[08.02.2010] «Школа Щетинина: милитаризация оккультной секты?»

Доклад профессора Александра Леонидовича Дворкина, доктора философии, кандидата богословия, председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), президента Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), вице-президента FECRIS – Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах, прочитанный на ХVIII международных Рождественских чтениях (секция: Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия).

В конце прошедшего года меня пригласили в кабинет к одному весьма высокому начальнику, который, как мне сказали, проявил интерес к школе Щетинина и хотел узнать мое мнение. Во время беседы с этим государственным мужем, считающим себя православным, и даже восстанавливающим один древний монастырь, я с удивлением убедился, что он совершенно пленен Щетининым и щетининцами. Он побывал в щетиниской школе в Текосе, впечатлился ей, и теперь считает ее чуть ли не единственным средством для достижения мира на Кавказе и, шире, для процветания России.

Моих возражений, что Щетинин – далекий от Православия оккультист, мой собеседник не воспринимал, показывая мне письма поддержки, выданные Щетинину какими-то неясной принадлежности батюшками и всевозможными казацкими атаманами. Но, главное, он напирал на щетининскую эффективность: дети, де, показывают сногсшибательные результаты по всем наукам, заканчивают школьную программу к 13 годам, а к 16 – получают высшее образование, а за ним – нередко еще одно. А, кроме того, в школе обучаются представители всех народов Кавказа, которые затем разъедутся по своим домам и положат основы той сети дружбы, социального партнерства и единства, которая станет залогом грядущего возрождения и процветания России.

На фоне этой великой цели и великой веры в нее, все мои возражения терялись как несущественные. Я, было, посоветовал почитать ставший уже классическим труд краснодарского протоиерея Алексия Касатикова «Школа Щетинина: лесное чудо или чудо лесное?». Однако, мой высокий собеседник, узнав, что текст этот был написан уже десять лет назад, назвал его более не-актуальным, т. к. с тех пор многое могло измениться. Даже мой аргумент, что до прошлого года щетининская школа была педагогическим крылом скан-дально известной секты Пузакова-Мегре «Звенящие кедры России», не впечатлил его: «Но ведь теперь больше не является?» – заметил он.

Стало ясно, что этот человек стал жертвой щетининской пропаганды. Он посетил школу в Текосе и, после подробной экскурсии по VIP-овской программе, был полностью очарован увиденным и стал записным пропагандистом Щетинина. Таким образом, поставленная главой школы цель была достигнута. Впрочем, мой собеседник – далеко не единственная жертва сектантского пиара. Обработка важных для Щетинина визитеров поставлена в Текосе на поток и отрежиссирована до мельчайших подробностей.

Должен признаться, до того момента я не был знаком с щетининской системой непосредственно: всего знать невозможно, и меня вполне устраивало то, что уважаемый мною священник исследовал эту проблему и опубликовал результаты своих исследований [1] . После разговора в высоком кабинете, я понял, что сам должен ознакомиться с тем, что предлагает Щетинин. Чтобы быть максимально объективным, я решил провести такой эксперимент: ознакомиться с ограниченным количеством рекламных материалов секты и посмотреть, насколько они убедительны. После недолгих поисков в моем распоряжении оказалась видеозапись публичной встречи Щетинина с педагогами г. Комсомольска-на-Амуре и рекламный фильм секты «Осиянная весть». Оба этих материала были записаны не более трех лет назад, так что они относительно свежие. Я заранее отказался от использования критических статей в адрес Щетинина, внутренних материалов его школы, показаний пострадавших от пребывания в Текосе и членов семей учеников школы. Итак, я использую лишь ту информацию, которую сам Щетинин предоставляет о себе внешнему миру. Таким образом, я поставил себя в заведомо более невыгодное положение чем беседовавший со мной начальник: я мог смотреть только то, что мне показывали, не имел возможности повернуться и взглянуть в другую сторону или задать собственный вопрос. Но, тем не менее, то, что я увидел, произвело на меня совсем иное впечатление, чем на моего собеседника. Об этом я сейчас и расскажу.

