[12.05.2018] «Надо воспитывать своего слушателя, читателя, зрителя»
Как сообщалось, 10 мая в городе Барабинск Новосибирской области студент выстрелил в однокурсника - он получил ранение плеча. Еще два человека выпрыгнули в окно и получили переломы. Позже в одном из коридоров колледжа было найдено тело самого стрелка.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» благочинный церквей города Новосибирска, настоятель собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского Новосибирска протоиерей Александр Новопашин:
На мой взгляд, так называемой нормой, свидетелями которой мы становимся, такого рода трагедии делают средства массовой информации. Утром включаешь телевизор или радио и, посмотрите, какие новости! Одна чернуха. Здесь убили, там зарезали, здесь взорвали, здесь преследовали, избили, сожгли, сожрали, удушили или еще что-то. Постоянно подобное смакуют в каждом СМИ: в американской школе то-то, в другой школе то-то. Здесь нам предлагают определенный пример для подражания.
Мне кажется, уже давно пора процеживать информацию и не восторгаться. Не просто выплеснули информацию, а вы жуйте ее и глотайте, как хотите. Надо давать событию еще и определенную оценку, а не просто подавать новость о том, что произошло, как страшно или как прикольно, кто как умудряется подавать ее в массы и т.д. А ведь все это читают, смотрят и слушают, в том числе дети и молодежь.
Вся эта пакость еще заразна и прилипчива. Она даже является если и не примером для подражания, то подсказкой человеку в кризисной ситуации - как сделать больно не только себе, но и другим окружающим. Мол, я решил уйти из жизни — пусть меня запомнят. Когда эта философия, идеология выплескивается на страницы, на экраны, в эфир, то это страшно, потому что это действительно заразный вирус.
Сколько информации в определенный период выплеснулось про «синие киты», группы по самоубийствам! Заметьте — подражателей нашлось тоже немало. Но не надо это пиарить. Не надо это педалировать. Надо говорить больше о добром, чтобы было больше добрых примеров для подражания. Я не говорю, что доброе нужно искусственно высасывать из пальца или навязывать, но, по крайней мере, надо говорить больше о светлом и прекрасном, о том, что человека делает человеком, а не двуногим существом с крепкими клыками, зубами и когтями. Надо воспитывать своего слушателя, читателя, зрителя. Тот, кто владеет эфиром или имеет возможность широко подавать информацию, может манипулировать. Поэтому, на мой взгляд, нужен контроль государства над СМИ.
Безусловно, все доброе и злое исходит из сердца человеческого. Здесь еще один мощный сигнал тому, что нужно заниматься воспитанием. Школы в целом уже не занимаются воспитанием. Это не их задача. Они не ставят перед собой такую задачу. Да, есть самоотверженная администрация школы, есть самоотверженные учителя, которые берут на себя дополнительные обязательства и пытаются как-то воспитывать своих учеников. Но в целом, в этом смысле сама система образования порочна, она воспитанием не занимается. Воспитанием предлагается заниматься семье, но семья сегодня - тоже институт не приоритетный с точки зрения государственной идеологии, по крайней мере, на данном этапе. Не делается все для усиления, воспитания и взрастания семьи как нравственной категории.
Мы пожинаем то, что сеяли в 90-е годы. Может, это уже затертая фраза, но это так и есть. Поколение, рожденное в начале двухтысячных, - плоды той бездуховности. Вот скажут: «Попы только и могут говорить о том, что бездуховность, безнравственность — источники всех бед». Но это так, и от этого никуда не уйти. Это показывает история человечества. Вся мудрость человечества об этом говорит. Поэтому от этого не уйти никуда. Пока в основе воспитания подрастающего поколения не будет заложена нравственная категория, подобное будет повторяться в той или иной мере.
Дай Бог, чтобы этого было меньше, по крайней мере, всем миром соборным нужно заниматься воспитанием окружающих нас людей, своего сверстника, своего восприемника, своего сына, своей дочери и самому подавать добрый пример. Нужно быть участником воспитательного процесса. Мало просто говорить: «Делай так». Ты сам так делай. Покажи, что так делать надо. Это должно быть явным образцом твоей жизни. Тогда, возможно, и тебе тоже будут подражать как доброму примеру.