[29.11.2017] Святейший Патриарх Кирилл: Церкви пытаются навязать жизнь по правилам мира сего
Как сообщалось, 29 ноября 2017 года, по завершении Божественной литургии и молебна перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось первое пленарное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
На Собор прибыли архипастыри Московского Патриархата из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, в которых существуют епархии Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Председателем Архиерейского Собора, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является Патриарх Московский и всея Руси.
В президиум Собора входят постоянные члены Священного Синода: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Также в состав президиума входят Преосвященные владыки, приглашенные для участия в зимней сессии Священного Синода: митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Кызыльский и Тывинский Феофан; епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност; епископ Североморский и Умбский Митрофан.
Кроме того, согласно решению Священного Синода от 28 ноября 2017 года (журнал № 104), принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, в состав Священного Синода на время работы Собора и в президиум включены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
Святейший Патриарх Кирилл прокомментировал ряд пунктов регламента Собора и огласил повестку дня Собора.
Присутствующие приняли регламент и повестку дня, утвердили состав мандатной, редакционной и счетной комиссий.
Секретарем Архиерейского Собора избран митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии. По Уставу, секретарь несет «ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов».
Председателем мандатной комиссии избран архиепископ Берлинский и Германский Марк; председателем редакционной комиссии - митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; председателем счетной комиссии - митрополит Горловский и Славянский Митрофан.
«В этом году мы вспоминаем начало, ровно век тому назад, гонений на Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является "семенем христианства". Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, - это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15:13)», - подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на открывшемся Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Как отметил Святейший Владыка, мы живем сегодня в совсем других условиях, намного более благоприятных, но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. «Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге», - уверен Предстоятель.
Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны, напомнил Святейший Патриарх, подчеркнув, что главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года сказавший: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? <...> Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. <...> И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. <...> Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Ин. 15:5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (Мф. 22:37)».
«Мы, члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога, - констатировал Святейший Патриарх Кирилл. - Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру - веру, которая действует любовью (ср. Гал. 5:6). Такая вера будет нашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев».
«Избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол состоялось на Священном Соборе Православной Российской Церкви, как он сам себя именовал, или, по более привычному для нас названию, на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В праздник Успения Божией Матери мы вспоминали столетие открытия этого Собора, который стал по-настоящему экстраординарным явлением в истории Церкви», - констатировал Его Святейшество.
Святейший Патриарх напомнил, что деятельность состоявшегося век назад Поместного Собора охватывала едва ли не все стороны церковной жизни. «Конечно, некоторые определения Собора или проекты постановлений, не рассмотренные им по недостатку времени, уже потеряли свою актуальность, а иные - устарели уже в процессе работы Собора. Но многие его решения и проекты сохраняют свою значимость доныне, - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. - Невозможно ожидать, что спустя сто лет мы найдем в документах Собора готовые ответы на все нынешние вопросы церковной жизни. Но нам, наследникам "Тихоновской" Церкви, следует прислушиваться к голосу русских богословов, архиереев и пастырей предреволюционной эпохи, которые оставили нам в наследие свои раздумья о земных путях Церкви».
Выразив надежду, что громадный труд по публикации архива Собора будет в обозримом времени доведен до завершения, Святейший Патриарх сказал: «Убежден, что эти материалы послужат пищей для размышлений не одному поколению как теоретиков - ученых и студентов, так и практиков - архиереев, клириков и иных церковных тружеников».
В нынешнем году исполнилось 1950 лет со дня мученической кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это повод еще раз осмыслить нашу веру в Апостольскую Церковь и вспомнить о том, что одно из важных проявлений апостольского служения - это свидетельство Истины, проповедь Евангелия, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви, выступая 29 ноября 2017 года перед участниками Архиерейского Собора, проходящего в Храме Христа Спасителя в Москве.
«Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники - епископы - должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие - Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этого Он послал в мир Своего Единородного Сына (ср. Гал. 4:4)», - подчеркнул Его Святейшество.
Предстоятель отметил, что никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. По мысли Святейшего Патриарха, это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом.
