[29.03.2010] Закладка на память родителям. Кто набивается в воспитатели к нашим детям?
«Всё у нас должно быть второстепенным
по сравнению с заботой о детях…»
Иоанн Златоуст
Уже стало привычным, что многие классные и школьные родительские собрания начинаются с рекламных предложений различных фирм – установить пластиковые окна, доставлять детям кефир и пр. Вопросы воспитания детей поднимаются крайне редко, зато без решения хозяйственных проблем не обходится ни одно родительское собрание.
Для меня, мамы двух школьников, стало неприятным открытием, что теперь рекламные агенты и прочие «заинтересованные лица» стремятся повлиять непосредственно на детскую аудиторию.
И, если я только посмеялась навязчивости и пронырливости «Чистой воды», представительницы которой организовали для детей целый урок-агитку в пользу своей продукции, то очередной случай возмутил меня до глубины души.
Сын-первоклассник, выгружая учебники из портфеля, положил на стол картонную закладку. Наверное, дал кто-то из одноклассников, - подумала я, взяв закладку в руки и собираясь расспросить сына, с кем ещё он подружился в школе.
На закладке удобно устроился добродушный нарисованный кот, а рядом красовался текст… но нет, это был не отрывок из сказки. Текст, который я прочла, мало вязался с добродушным животным и ещё менее соответствовал возрасту предполагаемых читателей. Не говорю уже о грамматических ошибках (звонят не «на телефон», а «по телефону»).
Привожу его:
«если ты поссорился с другом
Если ты расстроен и не знаешь как поступить
Если ты получил двойку и боишься идти домой
Если часто ругают дома и тебе надо посоветоваться….
Позвони на Телефон Доверия».
Я с удивлением спросила, откуда закладка, и узнала, что такие закладки получили в этот день все дети из первого класса.
Признаться, если бы у меня не было нескольких минут свободного времени, самое большое, что бы я сделала, это недоумённо пожала плечами и снова занялась неотложными домашними делами. Но в этот раз случилось иначе: картонная закладочка заставила меня задуматься: что за «доброжелатели» стремятся предложить свои услуги малышам по таким серьёзным и важным вопросам, как взаимоотношения с родителями и при этом не считают нужным даже проинформировать о своей деятельности самих родителей?
Не нужно быть специалистом семи пядей во лбу, чтобы понять очевидное: если у ребёнка действительно бывают дома конфликты, то попытки помочь ему за спиной самих родителей ни к чему хорошему не приведут. Те, кому приходилось знакомиться с деятельностью семейных психологов, хорошо знают, что для помощи в решении семейных проблем грамотные специалисты обычно работают со всей семьёй.
Почему эти желающие добра детям «специалисты», не организовали встречи с родителями, открыто рассказав, чем и как они хотят помогать нашим детям?
Остаётся вывод: либо специалисты у нас крайне неграмотные, либо цели у них –не забота о детском благополучии, а что-то иное.
Попробуем представить себе картину: к ребёнку приходит врач, назначает ему таблетки, и даже не думает обсудить план лечения с родителем. Невозможно, правда?
Почему же тогда вмешательство посторонних, пусть даже «специалистов», в семейные проблемы кому-то кажется нормальным? Все мы знаем, как дорого может стоить врачебная ошибка. Однако нанесённая неграмотными психологами психическая травма, как известно, может дать очень серьёзные последствия для здоровья детей.
Врачи пока что не стремятся лечить детей без участия родителей. А вот «психологи» (пишу это слово в кавычках, потому что к настоящим специалистам эти, я уверена, отношения не имеют) стремятся «оказать помощь» нашим детям без ведома родителей.
Интересно отметить, что раздача закладок происходила не в детском доме или приюте, где ребятишки больше всего могут нуждаться во внимании или совете, а во вполне благополучной школе. Неужели детей, оставшихся без родителей, уже поддержали своей заботой и вниманием эти добрые «специалисты»? Или до ребят из детских домов они не добрались, потому что у тех нет собственного телефона, по которому можно позвонить на указанный в закладке «телефон доверия»?
Мне, как матери и педагогу, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что сейчас просто необходимо быть внимательными не только к значительным, но и к незаметным, на первый взгляд, событиям в жизни наших детей! Как никогда важны доверительные отношения родителя и ребёнка, чтобы потом не оказалось, что наших детей без нашего ведома уже давно воспитывают другие.
Думаю, никому не хотелось бы однажды вдруг обнаружить себя в роли бесправных родителей маленького Роберта Рантала, которых «заботливые» органы опеки Финляндии готовы лишить родительских прав только потому, что их семилетний сын доверчиво рассказал в школе, что однажды его отшлёпала мама. И, сколько бы теперь ни плакал и ни рвался домой ребёнок, бесстрастная государственная машина не внимает его слезам.
А ведь в той же Финляндии широкие полномочия вмешательства в дела семьи давались органам опеки с благой целью и с согласия самих родителей, граждан этой страны.
Можно ли привыкать к «молчаливому согласию» с принятием сомнительных инициатив в деле воспитания наших детей, которые всё чаще вносят различные службы с красивыми названиями («телефон доверия» «комитет согласия» и пр.)?
Складывается ощущение, что такими незаметными шагами, как, например, та же раздача закладочек «на память», нас сейчас тоже пытаются приучить к тому, чтобы мы воспринимали вторжение посторонних в семью как норму, чтобы не вызывало удивления, что ребёнок потянется к «телефону доверия», а не к папе или маме, чтобы разрешить конфликт с другом. Чем это может закончиться для семьи? Ответ, я думаю, очевиден.
Светлана Надеждина, педагог
Новосибирск