[23.04.2018] «Мы призваны не только себя спасти, но и все человечество»
14 апреля Святейший Патриарх Кирилл обсудил по телефону с Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей и папой Римским Франциском ситуацию в Сирии, заявив о стремлении к установлению мира, прекращению жертв среди местного населения. По итогам переговоров 17 апреля был опубликован текст миротворческого воззвания, в котором говорится об угрозе войны и содержится обращение «ко всем мировым лидерам с призывом осознать свою ответственность перед своими народами, перед человечеством в целом и перед Богом». Авторитетные духовные лидеры умоляют лидеров стран – членов ООН «преодолеть разногласия и сообща трудиться ради мира во всем мире». Эти шаги стали продолжением последовательных усилий, направленных на заботу о ближневосточных собратьях и всех жителях региона.
«В то же время в информационном пространстве звучат голоса, что война способствует нравственному обновлению людей, позволяет им переосмыслить свое существование, научиться ценить то, что в мирные времена кажется само собой разумеющимся. Да, в церковном опыте есть множество примеров, когда тяготы войны приводили человека к Богу. Но не меньше и примеров обратного, когда солдат превращается в не задумывающееся о ценности жизни орудие убийства, теряет достоинство», - пишет председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Позволю себе аналогию: болезнь тоже нередко приводит человека к Творцу. Но может принести и смерть без покаяния, в озлоблении и унынии. Поэтому никому в голову не приходит, например, принудительно заражать своих неверующих родственников или близких болезнями, надеясь на обретение им веры в стрессовой ситуации. Столь же опрометчиво желать своему Отечеству и народу участия в войнах якобы «для их собственного блага», - добавил Владимир Легойда.
«Чем, на ваш взгляд, объясняется появление в публичном пространстве людей, доказывающих, что война – это благо? Тем более в России, где "лишь бы не было войны" превратилось в ходовое присловье?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, подчеркнул: «Война – это однозначно зло. Да, есть войны справедливые и несправедливые. И если взять "Основы социальной концепции" Русской Православной Церкви, то там даются характеристики войны и мира. Другой вопрос, что войны, согласно Евангелию, предрекающему войны и катаклизмы, нам присущи. Население Земли все 7500 лет своего существования не могло жить без войн. Это критическая масса греха, он накопился в нашем земном житии, человечество без крови уже не может успокоиться. Но бесконечные войны не угодны ни Богу, ни людям».
«Войну можно принимать как наказание, - полагает пастырь. - Будто Господь это попускает, чтобы мы понимали, что к чему. Видимо, так и рассуждают люди, о которых говорит Легойда. Но война – это же страшно и больно. И старцы предсказывают, что в конце времен будет страшная война, погибнут сотни миллионов, прежде чем придет антихрист. То есть впереди нас ждет Апокалипсис. Но если мы с Богом, то каждый человек, который встает на сторону Бога, становится воином Христовым. И он идет не убивать врагов, а идет умирать за наше Отечество, не только земное, но и небесное. Если возьмем историю России, то увидим много победоносных освободительных войн. Мы свою территорию освобождали от захватчиков, другие территории и народы, именно так сейчас происходит в Сирии. Это просто наш генетический код. И он нам присущ, не потому что мы какие-то агрессивные и еще дивиденды получаем. А потому что нам обязательно надо победить вероломного врага, потому что слово "победа" из рая, ведь рай – это удел победителей, а не аутсайдеров».
«Вот это все вызывает массу нападок на нас, потому что нападающие не могут понять, почему мы честно и безвозмездно помогаем побеждать врагов, и у нас это получается. Они не могут понять, что это зависит не от нашего ума и не от талантов, что это Господь нам дает такие силы, потому что наша страна и народ для того Богом и созданы. Мы – третий Рим, мы призваны не только себя спасти, но и все человечество», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, «чтобы такие темы обсуждать, надо прежде договориться о том, что такое война. Традиционный способ ведения войны на международной арене уже стал невозможен - мы живем в эпоху информационных гибридных войн. Именно по этой причине на эту тему сложно рассуждать. Мы сейчас находимся в состоянии такой войны, она давно идет. И, как уже подмечено, побеждает даже не тот, кто первый завладел информацией, а тот, кто первый сформировал ее выгодно для себя, чтобы добиться победы».