«Епископ как служащий клиру и народу Божию, как образ пастыря, который ведет паству за собой, - это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общения и кто не теоретически, а практически подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы», - сказал Святейший Владыка. Он также напомнил, что епископ как преемник апостолов - это и совершитель богослужения, возглавляющий молитву церковной общины за Божественной Евхаристией: «Через совершение Литургии мы призваны свидетельствовать, что нет и до Второго Пришествия Христова не будет ничего актуальнее Господней заповеди совершать таинственное воспоминание Его смерти и Воскресения. И нет ничего более открывающего для нас блаженную вечность, чем Божественная Трапеза Святой Евхаристии».
Как отметил Первосвятитель, архипастырям следует прилагать усилия, чтобы участие народа в богослужении было в полной мере осмысленным, чтобы никто не воспринимал службу Божию как устаревшую, хотя бы даже и величественную, традицию или, еще хуже, как некую тягостную повинность, оставленную нам двухтысячелетней историей.
Епископское служение неразрывно связано с православным пониманием соборности - кафоличности Церкви, подчеркнул далее Предстоятель.
Упомянув о том, что словом «соборность» переведено на славянский язык греческое слово «кафолики», указывающее на вселенский характер Церкви, на ее целостность во времени и пространстве, Святейший Патриарх Кирилл констатировал: «Это свидетельствует о том, что соборность, проявляющаяся в историческом бытии Церкви, в том числе, во внешних, безусловно необходимых, институциях коллегиальности, не сводится к ним. В деяниях уже упомянутого Поместного Собора 1917-1918 годов так же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. В самой Церкви под влиянием атмосферы времени резко обострились разногласия между белым духовенством и черным духовенством, между городскими протоиереями и сельскими священниками, между либералами и консерваторами, между монархистами, оплакивавшими прошлое, и теми, кто радостно приветствовал февральские события. Все эти тенденции были представлены на Соборе. Сила Духа Святаго обратила человеческое разнонаправленное, весьма неоднородное собрание в подлинный Собор, о главных решениях его члены могли сказать: "Изволися Святому Духу и нам" (Деян. 15:28). В частности, ко времени открытия Поместного Собора одним из главных предметов споров представителей различных течений было то, как должны сочетаться иерархический принцип и соборность. И несмотря на то, что первоначально сторонники восстановления Патриаршества не имели перевеса, впоследствии соборяне узрели в Патриархе духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуру и решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято Полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти, пытавшейся путем инспирирования расколов и организации провокаций разрушить церковный организм. Само каноническое Православие стараниями гонителей промыслительно стало именоваться "Патриаршей" Церковью».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что в XXI веке, как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение определенных преданием институций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви и «содержать то, чему верили повсюду, всегда, все», по слову преподобного Викентия Леринского.
Святейший Патриарх Кирилл напомнил о главном призвании Церкви - осолять этот мир (ср. Мф. 5:13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7:38-39). «Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире», - подчеркнул Предстоятель.
Он указал на то, что Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. «Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам, - продолжил свою мысль Святейший Владыка. - Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями».
Первосвятитель напомнил, что слова Спасителя «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15) представляют собой призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды, отметил Святейший Патриарх Кирилл.
«Служение Церкви в мире - это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен - путем нравственного и таинственного преобразования людей, а не путем, к примеру, политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение», - подчеркнул Святейший Владыка.
По его мысли, только там возможно подлинное христианское общественное служение, где ревностно исповедуется особая идентичность христианина и собрания христиан, где с благоговением соблюдается Божий дар святости, где теплится христианская жизнь, в центре которой - евхаристическая молитва как переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.
Мир людей тоскует о единстве и всегда ищет единства, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Формы организации человеческого общежития на протяжении истории многократно изменялись, проходя самые различные стадии, начиная от примитивного общественного уклада древности, заканчивая многоцветьем национальных государств и многонациональных империй. «Сегодня и эти привычные для нас способы организации общества изнемогают от бушующих повсеместно кризисов, - отметил Его Святейшество. - Границы между людьми пролегают там, где ранее их никто не ожидал и не мог даже заподозрить, в то время как прежние границы между народами и государствами делаются прозрачными. Актуализируются центры силы, во главе которых стоят малоизвестные и никем не избранные люди, а могущество некоторых корпораций уже сегодня превосходит власть и возможности отдельных государств».
