[07.05.2020] Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет!
Реальность сегодняшнего момента такова, что все мы оказались перед лицом серьезного испытания – опасной инфекции, противостояние которой внесло большие изменения в нашу жизнь, в том числе и в ее духовную сферу. Одной из мер борьбы с эпидемией стало предписание светских властей временно храмы закрыть и прекратить доступ прихожан к участию в богослужениях. Поэтому важнейшие для христиан духовные события – Страстная седмица и даже праздников Праздник и Торжество из торжеств – Пасха Христова – прошли без прихожан при запертых воротах храмов. Закрыты храмы и по сей день. Многих верующих людей это сильно опечалило, некоторых привело в смущение, кто-то из прихожан возроптал, а кто-то даже впал в отчаяние. Что в этой ситуации должен делать священник? Ну конечно же, прежде всего утешать. А какие слова утешения могут быть лучше тех слов, которыми Сам Господь утешал своих учеников перед расставанием? Обращаясь к ним, Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете… но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:20-22). Исполнились слова Христа, и недолгим было Его расставание с учениками. Так будет и сейчас. Закончится эпидемия, как тучи рассеются скорбь и печаль, и уже о них никто не вспомнит. Откроются храмы, и мы все вместе, как всегда, на богослужении особым образом встретимся со Христом, соединимся с Ним и станем причастниками Вечной жизни на Тайной Вечере. Однако, главное утешение состоит в том, что мы можем приблизить этот момент, и для этого необходимо понимать духовный смысл происходящего.
Для людей, мыслящих категориями материализма, эпидемия – это стихийно возникающее явление негативной природы, которому необходимо противостоять всеми доступными для цивилизации средствами. Взгляд на проблему с христианских позиций сильно отличается. Для верующих людей должно быть очевидным, что возникновение эпидемии, как, собственно, и всего вокруг нас, возможно лишь при особом на то попущении Божием – как действие Его благого Промысла, направленного на наше спасение и вразумление. А следовательно, необходимо не только инфекцию победить, но, главное, осознать, а затем исправить свои духовные ошибки.
В Евангелии от Марка в тринадцатой главе есть такие слова, в которых Господь приоткрывает Своим ученикам завесу над тайной печальных событий будущего: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей…» (Мк. 13:12). Кажется, эти слова сказаны Христом про сегодняшний день. Действительно, еще вчера прихожане, как братья, стояли на службе плечом к плечу, внимая каждому слову священника. Но стоило эпидемии, точнее мерам противостояния ей, немного усложнить нашу жизнь, как вчерашние братья стали врагами. Те, кто в связи с самоизоляцией и призывом Патриарха решили дома сидеть и не ходить в храм, начали упрекать тех, кто в храм ходить не перестал, в показухе, тщеславии и непослушании. А в ответ от своих собратьев по вере получили мощный залп обвинений в трусости и маловерии. Некоторые отцы – пастыри и архипастыри – вместо утешения буквально предали своих детей, своих верных чад, порицая их за то, что они не остались дома, а пришли в храм. А дети в ответ восстали на родителей своих, обвиняя Патриарха, архиереев и священников в том, что они закрыли храмы, лишив людей возможности присутствовать на важнейших службах. Невольно возникает вопрос: разве ради этого распялся Христос? Разве такой Он хотел видеть Свою Церковь – всех нас, терпя на Кресте величайшие страдания? Не завещал ли Господь нам друг друга любить? Не для вида, не на словах, а любовию совершенною, которая долготерпит и милосердствует, не гордится и не раздражается, все покрывает и не ищет своего?
