданина России он так и не стал получать, но, тем не менее, сумел выбить решение суда о том, что является родителем Серафима и Сергея.

С этого момента поднаторевший в судебных тяжбах истец начал сочинять все новые и новые жалобы. И если бы только в государственные суды и по поводу общения с детьми! Нет, в первую очередь он атаковал Патриархию с требованиями вернуть ему жену, несмотря на то, что за это время та успела официально выйти замуж и родить ребенка от нового супруга. Сутормин возжелал, чтобы Элина оставила своего законного мужа и, вместе с детьми, в том числе и дочкой от нового брака, поселилась в сторожке при монастыре. А сам биологический папаша ее старших детей собирался строить священническую карьеру в той же обители, но уже в монашеском чине.

«А как же реальный, настоящий муж Элины, отец ее младшей девочки, – вновь начнет недоумевать читатель. – Ему-то куда деваться? Принудительно разлучаться с женой и родной дочерью?»

Да, именно этого и требовал Валера. Мало того, он не раз в открытую заявлял, что не только мать его сыновей, несмотря ни на что, продолжает оставаться его женой, но и ее дочка от законного мужа является ребенком… его, Сутормина! И ничего, что к тому времени Элина вот уже несколько лет не то что не жила, а не виделась с ним – по мнению семинариста, все чада, которые рожает даже от другого расставшаяся с ним женщина, априори принадлежат ему.

На все эти бредни Сутормин приводил в качестве доказательств выдернутые из контекста и переложенные на свой лад цитаты Священного Писания и Святых Отцов. Тем же, кто пытался возражать ему, грозил церковным судом, пожизненным отлучением от Причастия, а если оппонент оказывался священнослужителем – извержением из сана. Так, за короткое время папаша старших детей Элины накатал кучу прошений в Патриархию, с требованиями предать суду и лишить сана ряд пресвитеров и архиереев Русской Православной Церкви.

Все закончилось тем, что Сутормин был отчислен из духовной семинарии. После чего несостоявшийся пастырь полностью сосредоточился на новом поприще, объявив себя ни много ни мало руководителем «Службы духовной безопасности» всея планеты, сокращенно – «СДБ».

И, как водится, к нему потянулись немногочисленные, но довольно активные и колоритные, сторонники.

ЖЕРТВЫ «СЕКСУАЛЬНОГО НАДРУГАТЕЛЬСТВА»

Рассказывают, что в юности и молодости Слава Балакин был добрым и неконфликтным человеком. Окончив институт, женился, стал отцом замечательной девочки Лизы. Спустя пять лет супруга Мария подарила ему еще одну дочку – Настю. В конце девяностых начал ходить в церковь, обвенчался с женой. В общем, все было хорошо, покуда глава семьи не повстречал Сутормина.

С тех пор в доме Балакиных начался сущий кошмар. Слава, ставший к этому времени солидным и важным Вячеславом Васильевичем, неожиданно решил, что его паспорт гражданина России является сатанинским и вообще нелегитимным документом. Недолго думая, Балакин отказался от него, а заодно стал требовать того же самого от Марии и дочерей. А еще запрещал им ходить с непокрытой головой, носить брюки, отмечать светские праздники. Когда же Лиза, вопреки его желанию, собралась с друзьями отпраздновать Новый год, папаша устроил дебош с выбиванием дверей.

Но больше всего досталось младшей дочери Насте. Если Мария и Елизавета как-то могли противостоять слетевшему с катушек главе семейства, то девочке-подростку сладить с поехавшим крышей батей было нереально. Год с лишним он не давал ей получить паспорт, из-за чего у нее возникли проблемы со сдачей ОГЭ в девятом классе. Дело кончилось тем, что ребенок попросту заболел на нервной почве.

Актив СДБ

Мать и старшая сестра как могли старались оградить Настю от прессинга свихнувшегося родителя. Однажды на выходные Лиза увезла сестренку на дачу, чтобы та хоть пару дней передохнула от домашнего террора. Но Вячеслав Васильевич на пару с Суторминым тут же устремились вслед за ними.

Лизу и Настю преследователи отыскали в доме соседей – давних друзей семьи Балакиных. Ворвавшись туда, начали нести околесицу и дебоширить. После того, как хозяин дома выставил вон непрошенных гостей, Вячеслав, опять же по наущению своего «гуру», накатал заявление, где обвинил мужа соседки… в попытке сексуального надругательства над Суторминым!