Для начала послушаем, что говорил Щетинин дальневосточным педагогам. Мне пришлось несколько структурировать его двухчасовой монолог: в реальности он совершенно бессвязен и представляет собой продукт весьма вязкого сознания, хотя и неплохо оформленный с демагогической точки зре-ния.

Начинает «заслуженный учитель» с того, что школа его была основана по решению правительства СССР и Академии педагогических наук. И, дескать, эту ответственность с него никто не снимал. Это пафосное заявление об ответственности перед несуществующим правительством несуществующей страны – первое искажение фактов: школа в Текосе ведет свое существование с 1994 г., когда СССР уже не было.

А дальше звучит весьма напыщенное, но, мягко говоря, сомнительное утверждение, что ребенка изучать вовсе не нужно (значит, долой психологию и педагогику!). Нужно лишь посмотреть ему в глаза и понять, ЧТО требуется сделать, чтобы они светились. Вот что: ребенок должен сам создавать свою систему образования.

Поясним, что этот лозунг мировая история уже знает: именно это провозглашал великий кормчий Мао во время «Культурной революции». Все знают, к чему она привела. Вся система образования в Китае была полностью уничтожена. Но эта история Щетинина ничему не научила. Ведь это утверждение и есть основная «фишка», лежащая в основе его системы. Обосновывать ее он может только пафосно звучащими, но совершенно бессмысленным утверждениями, вроде: «Когда я вижу детей, я всегда ощущаю необходимость перекреститься. Ибо в них есть святость, есть образ».

Слушатели должны умиляться: какой прирожденный педагог! Однако, у себя в Текосе, Щетинин отнюдь не крестится постоянно, как должен был бы. Оно и понятно: далеко не все поступки даже самых маленьких детей святы. Христианин знает, что все мы без исключения поражены первородным грехом, все нуждаемся в искуплении. И во всех нас – и в старых и в малых – есть образ Божий, который во всех нас поврежден и требует восстановления.

Но Щетинин ничего не говорит об образе Божием. Для него «образ» – это понятие самодостаточное. Вот как он продолжает свои филологические изыскания:

«Образа – это лики святых. Образование – это движение к красоте и святости».

Таким образом, сходу отметается вся содержательная сторона образования. Ведь, красоту всякий понимает по-своему, а о вкусах не спорят. Ну, а о святости у Щетинина совершенно свое представление.

Усыпив внимание слушателей высокопарными заявлениями, Щетинин начинает излагать уже несомненно оккультные, безграмотные с научной точки зрения утверждения, которые и составляют основное содержание его системы.

Итак, каждый ребенок является вершиной своего рода. Более того, у ребенка нет возраста. Он и есть настоящий «чело-век», т. е. (тут баянист Щетинин включает свои этимологические способности) «чело вечности». Слово «Семья», т. е. «Семь Я» значит не папа, мама и пятеро детей, а родовую связь ребенка с семью поколениями до него и семью поколениями после. Каждому ребенку – миллиарды лет, т. е., он напрямую связан не только с прошлыми поколениями, но и с прошлыми расами.

А ведь по свидетельству историков (каких?), вещает Щетинин, раньше люди ходили по воде, летали по воздуху, мгновенно перемещались в пространстве и т. д. Представители древней гиперборейской расы жили целые тысячелетия и умирали лишь тогда, когда сами решали, что хватит уже. И в то время не было профессиональных учителей. Т. е., делаем вывод мы, вина за утрату таких замечательных способностей целиком лежит на педагогическом сословии. Удивительно, как учительская аудитория не обиделась. Видно, к тому моменту уже полностью была под влиянием щетининских методов обработки сознания.

А вот человек – это то, что из него происходит. Звучит довольно двусмыс-ленно. Правда, тут можно вспомнить высказывание основателя «Общества сознания Кришны» Прабхупады, что дети – это побочные продукты тела, т. е. испражнения. Щетинин, по всей видимости, распространяет кришнаитское мнение на все человечество.

