[22.01.2019] Dagens Nyheter (Швеция): факторы, которые повышают риск попадания в секту
Что заставляет людей вступать в секты? Часто все начинается с того, что появляются милые новые друзья, которые проявляют к тебе интерес. «Дагенс нюхетер» поговорила с психологом и психотерапевтом, которые объяснили, когда пора насторожиться и трезво взглянуть на происходящее и что делать, если вы уже попали в ловушку. У обоих специалистов есть свой печальный опыт.
Ханс Арбман (Hans Arbman)
Что заставляет людей вступать в секты, к которым они сначала даже и не думали присоединяться? Существует ряд факторов, которые увеличивают риск, считают психолог Хокан Йерво (Håkan Järvå) и психотерапевт Хелена Лёфгрен (Helena Löfgren).
Часто все начинается с того, что ты встречаешь каких-то милых людей, которые проявляют к тебе интерес как к личности и дают тебе ощущение собственной важности. Чуть позже ты внезапно оказываешься втянутым в секту.
Но в первую очередь тебя влечет не идеология или религия, а сообщество, ощущение причастности. Чувство, что ты — часть единого целого.
Так говорят профессиональные психолог и психотерапевт, с которыми поговорила «Дагенс нюхетер». У обоих — большой опыт работы с людьми, которые сумели вырваться из тоталитарных движений и сект, кроме того, они и сами побывали в организациях, напоминающих секты.
«Чаще всего и понятия не имеешь, куда вступаешь и в чем дело. Очень редко этот выбор делается осознанно», — говорит психолог Хокан Йерво, который вместе с Петером Дальгреном (Peter Dahlgren) написал книгу «Влияние и манипуляции» (Påverkan och manipulation).
По его словам, тот, кто вступает в секту, постепенно оказывается вовлеченным в некое окружение. Это происходит благодаря тайным, но очень продуманным манипуляциям, которые со временем становятся все более мощными.
В конце концов человек попадается в ловушку. И потом уже очень трудно из нее вырваться.
«Это становится чем-то вроде наркотика, ты все время хочешь еще и еще», — говорит Хокан Йерво.
Проблема связана с тем, что человек по своей сути — социальное существо, стадное животное, которое хочет быть добрым, полезным и открытым по отношению к другим, считает Хокан Йерво.
«Трудно относиться к кому-то с подозрением. Ведь этого так не хочется. Если бы все вокруг подозревали друг друга, у нас было бы очень грустное общество», — говорит он.
Хелена Лёфгрен как терапевт видела множество людей, которые ушли из секты и нуждались в ее консультациях. Она тоже убеждена, что очень редко кто-то сознательно вступает в секту, располагая полной информацией о ней.
По ее мнению, очень важно, как окружающие относятся к тому, кто попал в секту. Большая ошибка — начать просто высказывать то, что на уме у многих: человека основательно обманули и промыли ему мозги.
«Реагируя так, вы определенно закрываете всякую возможность для диалога. Осуждение — самый надежный способ заставить человека прекратить с вами общение», — говорит Хелена Лёфгрен.
Вместо этого, считает она, надо создать предпосылки для доверительной беседы, в ходе которой можно будет задать вопросы, которые вас интересуют.
И она, и Хокан Йерво сотрудничают с организацией «Источник помощи» (Hjälpkällan) — объединением, которое поддерживает людей, вырвавшихся из сект, и тех, у кого был опыт участия в религиозных сообществах. Оба резко не согласны с представлением, что люди, втянутые в секты, относятся к особому типу «слабых».
«Нельзя сказать, что есть какие-то определенные типы личностей, которые легче обмануть или на которые легче влиять, чем на других людей. Справедливо, скорее, что бывают ситуации, когда человека легче втянуть во что-то, в чем человек изначально не собирался участвовать», — говорит Хокан Йерво.
В то же время оба считают, что есть ряд факторов, значительно увеличивающих риск попадания в секту. Особенное внимание Хокан Йерво обращает на четыре момента:
1. Человеку от 16 до 26 лет. В этом возрасте на нас легче повлиять, мы более открыты, чем впоследствии. Молодой человек более раним, у него не очень много опыта, и он действует более импульсивно.
2. Человеку не хватает социальных связей. Без таких связей человек более подвержен влиянию. Поэтому молодежь особенно уязвима, особенно во время путешествий в одиночку, считает Хокан Йерво.
«Многие мошенники нацеливаются именно на одиноких путешественников. Те, кто ездит в компании, совсем не так уязвимы».
3. Человек считает, что его нельзя обмануть. Хокан Йерво полагает, что СМИнедостаточно внимания уделяют описанию тревожных сигналов, за которыми надо следить, если не хочешь угодить в секту. Поэтому многие не знают об опасностях и считают, что им это не грозит.
«Все начинается с того, что с вами заговаривает человек, транслирующий очень позитивные и хорошие вещи. Вас захваливают. Трудно этому противостоять, потому что у всех нас есть к этому слабость. Вас должно насторожить, если все выглядит слишком уж позитивно и происходит чересчур быстро».
4. Человек интересуется всем в жизни и открыт для новых впечатлений. Это очень хорошие качества, говорит Хокан Йерво. Но если вам не повезет, вы можете связаться с плохой компанией.
У Хокана Йерво есть личный опыт. В 20 лет он был членом движения сайентологов и провел там 14 лет. Решение получить психологическое образование и работать с теми, кто покинул тоталитарные организации, связано в том числе и с этим.
«Дагенс нюхетер»: Что заставило вас стать сайентологом?
Хокан Йерво: Все вышеназванные факторы риска были для меня актуальны. Я был молод, я только что переехал в Гётеборг, где был одинок, и я был открыт для жизни. Я столкнулся с сайентологами в первую же неделю в Гётеборге, будучи очень восприимчивым ко всему.
