[15.09.2018] Психологический портрет поклонниц Головина: «религиозная эротомания»

В связи со скандальной деятельностью протоиерея Владимира Головина, а особенно – после запрета вышеозначенного священника в служении, поднялась весьма агрессивная волна защиты протоиерея со стороны его почитателей. И следует отметить, что характер данных защитительных речей порой поражает своей безграмотностью, грубостью, а иной раз – какой-то наивностью, той самой простотой, которая, по известной поговорке, хуже воровства. Данная апология полностью игнорирует какой-то рациональный, в том числе и фактологический, подход к рассмотрению проблемы – в ней властвуют исключительно эмоции. Протоиерей Александр Новопашин и его коллеги посредством e-mail и sms-сообщений постоянно получают оскорбительные письма, в которых, в том числе, обильно используется и матерщина. Конечно же, нельзя назвать подобные хулиганские выходки (крайне примитивные и пошлые) «гонениями» на критиков Головина. Правильнее отнести их к отчаянным крикам слабых и одурманенных людей, которые, подобно наркоманам, привыкли к бесконечным (но часто пустым по содержанию и вредным с духовной точки зрения) проповедям бОлгарского священника и, боясь не получить новой «дозы», готовы перейти к самым отчаянным и откровенно женским методам борьбы. Так, скажем, под последним обращением Головина к своей пастве от лица его защитников критики болгарского священника именуются «сволочами», «псами погаными», «педерастами», «сатанистами», а Патриарх Кирилл «гадюкой». Что ж… комментарии излишни, стоит только с болью в душе воспринять тот факт, что рядящийся под православного проповедника Головин собрал под знамя своей «армии» весьма многочисленную компанию агрессивных дам (в простонародном языке такие именовались «кликушами»).

В связи с этим, возникает насущная и своевременная потребность в изучении психологического портрета последователей болгарского лжедуховника, поскольку «молитва по соглашению с Болгаром» приобрела особый количественный и территориальный размах, однако же не является единственным примером лжедуховничества в нашей стране. Важно отметить, что духовными чадами, а лучше сказать – поклонниками, а еще лучше – поклонницами Головина являются одинокие (или почти одинокие[1]) женщины бальзаковского возраста. Протоиерей Александр Новопашин очень точно отметил, что «экзальтированные поклонницы Головина видят в нем буквально «религиозного» Стаса Михайлова, как последнюю надежду, мечту…». Только, в отличие от Головина, Станислав не торгует духовностью, не возлагает на себя функции духовного поводыря, «смиренного проповедника» или «Помазанника Божия»[2], не открывает тетушкам «смысл жизни», не дает надежды на решение всех проблем посредством метафизического инструментария. Стас Михайлов – просто эстрадный певец, чье творчество импонирует романтически настроенным дамам и все.

С Головиным все сложнее. Обратим внимание на один комментарий, размещенный под уже упомянутым видео протоиерея Головина: «Я считаю, что батюшка должен стать во главе всей православной церкви, он очень мудрый и духовный человек, он единственный кто тронул мое сердце, как священник». Простите, но в данных строчках прямо таки слышится голос влюбленной женщины. К этому стоит прибавить, что влюбленность отнюдь не обязательно выражается в каких-то похотливых устремлениях или (говоря более светским языком) в непременном желании физической близости с возлюбленным. Человеком (в данном случае влюбленной женщиной) могут руководить (в первую очередь) желания душевной близости, сердечного «родства». Святоотеческая традиция категорически предупреждает и предостерегает от такого рода чувственных «горений» и эмоциональных всплесков в отношениях духовника и прихожанки. В этом, по мнению святых отцов, заключается начало похоти и самого постыдного разврата! Одной из причин впадения в прелесть (духовно ошибочное состояние, в котором человек, вызвав в себе некие психоэмоциональные переживания, сам наделяет их благодатным началом, а себя почитает Боговидцем) святые отцы прямо называют сладострастие (повышенную чувственность, сильное влечение к удовлетворению полового чувства).

Дело в том, что ситуация с многочисленными сентиментальными «духовными дочерьми» Головина – ситуация совершенно не уникальная в истории, как искажений христианства, так и в целом в истории религий. Скажем, римо-католическая аскеза отличается от православного опыта подвижничества именно тем, что в западной традиции душевное (чувственное, нередко рукотворно-человеческое) принимается за духовно-благодатное! Во многом это произошло по причине того, что западное христианство пренебрегло святоотеческой традицией (еще неразделенной Церкви), которая категорически воспрещала во время молитвы провоцировать себя на некие острые религиозные переживания, видения, ощущения, искать откровений, чудес и так далее. Православная Церковь всегда предупреждала об опасности такового самовозбуждения посредством визуализации каких-то образов или событий (даже из Священной истории). Свт. Феофан Затворник говорил «Если допустите образы (во время молитвы – А. С.), то есть опасность – начать молиться мечте»[3].

