[24.12.2019] У нас в гостях Александр Баргман
В прошедшее воскресенье на наших «Молодёжных встречах» был очень интересный гость – актёр театра и кино, режиссёр-постановщик, лауреат многих премий и, словами интернета, «легенда дубляжа» (озвучивания фильмов) – Александр Баргман.
Предположу, что не каждый смог бы до нашего личного знакомства с Александром Львовичем узнать его на улице в лицо – всё-таки основная часть его профессиональной деятельности – это театр, а не все мы, к сожалению, являемся заядлыми театралами. Однако же, без сомнений – каждый слышал его голос. Многие герои тех мультфильмов и кинолент, которые мы смотрели в детстве и которые даже становились частью той эпохи, говорят голосом Александра Баргмана.
Хотя киноработы и спектакли – всё это лишь внешняя сторона жизни, за которой скрывается сам человек. И вот именно такого – настоящего человека, без пафоса и звёздного налёта, со своим жизненным путём, со своими взглядами на творчество и принципами – мы увидели тогда.
Александр Львович кратко рассказал о себе, семье и о начале своего профессионального пути. Познакомил нас со своей женой и актрисой Олесей, с которой он и пришёл к нам на встречу. И надо сказать, что это было одно из главных наших впечатлений – та нежность и гармония, с которыми супруги смотрели друг на друга, говорили друг о друге, держались за руки. Поняв из беседы, что творческая деятельность Александра Львовича очень активна и непроста, кто-то из нас спросил: «А где Вы черпаете столько сил?». «Актёр или режиссёр, чтобы творить, должен быть в духовном порядке», - ответил гость. – «Ну и, конечно, мой источник сил – это Олеся».
Главной темой нашего разговора почти сразу стал театр. «Я верю, что театр должен созидать, что он должен давать человеку возможность задуматься, увидеть себя со стороны», - рассуждал Александр Львович. – «Произведение должно ставить важные жизненные вопросы и не всегда давать на них прямые ответы. Театр – это мощный единовременный энергетический толчок для зрителя. В спектакле, да и в кинофильме, творец или режиссёр ставит вопрос: “что?” - что он хочет донести? А потом ищет “как?” - через какую форму. Пустое формотворчество – форма без содержания – возможно, лёгкий и быстрый путь создания “художественного” продукта, но мне так не интересно…». Видя внутреннее горение и особую любовь к искусству, сложно было нам, по крайней мере, не заинтересоваться этой темой. И после беседы, когда гость уже ушёл, аудитория стала строить планы – когда идти в театр.
На наших молодёжных встречах мы однажды проводили интерактив, где предложили участникам поупражняться в актёрском мастерстве. И столкнулись с проблемой: не каждый воцерковлённый человек смог примерить на себя маску негативного персонажа и избежать внутреннего конфликта. С вопросом: «Как быть в такой ситуации?» - мы обратились к маэстро. «Я считаю, что актёр должен играть отрицательного персонажа – скажем так: персонажа, подверженного влиянию “тёмных сил” – для того, чтобы попробовать изучить это зло и явить его в неприглядной форме. Сыграть, а значит – прожить искренне, подать сигнал зрителям: “Люди! И это – мы! И это – в нас!”. Зритель заглянет сквозь спектакль туда, заглянет в себя и задумается, и забеспокоится, и предостережётся», - глубоко рассуждал наш гость. Александр Львович очень точно раскрывал нам миссию искусства. Для светского мира и театр, и кино всё больше и больше становятся развлечением, фарсом. «Но настоящее произведение искусства всегда подразумевает и создаёт вертикаль», - сказал гость.
«Чтобы лучше сыграть, нужно стать адвокатом собственной роли», - продолжал Александр Львович. – «То есть нужно понять, почему мой герой стал таким, что его к этому привело – он ведь тоже человек, и вот нужно внутренне пройти его путём». «Если актёр так вживается», - последовал вопрос, - «то тяжело ли ему потом выходить из роли? Понимает ли он потом: где он сам, а где его персонаж?». «Это бывает непросто», - подтвердил гость, - «может даже возникнуть зависимость от персонажа. Поэтому, повторюсь: я должен быть в духовном порядке».
Это лишь некоторые выдержки из нашего общения. Конечно, было и много другого: вопросы и ответы, советы и мнения, юмор и истории из жизни. А когда Александр Львович говорил что-либо художественным голосом или изображал жизненные ситуации – это завораживало. В общем – встреча получилась крайне увлекательной, живой, познавательной и вдохновляющей. Аудитория слушала с неподдельным интересом. Пообщаться с гостем приехали даже представители иных молодёжных приходских клубов, так что в трапезной едва хватило всем места. Мы благодарны Александру Львовичу и Олесе за то, что они нашли время в своём невероятно плотном графике. И безусловно – наше общение продолжится в дальнейшем – и если уж оно не будет часто происходить вживую как в воскресенье (наши гости живут в Санкт-Петербурге) – это как Бог даст, то обязательно – через искусство: через театральную сцену, на которой можно увидеть спектакли, поставленные Александром Баргманом, и его кинороли.