Тема про то, что находится ниже пояса – одна из наиболее популярных в компании несостоявшегося священника и его «паствы». Например, другой сподвижник «руководителя СДБ» тридцативосьмилетний Сергей Жук из Белоруссии не так давно накатал прошение в Епархию с просьбой предать Церковному суду свою жену. Помимо стандартных для компании Сутормина обвинений в «непослушании», мужчина заявил, что супруга принуждала его… к онанизму.

Об этом и других альковных подробностях своей жизни Жук без малого два часа вещал в эфире «Службы духовной безопасности». Вдобавок в своем послании он настаивал, чтобы в Епархии разъяснили его благоверной, что он, Сергей, имеет право взять себе… наложницу. Очевидно, его вдохновил пример другого адепта «СДБ» – Чурикова.

ФРУНЗЕНСКАЯ НАЛОЖНИЦА, ИЛИ НОВЕЙШИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА

По всем параметрам Саша Чуриков должен был считаться завидным женихом: огромная четырехкомнатная квартира Москве на Фрунзенской набережной, шикарная дача в ближнем Подмосковье, машина, неплохой заработок. Только вот девушки почему-то не спешили за него замуж, хотя и внешне Шурик не выглядел уродом. Но даже на приходе храма, который он посещал, тамошние барышни, число которых в разы превышало кавалеров, не рассматривали Александра в качестве суженого.

Невесту – милую девушку по имени Наташа – он нашел в интернете. Избранница, будучи по образованию агрономом, великолепно рисовала, творила из подручных материалов прекрасные броши и другие поделки – словом, ее мастерству позавидовали бы многие дипломированные выпускники Строгановки. И как всякий творческий человек юного возраста, была романтична и немного наивна. Поэтому, когда на горизонте возник приличный на вид молодой человек, начавший возвышенно и романтично ухаживать, а затем сделал предложение руки и сердца, девичье сердце дрогнуло.

Жестокая реальность предстала перед молодой женой буквально на следующий же день после свадьбы. Милый, обходительный и любящий Саша в одночасье превратился в истеричного деспота. Любое, даже самое мягкое возражение со стороны благоверной, вызывало в молодом муже агрессию. Дошло даже до того, что он пытался запретить супруге рисовать, по причине того, что свое вдохновение она, якобы, черпает из его энергетики!

Неадекватность и злоба со стороны мужа нарастали с каждым днем. В конце концов Наташа собрала вещи и вернулась в родительский дом. Подала на развод, и через какое-то время суд расторг брак, несмотря на протесты и несогласие Чурикова. После чего последний долго донимал бывшую жену звонками, выслеживал у места работы и даже ходил к священникам, уговаривая их помочь вернуть ему экс-супругу. Но, видимо, батюшки, пообщавшись с ним и поняв, с кем имеют дело, отказывались.

Возможно, Шурик в конце концов и смирился бы с тем, что Наташа потеряна для него навсегда, если бы не наткнулся в интернете на страничку «Службы духовной безопасности». Вскоре он уже лично пожимал руку ее отцу-основателю. А еще через некоторое время стал героем передачи на ютуб-канале «СДБ», где поведал про свою былую семейную жизнь.

Естественно, о своем неадекватном поведении Шурик скромно умолчал, а вот на бывшую жену и ее родню с друзьями наговорил с три короба, переврав все, что только можно. Впрочем, нет, не бывшую – ведущий передачу Сутормин тотчас же объяснил ему, что Наталья, хоть и получила официальный развод в суде, все равно по канонам остается собственностью Чурикова. А покуда всемогущая «Служба духовной безопасности» найдет на нее управу, он, Шурик, может взять себе наложницу.

Воодушевившись, будущий «султан» бросился на поиски. И вскоре на сайте православных знакомств сумел очаровать двадцатидевятилетнюю Ирину. Истомившаяся от одиночества барышня обрадовалась, стала строить планы на будущее и уже видела себя в белоснежном платье с фатой. Но когда она заикнулась об этом кавалеру, Чуриков с ходу огорошил ее: жениться он на ней не собирается, поскольку у него уже есть супруга. А Ирина должна стать его наложницей. То есть жить с ним без росписи и венчания. И это ни в коей мере не является грехом, а наоборот, великой добродетелью – вдохновенно шпарил Шурик по выученной шпаргалке от Сутормина.