«С христианской точки зрения важно понимать, что такое духовная жизнь и духовная брань. В любом случае человек все равно не может даже сам с собой находиться всегда в мире в силу собственной духовной поврежденности. Побеждает тот, кто способен с Божьей помощью преодолевать себя, - убежден пастырь. - Это может быть воин, который поступает по-христиански, а воюет не по-христиански. Так что за человеком всегда остается нравственный выбор: быть в состоянии войны или мира. Но полного мира все равно невозможно достичь, потому что это внутренний мир, мир царства Божьего. И тут нужна духовная христианская трезвость, ясность в сознании понятий, тем более в современном мире гибридных войн».
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, сказал: «Мы даже в Библии видим примеры того, как Господь наказывает богоизбранный еврейский народ различными нападениями врагов: чтобы люди одумались и повернулись лицом к Богу. Но можно и сказать и другое: нельзя человеку вставать на место Творца и решать за него, что для человечества благо, а что нет. Нужно учиться на чужих примерах и на примерах прошлого. А примеры прошлого – бесконечные войны, беда, горе, – людей, я думаю, многому уже научили».
«"Лишь бы не было войны" – очень важное пожелание. Человек, не видевший войны, не может по-настоящему оценить мир, - пояснил отец Александр. - Это страшная вещь, Божий бич, который бьет очень сильно. Сейчас и наш Патриарх, и все здоровое мировое сообщество озабочено проблемой войны. Нам всем нужно задуматься о том, что мир важнее, сесть, как призывают наши дипломаты, за стол переговоров, и все разногласия решать именно там, а не языком пушек. Хотя действительно есть люди, которые не понимают ничего, кроме принуждения. Тому пример закон – он учит всех быть добропорядочными, но есть люди, которые его нарушают. И тогда закон начинает воздействовать на них жестко. Но все равно человек не может вставать на место Бога и говорить: «чтобы эти люди исправились, им нужна война, а тех людей можно погладить по голове». У Бога свой суд. А бороться за мир стоит всеми способами. Война - это страшная вещь, и не дай Бог, если она опять произойдет».
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что «к цитате Легойды я бы еще добавил выражение из молитвы Господней "Отче наш": "Не введи нас во искушение". То есть мы всегда просим у Бога тихого и мирного благоденствия. И люди, которые говорят, что война приводит к очищению, духовному возвышению, не представляют, что такое смерть на войне. Ужаснее невозможно ничего представить, - тем более, когда это гражданские войны. Когда начался конфликт в Сирии, наш Патриарх сразу выступил с инициативой предложить помощь и защиту не только христианам Ближнего Востока (там проживают представители разных конфессий), но всего народа. Нам дорога жизнь каждого человека, и каждый из них нам брат или сестра – независимо от вероисповедания. Всех нас создал Господь, и все мы в итоге к нему придем».
«А по поводу выступлений таких "ура-патриотов", тем более в православной среде, хочу сказать: они не знают Священного Писания, не имеют хоть какого-то житейского опыта. В этом году мы празднуем 73 годовщину победы в Великой Отечественной войне. Когда мы в «Бессмертном полку» несем на руках портреты наших родственников, мы плачем: огромное их количество не вернулись. Я на третьем курсе вуза проходил практику в центральной республиканской больнице Владикавказа. В то время начался южноосетинско-грузинский конфликт и привозили раненых. Я их тоже принимал, и не могу передать, как это страшно и ужасно – даже не подобрать слов», - признался он.
