[16.03.2010] Протоиерей Александр Новопашин: «Ювенальная юстиция угрожает священному дару жизни»
В Новосибирске прошла научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция: теория и практика», в которой приняли участие специалисты из Москвы и Сибири. С докладами выступили заведующий кафедрой философии Новосибирского государственного университета экономики и управления д.ф.н. Олег Донских, первый заместитель редактора журнала «Человек и Закон» Николай Бондаренко, член правления Российского детского фонда, сопредседатель Объединенного общественного Комитета в защиту семьи, детства и нравственности Татьяна Шишова и другие специалисты. Также на конференции, по просьбе Шишовой, выступил настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин.
Говоря о мировом опыте ювенальной юстиции и возможных печальных последствиях введения ее в нашей стране, Татьяна Львовна сообщила, что, несмотря на то, что ювеналы на каждом углу кричат о том, что охрана прав детей и подростков в России несовершенна, на самом деле она всегда была, есть и, несмотря на некоторые недостатки, вполне эффективна.
«Для них (имеется в виду Запад. – прим Авт.) семья – уже давно не ценность, поэтому детей у родителей отнимают сегодня так же и с тем же рвением, как отнимали в рабовладельческие времена», - говорит Татьяна Шишова.
И причин находят – тысячи, нередко проявляя при этом большую изобретательность. Например, во Франции у актрисы Наталии Захаровой, вышедшей замуж за француза, ребенка отняли по обвинению в «удушающей материнской любви». Захарова лично встречалась с Саркози с просьбой вернуть ей дочь, однако девочку никто, по-видимому, ей возвращать не собирается. Больше того, последние полгода несчастная женщина даже не знает, где именно находится ее дочь.
Вообще французские ювеналы известны в мире как одни из самых жестких преследователей семьи. По словам Татьяны Шишовой, за время существования в этой стране ювенальной юстиции, французские ювеналы изъяли из семей два миллиона детей, причем половина из них, как считают сами же эксперты из Франции, изъяты незаконно.
«В нашей системе охраны прав несовершеннолетних традиционно большое значение предается воспитанию в семье», - подчеркивает Шишова. Даже если родители вели асоциальный образ жизни, но в последнюю минуту образумились, то ребенка им оставляли, потому что дети любят своих родителей такими, какие они есть, и разрыв с папой или мамой для детей всегда является большой душевной травмой. Не зря говорят, что плохой мир лучше хорошей войны. Даже если семья далеко несовершенна, то это все равно семья, в которой ребенок будет ощущать себя достаточно комфортно, в отличие от детских домов, детприемников и прочих учреждений, куда его определят ювеналы.
«Конечно же, ювенальная юстиция тоже за семью, но только на словах. Мир еще не дошел до такого духовного упадка, когда можно будет открыто заявлять, что семья – это зло», - объясняет Татьяна Львовна.
В России защита прав детей и подростков исходит из традиционных представлений о добре и зле, морали и нравственности. Ювенальная же юстиция зиждется на правиле – если что-то не запрещено законом, то оно разрешено. Быть наркоманом запрещено? Нет. Потребление наркотиков не карается законом. Поэтому ты можешь употреблять наркотические препараты, это твое дело, и никто не может тебе помешать, ибо в противном случае будут нарушены твои права. Конечно, от употребления наркотиков могут удержать родители. В том числе путем наказания. Однако ювенальная юстиция обложила родителей со всех сторон: по ювенальным законам родители не могут наказывать детей! Совет Европы требует законодательно повсеместно запретить телесное наказание (в том числе ставить ребенка в угол и даже повышать на него голос), и вообще запретить какое бы то ни было принуждение. В противном случае родители рискуют быть оштрафованными и даже могут получить реальный тюремный срок.
Конечно, дети пользуются такими привилегиями. Если родители пытаются им что-либо запрещать, то они жалуются на них в ювенальную службу – это у них уже принято! И ювеналы предупреждают несчастных родителей о том, что те не имеют права «давить» (а проще говоря, воспитывать) на ребенка. Как следствие, дети оказываются беззащитными перед опасными для здоровья и жизни соблазнами мира. Так, по данным Шишовой, каждый седьмой английский ребенок уже попробовал наркотик.