Но всё это не убедило девушку. «Не хочу быть наложницей!» – оскорбленно бросила она Чурикову и прекратила с ним всякое общение.

Месть отвергнутого «султана» не заставила себя ждать – вскоре на ютуб-канале «СБД» Ирина была основательно пропесочена. Вдобавок ко всему, Шурик, оставшись верным себе, озвучил ряд деликатных подробностей из жизни родственников несостоявшейся сожительницы, о которых та ему доверительно поведала в период их встреч.

Но, как поется в известной песне: «Кто ищет, тот всегда найдет!». Спустя пару лет удача все же улыбнулась Чурикову. На том же сайте он отыскал двадцатипятилетнюю Настю. Девушку вроде бы верующую, хранившую себя в чистоте для будущего мужа, но, видимо, не стойкую. Ибо Шурику мытьем ли, катаньем ли, но удалось уговорить ее на сожительство и в качестве «наложницы» переехать к нему на Фрунзенскую набережную.

Представление зрителям «православной наложницы»

Естественно, свадьбы или какого другого торжества по этому случаю у любовников не было. Зато на канале Сутормина, в традициях печально известного «Дома-2», состоялся эфир, где Шурик с Настей вдохновенно и подробно рассказывали о своей новой жизни. В конце передачи «вождь СДБ» дал им наказ: в ближайшее время непременно сходить в храм, поведать на исповеди священнику о своем сожительстве и потребовать у него благословения на Причастие.

«Лучше всего сходите к отцу Георгию Максимову, – напутствовал пару бывший семинарист. – И пусть он только попробует вас не причастить – кубарем полетит в церковный суд!»

ПЕРФОМАНСЫ В СТИЛЕ «ПУССИ РАЙОТ»

На отца Георгия Максимова предводитель «СДБ» ополчился давно. Особенно после того, как батюшка в очередной раз подробно, с приведением точных и полных цитат из Священного Писания, разнес в пух и прах «учение» несостоявшегося отца Валерия.

Для отмщения последний выбрал своего самого верного и послушного сообщника – Балакина. По наущению «шефа» Вячеслав Васильевич написал отцу Георгию, попросив совета, как ему выстраивать отношения с матерью своих дочерей, с которой на тот момент у него был уже оформлен официальный развод. Когда же в ответном послании священник назвал Марию бывшей женой, Балакин, разумеется, опять же под диктовку Сутормина, накатал заявление в церковный суд, обвиняя иерея в «прелюбодейной ереси» и требуя немедля извергнуть того из сана. Личная переписка также была выложена на всеобщее обозрение.

Но этим компания под предводительством бывшего семинариста не ограничилась. Вызнав, когда отец Георгий будет служить, «эсдэбэшники» ворвались в храм и устроили там, как теперь модно выражаться, «перфоманс». А именно, не стесняясь прихожан и причта, начали крыть на чем свет стоит священника, обвиняя его в развращении паствы и множестве других грехов. После чего, оставаясь верными себе, выложили аудиозапись своей выходки в интернет и объявили иерея «нелегитимным», то бишь фактически лишенным сана.

Но самый сюр заключался в том, что кляуза на отца Георгия Максимова за подписью Балакина была направлена на имя Патриарха Московского и Всея Руси, которого за пару лет до этого компания Сутормина точно также «извергла» и «низложила».

Кстати сказать, недоучившийся семинарист, несмотря на то, что кроет на чем свет стоит Патриархию, именуя ее то «гнездом разврата», то вовсе «публичным домом», тем не менее регулярно приезжает туда. Подает бесчисленные прошения, пристает с различными бредовыми обвинениями к местным сотрудникам. А не так давно одного из них, пожилого священника, несостоявшийся отец Валерий грозил привлечь к уголовной ответственности, за то, что тот в личном разговоре со своей знакомой назвал Сутормина «болящим».

Под прессинг экс-семинариста стали попадать и другие служители Церкви. Так, одного известного московского пастыря долго выслеживал и наконец отловил возле студии радио «Радонеж» еще один «эсбэдэшник» – Николай Егорцев. Набросившись на протоиерея со стандартными обвинениями в разврате и прелюбодеянии, преградил путь, вынудил оттолкнуть себя. После чего, предварительно включив диктофон, закричал, что клирик ударил его и должен немедля быть извержен из сана.