Однако в католической практике молитва постепенно превратилась в самую настоящую медитацию, когда, скажем, Игнатием Лойолой были введены в молитвенную практику разного рода способы визуализации рая, ада, чувственных представлений бесовского смрада или, напротив, благоухание Девы Марии, тяжесть и скорбь Via Dolorosa[4] или эстетическое любование Eden[5]. Подобный опыт вкрапления чисто человеческих эмоций (с учетом поврежденности человеческой природы) в религиозную сферу приводит к очень неприятным (для духовного состояния христианина), но понятным (для светской психологии) последствиям.

Полагаем, что читатели слышали имена таких католических святых, как Катерина Сиенская (1347 – 1380 гг.), Блаженная Анжела из Фолиньо (1248 - 1309) и Тереза Авильская (1515 – 1582 гг.). В данном контексте имеет смысл остановиться на «духовных» плодах разгоряченных молитв Анжелы и Терезы. Так в «Откровениях блаженной Анжелы» говорится, что она настолько хотела телесно видеть Христа, что наконец-то «увидела Христа, склоняющего голову на руки мои. И тогда явил Он мне Свою шею и руки. Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это. Он же не являл мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей»[6], далее «я приложила уста и пила Его кровь, истекающую из бока Его и давалось мне понять, что этим Он очищает меня. И с этих пор начала я испытывать великое утешение, хотя от созерцания страстей Его испытывала печаль… И кровь Его казалась мне такою красною и текущею из ран, как будто только сейчас начала изливаться она из открытых ран… И при виде жестокого разрешения связей тела и растяжения членов его, отчего все жилы казались растянутыми и разъединенными, а кости могли быть сосчитанными, боль сильнее пронзала меня, чем при виде открытых ран. И вид так распятого тела благого и возлюбленного Иисуса, истинно, вызывал такое сострадание, что не только внутреннее мое, но и все кости и связки мои, как казалось, чувствовали новую боль и вызывали новые стенания и ужасное чувство страдания в пронзенных так духе и теле»[7].

Другое место из этого же произведения: «Однажды взирала я на крест с Распятием на нем и, когда взирала я на Распятого телесными очами, вдруг зажглась душа моя такою пламенною любовью, что даже члены моего тела чувствовали ее с великою радостью и наслаждением. Видела же я и чувствовала, что Христос обнимает душу мою рукою, которая пригвождена была ко кресту, и радовалась я величайшею радостью… И иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов»[8]. И якобы (!!!) Христос отвечает Анжеле: «Был Я с апостолами и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты»[9]. Этот же мистический собеседник от имени Христа делает любовное признание Анжеле: «Я не на шутку полюбил тебя»[10]. И Анжела буквально «закатывается» в любовной истерике: «И вопила я без всякого стыда: “Любовь моя, еще не познала я Тебя! Почему так оставляешь меня?” Но не могла я сказать больше, а только, восклицая это, хотела произнести и сказать слово и не могла произнести: так голос и крик стесняли мое слово. Вопль же этот и крик приключился мне при входе в притвор церкви св. Франциска, где по отшествии Божием сидела я, томясь и крича перед всем народом, так что пришедшие со мной и знакомые мои стояли поодаль, краснея и думая, что иная тому причина. Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть. И все связки тела моего тогда разъединялись»[11]. Также читаем: «Когда же низойдет она (остия причастия), дает мне чувство весьма утешающее. Во вне же, в теле заметна она потому, что заставляет меня очень сильно дрожать, так что лишь с большим трудом могу я принять чашу»[12].

Тереза Авильская делится такими переживаниями: «Часто Христос мне говорит: «Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая… Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее»[13]. В рамках римо-католической аскезы подобный аскетический опыт именуется «новой, прекраснейшей страницей духовной истории человечества – богосупружества»[14].