Дальше наш недипломированный историк и филолог переходит к описанию идеальной школы, т. е. его собственного детища в Текосе. Оказывается, в такой школе не надо ни стен, ни потолков, ни ограничений, ни классов, ни уроков, ни границ.

Зато там происходит системное осмысление всех предметов и интегрирование их в единый предмет – саму жизнь. Вот что, значит, изучают в щетининской школе! Физика и математика, история и география, и прочая скучная школьная проза – лишь прикрытие для непосвященных. Да и сам Щетинин – не просто учитель, у Учи-и-и-тель – Учитель жизни! Мы вынуждены признать, что это уже вполне сектантская заявка.

В школе, – далее сообщает «Учитель жизни» – нет ни одного учителя (очевидно, кроме самого Щетинина) и ни одного ученика:

«Структурно наш коллектив состоит из научно-педагогических производственных объединений. Они, в свою очередь, делятся на лицеи и лаборатории. Все это образует ассоциацию». Структура не совсем понятная, тем более что дальше еще она каким-то образом встраивает в себя три коллектива – два женских и один мужской.

Каковы изучаемые в Текосе предметы, немного можно представить себе из утверждений самого Щетинина. Например, уверяет он, если посмотреть на срез ядра клетки эмбриона, там можно увидеть планеты, планеты, планеты – словом весь Космос! В подтверждение своих слов Щетинин ссылается на «исследования» «торсионных полей» печально известного шарлатана от науки Влаиля Казначеева. Все вселенские процессы, оказывается, проходят через наши организмы и более того, сражает своих слушателей недюжинной эрудицией лектор – через кремний, а не через углероды!

Дальше Щетинин вновь переходит к своей этимологической философии, построено на новом осмыслении им разных слов, которое он называет «санскритизацией» языка. Как это ему удается (ведь санскрита он не изучал) остается загадкой. Видно, речь идет о проникновении в суть вещей при помощи оккультных сверхспособностей. Для этого, правда, Щетинину довольно часто приходится рычать.

Например, слово монархия, оказывается, значит не единоначалие, а единость (sic!) древности. Главная задача человечества – вернуть понятие древности рода. В род надо верить, а вера – это, оказывается, знание.

Подобная самодельная этимология, в последнее время стала одним из главных признаков шарлатанов, невежд и оккультистов разных мастей и калибров: от впавшего в дремучий Нью-Эйдж юмориста Задорнова до возомнившего себя философом баяниста Щетинина.

Вот, что значит слово «вера»: «Ве» - вхождение в круг сил. «Ра», разумеется, египетский бог солнца, но и, главное, узел встречи пространства и времени.

Далее Щетинин обращает внимание слушателей на раскатистый звук «р», предварительно порычав на них: «р-р-р-р». Это – особый звук, существующий в нашем языке, демонстрирующий его превосходство над другими языками, равно как и превосходство русского народа (отсюда следует явная недочеловечность и ущербность всяких картавых). Что же значит столь важный звук? Вот что: «Вибрация пространственных начал, единое структурное нечто». Кто понял – тому пряник.

После этимологии оратор плавно переходит к географии, сообщив совсем уже утратившим разумение от развернувшихся перспектив слушателям, что они особо привилегированы, так как живут на реке Амур:

«Аму» – человек. А с концовкой «р» - человек «р-р-р-р», т. е., очевидно, человек в кубе.

Но и этого мало. В щетининском оккультном новоязе все слова и звуки имеют свой особый смысл. Более того, все слова невероятно многозначны (если, конечно, Щетинин просто в ходе лекции не забывает озвученные им предыдущие значения слов)!

«Вы» – значит человек пространства.

«А» – значит «все».

«Му» – первородная земля.

А звук «р-р-р-р», вдруг добавляет лектор, означает заодно и пространство (видно, чтобы застолбить это пространство, Щетин время от времени на лекции подрыкивал: р-р-р-р, распространяя на слушателей сию «вибрацию пространственных начал»).

Значит «Амур» это не только «человек р-р-р, но еще и всеземное пространство.