«Поэтому люди, которые хотят сделать известность на таких злобных высказываниях, просто не знают жизни. И, если у кого-то короткая память, нужно попросить наше правительство, чтобы этих людей отправили в горячие точки. Посмотрим, как они отреагируют, когда им придется с винтовкой или автоматом в руках выступать навстречу свинцовому дождю. Дай Бог, чтобы правительства всех стран услышали обращения нашего Патриарха и остальных духовных лидеров – третья мировая война может стать последней в истории всей цивилизации», - предостерег отец Вячеслав.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Трудно сказать, почему у людей возникают идеи, которые идут вразрез с общепринятыми представлениями о хорошем, почему они активно их продвигают, находя себе сторонников и с этой целью возвышая голос. Согласиться, что война – благо, можно, наверное, только если обратиться за разъяснением к промыслителю всего - Господу Богу или каким-то святым Божьим людям. Но заповедь "Не убий" в Священном Писании дает нам понять, каково должно быть наше отношение к любой попытке лишить кого-либо жизни. В этой связи спор может быть бесконечным, пока не разрешится в вечной жизни».
«Есть у меня ощущение, что суд, который предстоит Господу вершить над миром, будет персональным – вне зависимости от складывающихся внешних обстоятельств (мирное время, война), каждому человеку придется дать ответ за собственные поступки, их причины, и даже за собственные мысли. И поэтому рассуждать сейчас, кто прав, чья точка зрения убедительна, бессмысленно», - убежден пастырь.
«Людям необходимы ясные ориентиры, а все человечество уже многократно подтверждало: такими ориентирами могут считаться только слова Бога, запечатленные в Священном Писании. А там ничего нет про благо с точки зрения организации и ведения войн. Они всегда понимались, в том числе, толкователями слов Господа, как вынужденный компромисс, какой-то ответ на еще более жестокие и несправедливые действия со стороны противников, но никогда Он не возвышал голос, чтобы назвать войну, убийство людей, благом», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, считает, что «война - крайнее проявление поврежденной человеческой природы. Война - это когда правители одной страны сражаются за ресурсы. Поэтому можно только поддержать призыв Святейшего Патриарха Кирилла, но остается вопрос: услышат ли его? Потому что мы живем в эпоху тотальной лжи, подлога, клеветы, и сегодня здравый смысл нельзя считать добродетелью некоторых политических лидеров».
«Странно слышать о благе, которое несет война, от людей, считающих себя православными христианами. Так, наверное, могут рассуждать люди, видевшие войну в документальных хрониках или на старых фотографиях. Война – это кровь, холод, голод, грязь, смерть, отсутствие электричества, воды. Если бы люди по-настоящему понимали, что такое война, наверное, приложили бы максимум усилий, чтобы ее не допустить. А сегодня ради сиюминутных корыстных геополитических интересов некоторые политические деятели готовы приносить в жертву десятки тысяч людей», - посетовал отец Святослав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Очередной шаг, сделанный Святейшим Патриархом Кириллом, - дело столь же великое, сколь и сложное в нынешней ситуации. Но в том-то и сила призыва верующих людей, что невозможное человеку возможно у Бога. Проигранная террористами и теми, кто их поддерживает, война в Сирии не заканчивается на полях сражений. Она продолжается в помещениях международных организаций, в местах встреч мировых лидеров. А человеческие интересы, будучи соединены с властью и часто безграничным мировым господством, приводят к поступкам, далеким от нравственности».
«Бравировать же: "Пускай будет война, она всех очистит, поможет" – мне кажется, так могут говорить люди, которых по-настоящему война никогда не коснулась, они не почувствовали ее на примере своих дедов и прадедов. Так, наверное, и с атомной бомбой: если ты не видел, что такое атомный взрыв, никогда не сможешь себе представить ад, который разверзается на земле. В этом случае легко предлагать, чтобы атомное оружие применялось в наступательных целях. То есть мы победим с его помощью зло, и все будет хорошо. Но зло не побеждается злом – только добром. Поэтому завершить мне хочется словами прошения, которое мы произносим ежедневно в Церкви: "О мире всего мира Господу помолимся"», - заключил отец Филипп.