Как говорится – комментарии излишни. Хотя, пожалуй, имеет смысл процитировать мысль Д. С. Мережковского. В частности он пишет: «Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины»[15]. Один из лидеров славянофильства А. С. Хомяков называл данный опыт Анжелы и Терезы «блудной прелестью»[16], а свт. Игнатий Брянчанинов увещевал: «Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви, но отнюдь не Терезы и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых»[17]. При этом сами католические богословы свидетельствуют о серьезных невротических заболеваниях Терезы, о постоянных мучивших ее головных болях и истерических припадках, когда монахини ее буквально уносили из костела, дабы не вводить в смущение прихожан[18].

Американский психолог Уильям Джеймс сводил весь мистический опыт Терезы Авильской к «бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством»[19]. Очень суровые слова в отношении всей это любовной истомы и романтических томлений католических монахинь произносит А. Ф. Лосев: «Это, конечно, не молитва, и не общение с Богом. Это – очень сильные галлюцинации на почве истерии, то есть прелесть… всех этих истеричек, у которых при явлении Христа радостный озноб проходит по всему телу и между прочим сокращается маточная мускулатура, весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма – можно, конечно, только анафематствовать»[20]. Русский философ Б. П. Вышеславцев писал следующее: «это любовное страдание вместе с божественным Женихом, эротическое самомучительство. Особенно характерны ее[21] песнопения, представляющие собою настоящие любовные сонеты и дающие классический материал для психоанализа»[22]. Русский историк Л. П. Красавин утверждал, что римо-католичество «вносит в отношения к Божеству человеческую “прелесть”, «земную эротику»[23], а само состояние этих католических монахинь именует «сексуальным аффектом»[24]. Русский религиозный мыслитель и одновременно католический монах В. С. Печерин писал следующее критическое замечание: «Терезия в светлом видении видит прелестного мальчика с крыльями: он золотою стрелою пронзает ей сердце насквозь… Вот женщина в полном смысле слова! Итак, столетия прошли напрасно: сердце человеческое не изменилось, оно волнуемо теми же страстями и тех же богов зовет себе на помощь, и древний языческий купидон в том же костюме и с теми же стрелами является в келье кармелитской монашенки XVI столетия»[25]. В. В. Розанов пишет: «Ничего подобного мы не знаем в Православной Церкви; и ничего подобного она не допустила бы… это что-то “в самом деле”, что пролагает пропасть между Православием и Католичеством»[26].

Действительно, подлинно христианская духовная практика не знает такого рода мистической романтизации плотских отношений, зато подобное является неотъемлемой реальностью языческих религий (равно как и современных оккультных течений). Миру языческого оккультизма известны т. н. инкубы[27], т. е. демоны распутства, силы необузданной похоти, ищущие сексуальных отношений с женщинами и вступающие в оные с теми представительницами прекрасного пола, которые занимаются теми или иными оккультными духовными практиками. По крайне мере мистическая литература средневековья изобилует примерами, когда женщина вступала в близкую связь (иногда добровольно, иногда подвергаясь насилию) с инкубом. Иной раз такого рода «связи» приобретали регулярный характер, и женщины даже якобы беременели от такого рода мистически-психофизиологических ощущений[28]. Язычество античности знает примеры такого рода «отношений» людей с богами и богинями языческой мифологии. Нередко люди признавались в получении невероятных удовольствий, которые доставляли им метафизические любовники, хотя в эпоху средневековья женщины утверждали, что подобное соитие с бесами причиняло им невероятные боли.

Совершенно очевидно, что «откровения» католических святых не имеют ничего общего с подлинной аскезой, чистотой и целомудрием христианской молитвы, скорее их генезис можно усмотреть в упомянутых нами гнусных оккультных практиках, которые иной раз дают очень удобный «ответ» поврежденной человеческой чувственности и эмоциональности. В библейской традиции существует понимание отношений между Христом и Церковью, между Богом и верующим в категориях мистического брака, в том числе и с использованием брачной символики. Однако в библейской традиции подобные связи символичны и аллегоричны и никак не наполнены сладострастными переживаниями. Конечно, опыт римо-католической церкви не ограничивается и не исчерпывается эротической мистикой и в то же время в истории Православной Церкви есть свои… сумасшедшие. Но в том-то и дело, что целомудрие Восточной Церкви позволяет оставить последних в статусе «болящих» людей, в то время как на Западе такого рода истерики провозглашаются святыми и «вселенскими учителями церкви» (universae ecclesiae doctor).