Со временем подобные набеги на церкви и священников, как простых, так и архиереев, компания Сутормина стала совершать регулярно.

«ВАШ БРАК – ЭТО МОЯ СОБСТВЕННОСТЬ!»

Обвинения в «прелюбодеянии» Сутормин, Балакин, Чуриков, Егорцев и остальные «сотрудники СДБ» предъявляли не только своим бывшим женам, но и совершенно посторонним людям. Так, Шурик, узнав о разводе с мужем прихожанки храма, который посещал, стал осторожно и вроде бы как сочувственно расспрашивать женщину о причинах семейного краха. Та, ничего не подозревая, разоткровенничалась про выходки бывшего мужа и даже призналась, когда собеседник поинтересовался ее дальнейшими планами на жизнь, что не теряет надежды встретить достойного человека и обрести семейное счастье.

Ну а дальше, как уже можно догадаться, этот разговор Шурик с пафосом пересказал во всеуслышание на канале своего «гуру», как всегда прибавив от себя и переврав ряд моментов. Женщину обвинили в «стоянии на пути прелюбодеяния». Но больше всего досталось ее родителям. По мнению «эсдэбэшников», они были должны вернуть дочь обратно буйному супругу и запретить ей даже думать о расставании с ним.

 «Подумаешь, головой ударил о столешницу, разбил до крови! – разглагольствовал в эфире Шурик. – Ведь не убил же! А ее отец неужели забыл, что он уже никто? Что его дочь должна повиноваться только мужу?!»

«И пусть никто не заикается, что мы вмешивается в частную жизнь! – подхватил Сутормин. – Брак – это не личное дело человека. Это, можно сказать, церковное имущество! Оно принадлежит нам всем. В том числе и мне принадлежит! – для пущей убедительности бывший семинарист ткнул себя пальцем в грудь. – Это и моя собственность!»

 Поливание грязью женщины и ее родителей продолжалось почти час. В своих фантазиях Сутормин дошел до того, что обвинил отца: мол, защищая дочь, он толкает на прелюбодеяние не только ее, но и свою жену.

А спустя некоторое время Шурик разыскал того самого отца, которого «обличал» на «эсбэдэшном» ютуб-канале и слезно попросил прощения. Очевидно, «правдоруб» перетрусил, что за слова, сказанные в интернете, с него могут спросить в реале.

Все это, разумеется, он сделал втайне от Сутормина.

МЕЧТЫ ИЗВРАЩЕНЦА

Трусость, склонность к насилию над теми, кто слабее, маниакальное стремление самолично вершить чужие судьбы – наверное, основная черта, которая объединяет всех адептов «СДБ». Например, ее предводитель, живя с матерью своих детей, обожал шпынять ее за что попало. А еще, по признанию несчастной женщины, регулярно чуть ли не силой тащил ее в храм, к Кресту, чтобы Элина прилюдно сказала, изменяет она Валере или нет.

А что стоит только одно видео под названием «Клятва отца», где изгнанный семинарист преследует сыновей и Элину, лупит ее по рукам, когда та пытается перекреститься. Объявляет на камеру, что отлучает мальчиков от причастия, а если те рискнут приблизиться к Чаше, то это «будет им в смерть».

«Отлучение» сыновей

Понятно, что после подобных выходок Серафим и Сережа напрочь отказываются видеться с отцом. Но, тем не менее, последний неустанно третирует судебных приставов, опеку и другие организации, требуя, чтобы те обеспечили ему явку детей.

Под стать главарю «СДБ» – его сообщники. Практически каждый из них потерял семью именно из-за того, что жены не выдерживали жестокости мужей и бежали без оглядки.

 Хотя, чему тут удивляться, когда сам Сутормин учит своих адептов подобному обращению с женщинами.

«Посмотрите, какой образ послушания дают собачки: преданности, незлобия, всепрощения, – мечтательно умиляется он. – Покажите мне такую женщину, которая после того, как ее ударит муж, будет продолжать радоваться и вилять хвостом! Как бы я хотел, чтобы моя жена вела себя как собачка!..»

ТЕРРОР ПОД ВИДОМ БЛАГОЧЕСТИЯ

Говорят, большинство адептов «службы духовной безопасности» чуть ли не с детства страдали душевными заболеваниями. Но подобные недуги не мешали этим людям так или иначе состояться в жизни, обрести семьи, жить долгие годы в любви и согласии. Пока в их жизни не появился человек по фамилии Сутормин.