Единство же, являемое Церковью, пролегает поверх преходящих барьеров и разделений, напомнил Святейший Патриарх Кирилл. «Это единство вечное и вневременное, нетленное, всегда актуальное и никогда не устаревающее - единство, о котором сам Богочеловек Христос Иисус молился Своему Небесному Отцу. В свете этого в публичном служении архиерея на второй план с неизбежностью отступает все то, что может стать для тех или иных препятствием на пути к вере в Единую Церковь, а именно: личные интересы епископа, его частные мнения и предпочтения... Епископское служение - это зримое средство осуществления церковного единства. Только единая община с епископом во главе, а не разделенные и обособленные группы, есть подлинная Церковь», - указал Предстоятель Русской Православной Церкви.
В нынешнем году исполнилось десять лет со времени подписания Акта о каноническом общении в праздник Вознесения Господня 2007 года, напомнил Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя перед участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
«Это событие подарило нам радость единства верных чад единой Русской Православной Церкви», - отметил Его Святейшество.
Предстоятель с теплотой вспомнил совместную молитву с епископатом Русской Зарубежной Церкви на Вознесение 2017 года. «Едиными устами и единым сердцем принося Богу Бескровную Жертву, мы вместе благодарили Его за драгоценный дар единства, обретенный десять лет тому назад. За истекшие годы архиереи, клирики и миряне, ранее разделенные в результате исторических обстоятельств прошлого, смогли лучше узнать друг друга. Этому способствовало множество совместных проектов, в частности, в молодежной среде», - засвидетельствовал Святейший Владыка.
Вместе с тем Святейший Патриарх подчеркнул: «Считаю важным, чтобы были предприняты усилия для осуществления или нового осмысления предложений, которые были выдвинуты в дни подписания Акта о каноническом общении и во время подготовительных работ к этому историческому событию и которые имели целью упорядочение канонического положения епархий и приходов русского зарубежья».
Также Святейший Патриарх особо остановился на теме благотворительности и церковного социального служения.
Как он отметил, в завершающийся межсоборный период в полную силу заработала система, начало созданию которой было положено преобразованиями в соответствующем синодальном отделе в 2010 году.
«Один из главных двигателей социальной деятельности - это добровольчество», - засвидетельствовал Предстоятель. В настоящее время при епархиях и приходах Русской Православной Церкви, включая дальнее зарубежье, действуют 566 групп милосердия, 328 добровольческих объединения и 453 сестричества. С 2011 года проводится бесплатное дистанционное обучение социальному служению через Интернет. Ежегодно более 1000 человек участвуют в обучающих интернет-семинарах и дистанционных курсах обучения. Благодаря этому ежегодно в епархиях появляются в среднем 150-200 новых социальных проектов.
Как отметил также Святейший Патриарх, Церковь активно занимается помощью бездомным. Только в России работают 95 приютов для бездомных, 10 автобусов милосердия и 460 благотворительных столовых, не говоря уже о том, что при множестве храмов осуществляется постоянная целевая помощь людям, лишенным крова.
«Важнейшим направлением социальной работы стало создание приютов и центров гуманитарной помощи для беременных женщин, находящихся в трудном материальном положении. В 2011 году действовал один такой приют, а сегодня их уже 52, - подчеркнул Его Святейшество. - Открыты 115 центров гуманитарной помощи, в том числе благодаря целевому сбору во всех храмах на территории России».
Говоря про церковную заботу о людях, зависимых от алкоголя и наркотиков, Предстоятель Русской Церкви упомянул о том, что каждый год появляются от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи. К примеру, в России действуют 75 центров, проводящих основной этап реабилитации, 12 центров ресоциализации, 9 дневных стационаров, 40 консультационных пунктов, 7 подготовительных мотивационных центров, 62 группы поддержки зависимых и созависимых лиц, более 300 обществ, братств и групп трезвости.
«Удалось достичь очень многого. Благотворительная и социальная работа стала поистине общецерковным деланием», - подчеркнул Святейший Патриарх, выразив благодарность епископам, клирикам и мирянам, которые по долгу службы или руководствуясь движением сердца занимаются попечением о страждущих.