Возвращаясь к главному герою данной публикации, то есть к запрещенному в служении протоиерею Владимиру Головину необходимо отметить, что, конечно же, харизматичный священник из Татарстана не является последователем Игнатия Лойолы (возможно, в силу своего ущербного образования, он о нем никогда и не слышал). Однако принцип почитания Головина со стороны немолодых и экзальтированных дам несет в себе ту же духовную основу, которая руководила Анжелой и Терезой. Страсть ко Христу у этих несчастных католических монахинь есть лишь сублимация их невостребованной женственности, а также рвущаяся наружу неизжитая похоть подсознания. Вышеславцев очень точно подмечал: «Прелесть есть неудача в сублимации»[29]. То же самое действует и в несчастных поклонницах Головина, которые прямо пишут «я не могу без этого человека!» (прямо как в романтических мыльных операх), на интернет форумах в восторженных письмах о своем гуру именуются «малипусей» (думайте, что хотите), а в адрес критиков своего возлюбленного батюшки изрыгают: «Чтоб тебя паралич разбил. Прости меня Господи».

диакон Артемий Сильвестров  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКЛОННИЦ ГОЛОВИНА:  "РЕЛИГИОЗНАЯ ЭРОТОМАНИЯ"

Недавно мы узнали, что таких женщин, буквально сходящих с ума по своему «духовнику» в Болгарии называют «припадалки».

Но здесь следует отметить, что интерес такого рода «припадалок» провоцирует сам Головин, так часто и настойчиво обсуждая интимные темы. Протоиерей Александр Новопашин очень точно замечает, что смысл столь пространных (длительностью более трех часов) обращений-проповедей Головина в том, чтобы заболтать своих преданных слушателей, не отвечая на вопросы (возникшие к нему у специалистов библейско-богословской комиссии) по-существу. К этому можно добавить, что столь протяженные речи Головина направлены еще и на эмоции слушателей и слушательниц… Очевидно, что скандальный «пастырь» в силу последних событий вряд ли рассчитывает возыметь новых последователей, поэтому пытается сохранить тех своих «овец», которые так легко «клюнули» на его лживые, но приторно обворожительные «деточки мои», «золотенькие мои». Очевидно, что «припадалки» Головина не настроены воспринимать какие-то рациональные аргументы (Головин и не пытается их предоставить), его поклонницы привыкли «любить ушами» и «голосовать сердцем». А посему его трехчасовая проповедь обращена к эмоциям, Головин ставит «старую пластинку», с привычной для его последователей слащавой «музыкой», мол, «я хороший, я с вами, деточки мои, а вокруг все враги, все лгут, клевещут на меня, а я с вами, я хороший».

К этому стоит прибавить, что сексуальный инстинкт поврежденной человеческой природы в своих «религиозных» (а лучше сказать корыстных) целях использовали многие сектанты. Достаточно вспомнить Дэвида Берга, основателя американской псевдоевангельской порноцентричной секты «Дети Бога» (другие названия – «Семья любви», «Министерство любви»).  Берг, лидер этого тоталитарного культа утверждал, что слово «любовь» должно пониматься исключительно, как процесс полового сношения, а евангельский призыв «да любите друг друга» как указание на непрерывные сексуальные отношения всех и со всеми, в том числе и родителей с детьми. Сам Берг насиловал своих дочерей! Безумие – скажет читатель. Да, безумие, но подобное безумие может пустить свои корни не только в Америке, но и в России. Примечательно, что «духовные дочери» (или «невесты») Головина в своих хулиганских нападках на критиков «их Батюшки»[30] постоянно касаются интимной сферы, очень часто называют своих оппонентов лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. К чему бы это? Почему почитатели Головина так часто касаются вопросов сексуальных перверсий? Возможно, имеет смысл вспомнить, что вышеупомянутые нами демоны секса инкубы и суккубы согласно средневековой оккультной литературе были непревзойденными специалистами именно в сфере самых гнусных половых извращений.

Конечно, все это страшно, когда некий сомнительный «духовный» опыт такого рода харизматического лидера безапелляционно принимается его последователями как единственно правильный и истинный, в то время как отвергается весь прочий опыт подлинных подвижников благочестия. Ужасно, когда люди, опьяненные блудливым поведением лжестарца, отказываются внимать предостерегающему всех нас мудрому голосу Церкви. Это происходит даже тогда, когда их лидер (т. е. Головин) прямо клевещет в адрес служителей Христа (митрополита Варсонофия и митрополита Саввы) безосновательно обвиняя их в тяжких нравственных преступлениях. Кстати, согласно правилам святых апостолов за подобную клевету ныне запрещенный священник Головин может быть вообще лишен священного сана. Одновременно с подобного рода грязными обвинениями (всех тех, кто посмел поставить доброкачественность его деятельности под сомнение) Головин играет роль «бедненькой овечки», все время называет себя «человеком грешным» и «человеком безграмотным», просит (у всех!) прощения и тому подобнее. Головин настаивает на том, что его враги «не дождутся» того, чтобы он ушел в раскол, однако сам факт того, что он публично противится священноначалию, оскорбляет иерархов (грязно клевеща в их отношении) уже свидетельствует в пользу того, что Головин непосредственно уже ведет раскольническую деятельность.