Тот самый, о котором в последнее время часто рассказывают различные информационные ресурсы. Православные, как правило, с осуждением и сочувствием, как к душевно болящему. Светские – с иронией и насмешкой.

Вот только было не до смеха Наташе, бывшей жене Чурикова, когда после развода ее стала преследовать суторминская секта. Досталось и родным, и близким девушки, которые подверглись травле в соцсетях, и не только там. До сих пор Шурик в эфирах у своего наставника нет-нет, да и вспомнит про ту, что когда-то по наивности вышла за него замуж. И вновь со скрытой угрозой во всеуслышание намекнет, что Наталья по-прежнему принадлежит только ему. И единственным для нее выходом остается пойти в беспрекословное услужение-рабство к нему и его «наложнице».

Впрочем, вряд ли этот патологический трус рискнет осуществить свои мечты в реальности. Сегодня Наташа не одна и не беззащитна. Вот уже несколько лет она замужем за порядочным и достойным человеком. У их семьи много надежных друзей. В том числе, и сотрудников правоохранительных органов.

А вот Марии, Лизе и Насте Балакиным, вынужденным делить одну жилплощадь со свихнувшимся Вячеславом Васильевичем, повезло куда меньше. И многим другим, попавшим в поле зрения «эсбэдэшников», большинство из которых неадекватны, агрессивны и непредсказуемы. И никто не может поручиться, что в один момент у кого-нибудь из этих особей не перемкнет в мозгах и он не пойдет вершить свой приговор над теми, кто, по его мнению, недостаточно благочестив. Тем более, как уже сказано выше, личные данные людей, чем-то не угодивших секте Сутормина, озвучены в прямом эфире и выложены в открытом доступе в интернете.

Но самое главное, что жертвой этой компании может стать любой человек, любая семья. Соглядатай «СБД» может оказаться коллегой по работе или соседом. И если вдруг этот деятель решит, что тот или иной человек живет или поступает неправильно, то, в лучшем случае, он и его близкие будут ославлены-оклеветаны на весь интернет, а их контакты станут достоянием широкой общественности. Как это случилось с той самой молодой женщиной и ее родителями с церковного прихода, где когда-то подвизался «агент СДБ» по имени Шурик.

ЗА ЧЕЙ СЧЁТ БАНКЕТ?

«Эсдэбэшников» роднит между собой не только патологическая тяга к насилию. Например, многие их них не признают паспорта граждан Российской Федерации и призывают отказываться от них других людей, считают нелегитимными государственные учреждения. Все это до боли похоже на секту «Домой в СССР», недавно обезвреженную спецслужбами.

Нет, не правы те, кто называет Сутормина и его подельников только еретиками и сектантами. Под видом борьбы якобы за целостность семьи на наших глазах фактически создается новая экстремистская группировка из озлобленных, в большинстве своем психически нездоровых, людей. Достаточно посмотреть их страницы в соцсетях, где можно встретить записи, тянущие не на одну статью Уголовного кодекса. А если этих особей грамотно организовать и указать им «врага» – что тогда они могут натворить и в каких масштабах?

Возникает и другой вопрос: на какие деньги существует Сутормин, не работающий вот уже четыре года? Причем существует весьма и весьма неплохо: имеет дорогую семиместную иномарку, на которой постоянно раскатывает по всей России и за ее пределы. Организует сборища своих адептов, арендует залы, снимает квартиру в Москве, а, кроме того, платит солидные алименты на двоих детей в твердой сумме.

Так за чей счет проходит этот щедрый многолетний банкет? Кто финансирует Сутормина и его секту? Не те ли, кто спонсирует и другие подобные деструктивные движения, каждое из которых со своей стороны вносит раскол в общество? И, может быть, на все это пора обратить внимание не только священноначалию Русской Православной Церкви, но и правоохранительным органам?

Таким должен быть закономерный финал всех сектантов и экстремистов

В свое время «учению» Сутормина была посвящена статья, где подробно, с догматических позиций автор разоблачил ересь, распространяемую бывшим семинаристом. Сегодня оценку деятельности «Службы духовной безопасности» пора давать как минимум Главному управлению по противодействию экстремизму МВД России и Следственному Комитету. И успеть остановить сообщество под предводительством несостоявшегося пастыря. Пока не случилась беда.

Тимур Алиев
Державный путь