На вопрос из зала, как Шишова может объяснить тот факт, что в отдельных английских школах до сих пор разрешены телесные наказания, а в Америке в отношении несовершеннолетних преступников наряду с ювенальными законами действуют и достаточно жесткие «взрослые» законы, Татьяна Львовна сказала: «Америка всегда оставляла за собой право действовать так, как она хочет. С одной стороны США показывают, что они солидарны со всем миром, с другой стороны делают так, как это им выгодно. Что касается телесных наказаний в некоторых английских частных школах, то могу сказать, что таким образом в Англии воспитываются будущие представители правящего класса, элиты, которые будут управлять огромной массой людей, накаченных нелепыми представлениями о своих правах, которым на самом деле не оставляется даже права на то, чтобы родить и воспитать собственных детей».
В некоторых странах ювеналы начинают активно бороться с «гомофобией» – так они называют резкое неприятие насаждаемого в обществе греха содомии. Известны случаи, когда родителей штрафовали и даже приговаривали к тюремному заключению за то, что они, защищая детское целомудрие, не пускали своих детей на уроки «секспросвета», на которых объясняется смысл «однополой любви» и прививается толерантное отношение к такого рода «бракам».
Ювеналы говорят о том, что существующая в России система наказаний в отношении детей и подростков слишком жесткая, поэтому и требуется введение ювенальной юстиции. Однако это очередная неправда. По мнению Шишовой, у нас и так очень лояльно относятся к малолетним преступникам. Им сплошь и рядом дают условные сроки наказания (в том числе и за повторно совершенное преступление), их не содержат во взрослых колониях, с ними обязательно работают психологи и педагоги, и то, что ювеналы пытаются представить как ноу-хау в охране прав детей и подростков, на самом деле таковым не является. Дальнейшее же послабление в системе наказаний несовершеннолетних правонарушителей, может привести к трагедии. В той же относительно небольшой по численности населения Франции в 2008 году детьми и подростками было совершено преступлений в два раза больше, чем в огромной России. Из них только 3,5 тысяч малолетних преступников были посажены в тюрьму, да и то они отсидели в среднем три месяца. Как следствие, во Франции растет детская преступность. Росту детской преступности во многом способствуют взрослые преступники. Они, умело скрываясь от закона, совершают преступления руками детьми, которым «все равно за это ничего не будет».
Вот что пишет в своей книге «Господа преступники, добро пожаловать во Францию!» живущий в Париже писатель Анатолий Гладилин: «По французскому либеральному законодательству дети до 13 лет вообще неподсудны. Полная уголовная ответственность во Франции начинается с восемнадцатилетнего возраста. В марте 2002 года в газетах проскользнуло сообщение, что в Нантере арестован восемнадцатилетний юноша, который терроризировал этот парижский пригород в течение трех лет. Он вырывал у пожилых людей сумки и кошельки, а если старушка упорствовала, то он ее избивал. Полиции были прекрасно известны его подвиги, но она перестала его арестовывать. Какой смысл? Приведут "ребеночка" в участок, и в тот же день после душеспасительной беседы судья выпускает его на свободу. И вот только в марте, когда милый мальчик достиг совершеннолетия, его арестовали, начали расследование и выяснили, что на совести у шалуна более 500 (!!!) ограблений и избиений. Он их совершал от четырех до семи раз в день. Думаю, что такая регулярность и работоспособность даже взрослому матерому преступнику не по силам. ...На вечерней парижской улице я вижу, как потрошат салон роскошного "мерседеса". На шухере стоит черный качок с мрачным выражением лица, рядом интеллигентный негр с седыми висками, который ласково улыбается редким прохожим. А в салоне шурует восьмилетний шоколадный мальчишка, рожица такая симпатичная - ну прямо с рекламы детских продуктов. Вот вам пример профессионализма с хорошим французским юмором, а главное, со стопроцентной гарантией безопасности. Ведь если прибежит хозяин "мерседеса", то получит по роже от качка. Редкие прохожие, оценив обстановку, ответят улыбкой седовласому "интеллигенту". Ну а если вдруг появится полиция, то ей придется иметь дело лишь с восьмилетним мальчиком. А что поимеешь с восьмилетнего ребенка? Он заметил, что дверь машины открыта, и забрался в нее поиграть. Все? Все. Своего адреса, естественно, ребенок не помнит, но может добраться домой сам. И полицейский, вздохнув, угощает ребенка конфетой и говорит, чтоб тот, возвращаясь домой, переходил улицу только на зеленый светофор».