Головин утверждает, что никогда не называл себя «святым» или «старцем», однако сам факт того, что в храме он устроил себе «усыпальницу» говорит о том, что человек как минимум подозревал, что его тело после смерти останется нетленным... Обычная могила всегда наличествует достаточным пространством между гробом и поверхностью захоронения для земли или цемента, т. к. поврежденная человеческая природа после смерти тлеет, распадается и… излучает соответствующий запах тления. Однако, Головина этот вопрос не волнует, т. к. его могила не обычная, это, видимо, усыпальница, где будут почивать… его нетленные мощи. Кстати, сам факт того, что священноначалие потребовало от Головина разобрать (!) его культовую усыпальницу не знает прецедентов в истории религии, да и в истории вообще. Это ж страшно даже представить такое!!! Начальство приказывает своему подчиненному разобрать собственный… мавзолей… Это ж уму не постижимо!!! Даже генеральные секретари КПСС, обвешавшие себя с ног до головы орденами и медалями, не строили при жизни себе усыпальниц и тому подобное.

Последнее время в некоторых кругах верующих людей принято говорить о грядущем антихристе, о знамениях его пришествия и так далее.  Вместе с этим наше сознание представляет себе антихриста вполне по-голливудски, этакое чудовище, эдакий оскалившейся и осклабившийся «мэрилин мэнсон», который всех призывает покланяться несусветному злу, ненависти, погрузить свою жизнь в непреходящие убийства и разврат. По-своему заслуживает уважения такое внимание наших соотечественников к вопросам духовной безопасности  и знакам времен и все же не стоит думать о дьяволе столь просто, плоско и даже сентиментально… Совсем не случайно в отношении этой страшной твари библейская традиция употребляет слово «лукавый», а Господь наш Иисус Христос прямо называет его «отцом лжи» (Ин. 8: 44), т. е. хитрейшим мастером перевоплощений, подделок и подмен.

Дело в том, что человеческая душа по природе своей христианка (как говорил раннехристианский апологет Тертуллиан) и человеку естественно стремиться к добру и отторгать зло. Поэтому всякий исторический персонаж, который будет откровенно проповедовать неприкрытое зло, вряд ли возымеет серьезное количество последователей. А нам не стоит забывать, что задача антихриста «прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22), т. е. православных христиан. Очевидно, что персонаж типа Мэнсона вряд ли осилит такую задачу… Тут будет другой… добренький дяденька, ибо «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14). А сколь падки к великому сожалению наши с вами соотечественники (даже, к великой беде, и церковные люди) на различных целителей, чудотворцев, провидцев, вождей (пусть и в рясе, пусть и в священном сане)? В этом случае все религиозные интересы заточены под решение исключительно земных, посюсторонних проблем… «Что есть, что пить и во что одеться» - вот первая и основная думка современных религиозных искателей, Царство Божие и правда Его – не в тренде. И как легко поймать таких людей использую внешнюю (а потому знакомую, «нашу», русскую, «Божью», «батюшкину») атрибутику Православной Церкви при этом нацеливая людей совсем не на поиски Царства Небесного, а совсем в иную сторону.

Сразу успокоим читателей – конечно же мы не пытаемся усмотреть в Головине антихриста, конечно нет, мелковато… Но именно он своей деятельностью являет нам ту пугающую тенденцию подмен, подделок и перевертышей. Подумайте сами, «благообразный» человек в рясе, вкрадчивым, «батюшкиным» голосом С АМВОНА учит тому, что категорически отрицалось всем опытом православной аскетики! Скажем, молитва во время супружеской близости, детальные размышления о фасоне нижнего белья своих последовательниц, допущения супружеской измены и «лечение» семейных проблем посредством просмотра порно, а так же «духовный» совет жене «вести себя, как шлюха». Это что такое?  Далее, в крайне нецеломудренном, а прямо сказать - в грубейшем, кощунственном обсуждении физиологии Иисуса Христа (вспомним с каким удовольствием перед лицом молоденьких девушек Головин смакует эти подробности). Наконец, наименование монахов (всех монахов, в том числе и прославленных в лике святых) уродами… в целом разнузданное поведение, магическое отношение к молитве… Что это?