Хелена Лёфгрен в молодости тоже попала в секту — христианскую Церковь объединения, она же — движение Муна, члены которого утверждали, что Мессия вернулся на землю в облике их лидера.
«Мне было 23 года. На улице в Нью-Йорке мне встретилась, как я тогда думала, группа очень милых студентов, которые занимались благотворительностью. Прошло немало времени, прежде чем я поняла, что это было что-то религиозное», — рассказывает она.
Хелена Лёфгрен оставалась в организации два года. Затем ее оттуда похитили по заданию ее родителей, и она прошла специальный курс «депрограммирования».
«К счастью, у меня были квартира, деньги, друзья, так что я смогла начать учиться. Но понадобилась и профессиональная помощь, чтобы жить дальше», — говорит она.
Со временем Хелена Лёфгрен обучилась на психотерапевта и решила специализироваться именно на людях, которым удалось вырваться из тоталитарных организаций.
Ее собственная история подкрепляет утверждение, что человека могут вовлечь в то, что он на самом деле не поддерживает, даже если сам он никогда не допускал, что такое возможно. Она-то считала, что у нее иммунитет к такого рода влиянию.
Хелена Лёфгрен выросла в открытой семье, где обсуждались политика и феминизм. Работала программистом. Много ездила по миру и встречалась со многими разными людьми.
«Я считала, что у меня хорошие аналитические способности, развитый интеллект, и я совсем не была религиозна. То, что я могу попасть в какую-то странную религию, никак не вписывалось в мою картину мира», — говорит она.
Проблема в том, что многие, кто считает вступивших в секту слабыми или подверженными чужому влиянию, недооценивают возможные эмоциональные манипуляции, считает Хелена Лёфгрен.
«Человек не делает рациональный, свободный выбор, а находится под жестким давлением чувств. Если вы нутром чуете что-то странное — это сигнал, что пора сделать перерыв», — говорит она.
Те, кому не удается выстоять, платят за это большую цену. Человек передает себя в руки высшей власти и отказывается от права самому управлять своей жизнью. Человек идет на компромисс в том, что касается его личной жизни.
Когда ты уже попал в мир сектантских идей, вырваться может быть очень трудно. Первое, что надо сделать, — это понять, что ты вступил не на ту дорогу. Но и это не так просто. В тоталитарной группе задавать критические вопросы или ставить что-то под сомнение немыслимо.
Многие разрывают связи с прежней жизнью, став тем самым еще более уязвимыми для влияния группы.
«В этом и заключается цель. Но тогда все уже не кажется таким радужным. Приходит неуверенность. Чем дольше ты ждешь, тем труднее выбраться», — объясняет Хокан Йерво.
Большая ошибка, которую допускают многие, по словам Хокана Йерво, — обращаться со своими сомнениями к тем, кто завлек тебя в секту. Там ничего не добьешься. Скорее тебя обвинят в измене и нарушении разных обещаний.
«Дагенс Нюхетер»: Что же нужно делать?
Хокан Йерво: Тайно спланировать побег и удрать. Чаще всего хочется завершать отношения по-доброму, но только если это не деструктивные отношения. Лучше хорошо бежать, чем плохо бороться.
Опыт Хелены Лёфгрен свидетельствует, что способ, момент и причины разрыва очень сильно зависят от каждого отдельно взятого человека.
«Может, вы уже чувствуете, что даже ваши дети начинают от этого страдать. Еще один звоночек: сами лидеры секты живут не так, как проповедуют другим».
Бывает важно получить потом профессиональную поддержку. Человек становится очень уязвимым и часто сохраняет эмоциональную связь с движением, которое покинул, говорит Хелена Лёфгрен.
«Некоторым нужно долго об этом говорить. Им не дают покоя вопросы о вине и стыде. Многим из тех, кто попал в тоталитарную группу во взрослом возрасте, важно потом понять, как же им в будущем доверять другим людям и самим себе».
Когда пора насторожиться
Хокан Йерво называет несколько примет, которые должны вас насторожить и предостеречь, что вы близки к тому, чтобы попасть в секту:
- преувеличенное дружелюбие. Человек быстро начинает чувствовать себя очень ценным, ему льстят и уделяют много внимания;
- новый знакомый начинает просить вас о каких-то услугах, которые вам не очень удобно оказывать;
- ваших друзей и родственников очерняют. Это начинается с каких-то мелочей, но вскоре семья и друзья оказываются совершенно вытеснены из вашей жизни;
- человек начинает отказываться от собственной жизни. Например, перестает ходить на тренировки или встречаться с друзьями;
- внезапно все кажется не таким уж прекрасным. Появляется неуверенность, не знаешь, как себя вести. Вас больше не хвалят, а все чаще критикуют.
Отличительные признаки секты
Чем больше пунктов совпадают, тем больше шансов, что речь идет об опасной религиозной группе или движении.
- Лидеры всегда правы. Их нельзя критиковать, потому что они обязательно более развиты, чем члены организации.
- Картина мира черно-белая. Учения движения безупречны и безошибочны, их нельзя критиковать.
- Девиз — всегда «все или ничего», члены группы должны делать все, что им предписывает движение, чтобы духовно развиваться.
- Обвинения и контроль над мыслями. Критические мысли — грех.
- Членов группы изолируют от окружающего мира. Прежняя жизнь и старые товарищи ничего не стоят. Чаще всего предлагается избегать родственников и всех остальных, кто критикует движение.
- Участие в мероприятиях группы обязательно.
- Члены группы должны передать или завещать свое имущество движению, а его деятельность поддерживается, например, десятиной.
- Всех, кто хочет покинуть движение, запугивают всяческими несчастьями. После смерти они попадут в ад.