[13.02.2018] Размышления о феномене "молитвы по соглашению"
- Отец Георгий, благословите! Простите, но вот чего не могу понять, Вы, время от времени выкладываете ссылки на информацию о о. Владимире Головине, причем все они критичны. Но ведь столько людей получают от него помощь, приходят к Богу, находят смысл жизни. Ведь то, что он проповедует, основано на словах Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - молитва по соглашению стольких людей объединила. Разве это плохо?
- Бог благословит!
Будь на то моя воля, я бы и слова об этом батюшке не сказал бы. И, насколько мог, воздерживался, до тех пор, пока уже не стали «прижимать к стенке» вопрошающие. Долго пытался отшучиваться, открещиваться, да и кто я, чтоб судить о собрате? Как я, стоящий на месте, мог судить об ошибках идущих… И потому, если кому-то, что-то и отвечал, то только в личке,..
Но, всеж пришлось ответить где-то, открыто, так сказать, чтоб отстали остальные. Мне казалось, что в ответе я был корректен, не претендуя на истину в последней инстанции, высказал свое предположение о том, что счел не верным. И ведь предварительно расшаркался пред его почитателями, испрашивая прощения, если что не так, и так же просил их, не судить строго… все ошибаемся, и я порой, не исключение. И, увы, всего пары дней хватило мне для того, чтоб уже стать уверенным в том, что там действительно что-то не то. Чада батюшки Головина мне подробно рассказали, что я никто и звать меня никак, используя при этом эпитеты вроде «иуда», «бездарь», «волк в овечьей шкуре», «завистник» и прочие не лестные глаголы. Признаться, для меня ничего нового они обо мне не открыли, я это и так знаю. Вот только мне кажется, что «пришедшие к Богу», как-то иначе выражают свое отношение к тем, кто идет рядом…
И, собственно, это незабываемое общение с теми, кого батюшка Владимир «привел к Богу», отбило напрочь желание возвращаться к этой теме. Есть в конце концов для этого те, кто пред Богом отвечают за то, что происходит в их благочиниях и епархиях. Но, «джин» уже был выпущен из бутылки….
Ну, да ладно… я не обижаюсь, просто искренне сожалею о тех, кто начинает знакомство с Вечностью ни с того, с чего следовало бы. И на подобный Вашему вопрос, я где-то уже кратко отвечал пару лет тому назад, да и недавно тоже… Кратко, потому, что оскомина уже от него… Но в силу того, что дискуссия разгорается не шуточная, превращаясь временами в локальные конфликты, позволю себе несколько раскрыть свой взгляд на молитву по соглашению, как таковую, и в том варианте, что она имеет место в общине о. Владимира.
Как всегда, предваряю свои рассуждения оговоркой о том, что это мое частное мнение, а не мнение Церкви, хотя оно и основано на Святоотеческом наследии. Но наследие - это одно, а моя трактовка оного - другое, прошу это учитывать. Хотя то, что это мое мнение, уже в течении пары десятков лет не меняется, дает мне возможность поделиться им с кем-то ещё.
Итак: приведенные Вами слова Христа о том, что двое или трое могут просить чего угодно, выхвачены из контекста, и потому неверно трактуются в отношении основания для молитвы по соглашению. Прочтем немного выше текст Вашей цитаты – «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Не находите ли, что эти слова несколько иначе зазвучали? И что они относятся не ко всякому, благодаря проповеди о. Владимира нашедшему Бога, а к апостолам, и, стало быть, их приемникам, т.е. епископам и священникам. Ведь говоря «если двое из вас», словом выше обращаясь к апостолам, понятно, что Господь говорит не о всяком человеке. Далее, я уже неоднократно предлагал в этой цитате делать акцент не на словах «чего бы ни попросили, будет им», а на словах «собраны во имя Мое», - где мы собираемся во имя Господне? Не в Церкви ли? А раз так, то не Своей ли Церкви Господь говорит «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»? Почему же нам не хватает Божественной Литургии? Почему это собрание во имя Господне, не наполняет нас доверием к обещанному Богом?