Священник Владимир Головин занимается ничем иным, как растлением, апологией (т. е. защитой, оправданием) греха, нивелированием его крайне негативного значения для жизни человека. Православная традиция утверждает, что духовная жизнь христианина совершается только тогда, когда он с помощью Божией ведет борьбу со своими страстями, воюет с грехом, и оная борьба имеет своим следствием изменение его жизни. А «богословие» Головина фактически утверждает, что можно грешить, прелюбодействовать, вести себя, как шлюха, смотреть порно и быть православным… Главное пребывать в «молитве по соглашению с БОлгаром». В Библии мы читаем «Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горькое - сладким и сладкое горьким»  (Ис. 5:20). Такого рода перевертыши и есть самый настоящий сатанизм! Нередко можно услышать, что якобы Головин стольких людей привел в Церковь, ко Христу. Увы, это заблуждение! Ни ко Христу Головин своих последователей привел, он сделал из них вполне гедонистически настроенных язычников, идолопоклонников, где идол – сам Головин! Выше мы постарались представить психологический портрет головинских последователей и особенно ревностных последовательниц, но полагаю, что серьезная экспертная оценка феномена «головизма» - это будущая задача религиоведов, сектоведов, социологов, психологов и психотерапевтов.     

диакон Артемий Сильвестров,
руководитель Православного молодежного
миссионерского центра
Iriney.ru

[1] т. е. имеющие в рамках личной жизни весьма существенные проблемы.

[2] именно так именуют своего пастыря последователи Головина, также как и «Сердце полное Любви и Ума Палата».

[3] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 7. М., 1995, с.25.

[4] Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби» — улица в Старом городе Иерусалима, по которой, согласно христианской традиции, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия.

[5] др.-евр. ???, Eden; Эде?н, т. е. Эдем.

[6] Откровение бл. Анжелы, М., 1918, С. 137.

[7] там же, С. 75-76; 140-141.

[8] там же, с. 150-151.

[9] там же, с. 95.

[10] там же, с. 138.

[11] там же, С. 101.

[12] там же, С. 157.

[13] Цит. Мережковский Д. С. Испанские мистики, С. 72-75., Брюссель, 1988.

[14] см. http://ru.wikisofia.me/Богосупружество.

[15] Мережковский Д. С. Испанские мистики, С. 72-75., Брюссель, 1988.

[16] Хомяков А. С. Сочинения. С. 104.

[17] Игнатий Брянчанинов, свт, Собрание писем, М., 1995, с.396.

[18] см. подробнее Renault E. Ste Therese d’Avila et l’experiance mystique. Paris, 1970, p. 114.

[19] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – М.: «Русская Мысль», 1910. – С. 337.

[20] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. с. 868-869, М., 1930.

[21] в данном случае Вышеславцев пишет о католической святой Марии-Маргарите Алакок, учредительницы культа «Святого Сердца Иисуса», последовательнице тех же религиозных практик, которых держались бл. Анжела и Тереза Авильская.

[22] Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Вопросы философии. 1993, N. 4, С. 75.

[23] Карсавин Л. П. Достоевский и католичество // Карсавин Л. П. Сочинения. М., 1993, с. 132-133.

[24] см. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности… С. 231.

[25] Печерин В. С. Замогильные записки. // Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989. с. 242.

[26] Розанов В. В. Из католического мира // Около церковных стен. М., 1995, с. 372.

[27] Инкуб, буквально от лат. incubus, от incubare, «возлежать сверху». Соответствующий ему демон, появляющийся перед мужчинами, называется суккуб, что буквально с лат. succub(?re) переводится, как «лежать под».

[28] В известной советской мелодраме «Формула любви» (реж. М. Захаров) есть своего рода отсылка к такого рода оккультным эксцессам средневековья, когда о графе Калиостро говорят: «Газеты пишут — камни драгоценные растил, будущность предсказывал. А ещё говорят, фрейлине Головиной из медальона вывел образ покойного мужа, да так, что онаего осязалаитеперьвродекакнасносях..»

[29] Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994, С. 73

[30] все что связано с Головиным и даже прилагательные к его имени пишутся его почитателями исключительно с заглавной буквы!