В настоящее время ювенальную юстицию лихо обкатывают и в нашей стране. Наиболее громкие дела по изъятию детей из семей прошли в Ростове – гигантской экспериментальной площадке ювеналов. Но и в других городах происходит то же самое. Новосибирск не исключение. Дети получают возможность доносить на взрослых и это доносительство поощряется. То, что в нашем обществе считается пороком, ювеналы представляют нормой жизни. В некоторых школах уже поставили ящики для доносов.
«Государство крепко семьей. Разрушение семьи – ослабляет государство. Это прекрасно понимают наши противники, которые именно на разрушение семьи и направляют все свои силы и средства», - говорит Татьяна Шишова.
После своего выступления Татьяна Львовна попросила выступить присутствующего в зале протоиерея Александра Новопашина – автора многих публикаций на тему ювенальной юстиции. Сначала священник рассказал о деятельности ювеналов в Новосибирске.
«Мне очень прискорбно сообщить, - сказал он, - что Новосибирская область занимает, говоря новаторским языком, передовые позиции по внедрению ювенальных технологий в правовую систему». По словам батюшки, в октябре 2008 года Союз юристов Новосибирской области выиграл Президентский грант по ювенальной юстиции. На 10-месячный эксперимент новосибирским ювеналам выделили 2,5 млн. рублей, на которые, по-видимому, они и развернулись. В Новосибирске и области были проведены семинары, осуществлены судебно-правовые эксперименты на площадках Ленинского и Заельцовского районных судов с использованием опыта Ростовского областного суда, стал выходить журнал «Вестник». Сейчас проект «успешно» завершен, и теперь у новосибирских сторонников ювенальной юстиции, естественно, нет никаких сомнений в необходимости продолжить работу!
Священник особо подчеркнул, что ювенальная юстиция представляет серьезную угрозу для современной российской семьи. И это невольно подтверждают сами ювеналы. В одной из новосибирских газет опубликовано интервью с исполнительным директором Союза юристов Новосибирской области Сталиной Султановой, продвигающей идеи ювенальной юстиции в Новосибирске. По ее мнению, факторами неблагополучия в семье являются не только пьянство и насилие, но и бедность, а также «слабые эмоциональные связи, неискренность, холодность отношений между членами семьи, плохая кооперация в вопросах совместного труда и отдыха, чрезмерный контроль или отсутствие контроля и искреннего интереса к жизни ребенка». «То есть у ювеналов неблагополучная семья – это та семья, на которую они сами же и укажут пальцем», - заключил священник.
На вопрос, как Русская Православная Церковь относится к ювенальной юстиции, священник ответил: «В Основах социальной концепции РПЦ – фундаментальном документе, которым руководствуется православный христиан, говорится о том, что Церковь сохраняет лояльность государству, но выше всего стоит Божественная заповедь о спасении людей. По этой причине, если власть будет принуждать православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Ясно сказано: «Почитай отца твоего и мать твою». Любая противоречащая этой заповеди светская норма делает преступником ее законодателя. Ювенальная юстиция, подталкивая детей к доносительству на своих родителей и учителей, учит противиться Закону Божиему. Ювеналы, разрушающие семьи, разрушают домашнюю церковь. Поэтому христианин должен открыто выступить законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занять позицию гражданского неповиновения».
В Основах социальной концепции РПЦ также записано, что Церковь должна указать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. По убеждению отца Александра, такая угроза уже существует.
В работе конференции принимали участие и гости из Омска – съемочная группа известной в Омске православной передачи «В день седьмой» во главе с ее соведущим протоиереем Димитрием Олиховым.
«Как и везде в стране проблема ювенальной юстиции у нас в Омске стоит также очень остро, - сказал батюшка. – Сейчас мы готовим очередной выпуск передачи на тему ювенальной юстиции и приехали сюда для того, чтобы собрать как можно больше информации из первых уст. Люди должны знать, что происходит».
«По роду своей деятельности я вынужден заниматься и проблемой ювенальной юстиции, и вопросами тоталитарного сектантства, о котором сегодня также много говорят, - рассказал корреспонденту «Православного миссионера» председатель правления региональной общественной организации «Омское Родительское собрание» Антон Ашихмин. – Тоталитарные секты являются для нас национальной угрозой, однако считаю, что внедрение ювенальной юстиции – процесс более глобальный и более опасный, поскольку он внедряется на законодательном уровне и затрагивает все без исключения
слои общества».
Подготовил Дмитрий Кокоулин