Да по простой причине, нам не надо Царства Божия, и тем более Его Правды. Нам нужно свое земное существование максимально приблизить к царским условиям, и своя правда важнее. Отсюда и пошли все эти молебны, молитвы, и прочие выдумки, нам не надо общего блага, нам нужно свое, маленькое счастье. Где-то, не так давно, мы рассуждали об индивидуализме в сектах и соборности в Церкви… Парадокс, - Господь призывает в Церкви молиться о нуждах общины, а мы общину привлекаем молиться о нужде индивидуальной. И при таком раскладе, к какому богу приводит о. Владимир Головин?
Не скрою, и я, бывает, благословляю прихожан на молитву по соглашению, но всегда предупреждаю, что блаженнее довериться Господу, и не поторапливать Его, вспоминая мудрые слова старца Иоанна Крестьянкина «Бог все дает вовремя умеющему ждать». Это, во-первых, а во-вторых, напоминаю о том, что результат молитвы зависит не от количества в ней участвующих, а от качества жизни молитвенников. Что и видим из Евангельского текста, двоих-троих, но чистой жизни, достаточно чтоб испросить необходимое. И последнее, о чем я предупреждаю, так это о том, что не редко за неотступность молящихся Господь подает им просимое, но они должны быть готовы к тому, что это не дар Божий, не то, что Он хотел бы дать, но то, что они выпросили, потому и расхлебывать последствие им самим, не пеняя на Господа. Вообще, мое личное убеждение, - эта молитва (по соглашению) говорит не о вере молящегося, а о его самоуверенности. Уверенности в том, что он достоин чего то большего чем имеет, уверенности в том, что Бог чего-то недопонял, чего-то не разглядел, недодал… Да, конечно, мне возразят, что мол просим-то не для себя, а для ближнего, веры, покаяния, здоровья, счастья, ведь ничего попало, а нужного…
Так-то оно так, да не так. Причем тут Бог, если Он тебе дал все необходимое для того, чтоб твой ближний был счастлив рядом с тобой. Помните слова Христа к апостолам – вы дайте им есть. Господь помогает нам только там, где наших сил не достает, а если не достает нашего желания, с кого тут спрос… Вот и получается, что нужно нам довольствоваться Литургией, в ней черпать силу для стяжания Духа Святого Божия, стяжав который спасем тысячи вокруг. Ни этим рэкетом, ни мощью соборного стона, ни настырным требованием, к чему призывает нас батюшка Владимир Головин, а смиренным осознанием слов благоразумного разбойника, «по грехам моим приемлю… помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», в том Царствии, искать которое нас призывает Спаситель. Когда Он придет во Царствие Свое, которое внутри нас есть, или должно стать, тогда помянет нас, и все чего ни попросим, будет нам. Ну вот, примерно так. Прошу прощения, что ответ такой пространный, но, опять же, надеюсь, что сия писанина моя (а мог бы спать сладким сном), своей подробностью, оградит меня от новых вопросов на данную тему. Очень хочу поставить жирную точку на этой теме. И коль уж я сказал, что к этим мыслям я пришел, основываясь на святоотеческий опыт, приведу цитату, на мой взгляд, дающую исчерпывающий ответ. Прп. Иустин (Попович)
««Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного»
Всемогущество людей, в чем оно состоит? В Церкви, в апостольской молитве, которая ведет свое происхождение от Святой Пятидесятницы, от Духа Святого. Всемогуща только Духоносная апостольская молитва. А она вся в Церкви. И Апостолы Духом Святым имеют свое апостольство в Церкви. Поэтому только церковная молитва всемогуща. Когда двое согласятся Духом Святым в Церкви, тогда они получают все, что требуют, от Отца Небесного. Что это так, и что это действительно относится к святым Апостолам и их наследникам, видно из самых слов Спасителя, обращенных к Апостолам: если двое изъ васъ согласятся… «Двое изъ васъ», не любые двое. По святым Отцам: «двое изъ васъ» значит: двое из вас добродетельных, ведущих ангельскую жизнь; живущих по-апостольски; имеющих апостольскую веру; являющихся апостольскими наследниками, – таковых молитва будет услышана человеколюбивым Господом. А такая молитва всегда соборная, всегда апостольская, всегда святая, всегда льется из всего существа Церкви, из всего Богочеловеческого тела Церкви, из всего Господа Христа».
Умудри нас Боже!