Почему же сейчас так мало любви? Откуда берутся взаимные укоры и претензии? Ответ неожиданно прост. Каждый день Великим постом мы просили, чтобы Господь открыл нам основную причину эпидемии и прочих бед – дал возможность увидеть свои грехи и оградил от соблазна скинуть вину на окружающих: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Чтобы это произошло, нужен большой духовный труд, но, увы, зона комфорта вытеснила подвиг из нашей духовной жизни. Поэтому многие люди, столкнувшись с проблемой или сложностями на своем пути, теряют христианское разумение и христианский дух и начинают обвинять всех вокруг, вместо того, чтобы набраться мужества и в причинах происходящего увидеть свое, пусть даже небольшое, место. Ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую даже верующие люди ищут правду и ответы не там. Забыв про Писание, они усиленно посыпают друг друга градом бесчисленных «сенсационных» видеороликов. Неподготовленный человек просто не способен проанализировать этот бесконечный поток информации и поэтому предложенные неким блогером выводы принимает за истину. Но не лучше ли верующему человеку ответы в Священном Писании искать? Стоит лишь чаще открывать Евангелие. Вот, например, один из евангельских ответов на злобу сегодняшнего дня: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30). Смысл его состоит в том, что если Господь нам говорит, что без воли Отца и малая птица на землю не упадет, то неужели верующий человек дерзким умом осмелится предположить, что такое событие, как закрытие даже одного храма, может произойти без попущения Божия? Мысль об этом граничит с хулой, ибо ставит под сомнение всеведение и всемогущество Божие. Но если все происходящее, пусть иногда весьма болезненное для нас, есть появление Божия Промысла, то в чем его смысл? Возможно, приведенный ниже пример поможет нам разобраться. Некий человек, совершивший тяжкий грех, вполне может в воспитательных целях получить от священника епитимью как временное ограничение в возможности причащаться. С этого момента он сможет к Чаше приступить, только пройдя особый, назначенный священником, духовный подвиг. Так, может быть, именно в этом ключе нам стоит на происходящее посмотреть? Может быть, закрытые храмы – это божественная епитимья, которую наложил Господь на всех нас за то, что мы не ценим то, что имеем. А если так, то нам, священникам, стоит задуматься о том, всегда ли мы к своим духовным чадам относились с любовью, как отцы, с вниманием и терпеливо выслушивая их проблемы, беды и нестроения? Всегда ли находили время для них и с лаской им отвечали? Если не так, то это для нас епитимья, и мы служим сейчас в пустых храмах. Ну а чада церковные, которые сейчас обвиняют всех вокруг в том, что храмы закрыли и не пустили их к Плащанице в Великий Пяток и не дали на Пасху причаститься – разве и им не о чем задуматься? Стоит вспомнить – а в обычные недели как ты пятницу проводил, всегда ли держал строгий пост, вместе со Христом страдал и вел себя по-христиански? Не ты ли из раза в раз на исповедь стоял, чтобы покаяться в том, что не ценил воскресные дни и пропускал праздничные богослужения? Если так, то почему ты решил, что достоин в Великий Пяток рядом с Плащаницею быть и на Пасху причащаться. Закрытые храмы – это для тебя епитимья, чтобы научиться ценить то, что имеешь.
В истории все это было не раз. Евреи, некогда богоизбранный народ, за отступление от веры лишились и Храма, и Ковчега, и обетований. А XX век на Руси? История повторяется. Господь дал нам время сейчас, чтобы мы, как блудный сын, пришли в себя и пошли путем покаяния. Чтобы мы обнажили главное оружие свое – молитву, горячую и искреннюю. Прежде всего, молились за архиереев своих, чтобы Господь укрепил их, дал им сил и духовного разумения. Молились, а не осуждали. Им сейчас тяжелее всего, ибо они оказались между двух огней – безбожной властью и людьми, которые хотят в храмы вернуться. Молились за тех, кто заболел, молились за тех, кто здоров, чтобы им не заразиться. Молились, чтобы милостивый Господь сократил дни нашего испытания. И молитва веры сократит эти дни. Немного потерпев и что-то для себя осознав, все мы снова войдем в храм. И радости этой у нас уже никто не отнимет!
Иерей Борис Левитан