«Чур» – это дух земли, а «ки» - космическая энергия.

Поэтому слово «чурки» – не грубое обозначение инородцев азиатского происхождения, а почетное обозначение энергии стихии, и инородцы должны не обижаться, а радоваться такому обозначению.

Слово «блин» – не то, что вы думали, а совсем уж непонятное «н-стоящий изначально».

Авось – тоже очень важное слово. «Ав» – значит «божественное», а «ось» – стержень. Вот оно как!

Расширив умственные горизонты слушателей филологическими изысканиями, Щетинин сворачивает на заезженную общественно-политическую риторику.

Народы, пояснил он, всегда дети. Делаем вывод, что все ранее сказанное лектором о детях относился и к народам. Значит, нужно то ли креститься на них, то ли стараться зажечь в их глазах блеск. Но, наверное, креститься нужно не на всякие народы. Но на некоторые – стоит!

Вот пару лет назад в Текосе был объявлен недельный траур по Саддаму Хусейну – достойному представителю своего народа. И в России необходимо вернуть национальное начало и вернуть в паспорт графу «национальность». Только это может послужить национальному единству страны (каким образом дополнительное разделение послужит единству – не сообщается). Отчасти все это напоминает неоязыческое нацистское направление генетического социализма, ибо Щетинин постоянно заявляет, что главное, это – гены, род и т. д.

Система образования в России развалена в основном происками мировой закулисы и теневого всемирного правительства. Они уже много добились: в Кремле Щетинину достоверно сказали, что к 8 классу мы теряем 100% психического здоровья детей. Именно так – не 60, не 80, даже не 99, а все сто процентов старшеклассников – психически больные люди. Ну, раз сто процентов, то, наверное, и текосские ученики – тоже? Есть чему подивиться.

Правда, далее отважный Щетинин сообщает, что он, дескать, встречался с членами всемирного правительства – того самого! – и бесстрашно обличил их. Кто были эти люди, и как они отреагировали на его обличения, он, прав-да, не уточняет.

Создатель повсеместно известного деструктивного плана, Ален Даллес так сформулировал главную задачу своей программы: сделать так, чтобы никто из русских не знал бы имен Александра Матросова и Зои Космодемьянской. О программе Даллеса можно сказать многое – но все-таки, крайне мало вероятно, что он даже когда-либо слышал о Матросове и Космодемьянской.

Отсюда и главное отличие текосских выпускников от всех остальных: их отношение к родине. А ведь отношение – это главное.

Школа уникальна и в другом. Ведь на ее базе работает не больше и не меньше чем строительный университет, так что это – не только средняя, но и высшая школа.

И дальше опять пошли дифирамбы детям. Все они – дети индиго. И до той поры, пока они остаются детьми, они продолжают быть детьми индиго. Ребенок приходит в школу уже знающий все и главная задача Щетинина и его команды – не помешать ребенку сказать свое слово. Все дети совершенно гениальны и, далее следует неожиданный вывод, поэтому Щетинин категорически против ЕГЭ.

Родина, которую призывает любить Щетинин, – это, очевидно, в первую очередь СССР, ибо это государство возглавляло время соборного движения народов Земли. Тогда свершалась великая работа сердца! Поэтому, не поносите СССР! Тогда и именно тогда Творец жил в народе.

Щетинин заканчивает выступление своим религиозным кредо: «Я – верующий человек, как и любой здравомыслящий человек!» Правда, во что он верующий не сообщается. На вопрос об его отношении к книгам Владимира Мегре об Анастасии Щетинин демагогически ловко уходит от ответа. А вот – его последнее утверждение:

«Мы сформировали коллектив, но главный в этом коллективе – Господь!». Поскольку главный в Текосе несомненно сам Щетинин, отметим, что он отводит себе весьма почетную роль.

Ну а теперь, получив некоторое представление о великом педагоге, ученом и гуманисте, можно отправиться в виртуальную экскурсию по самой Текосской школе, открывающуюся нам в щетининском рекламном фильме «Осиянная весть». Вообще-то смущает даже само название. Какая весть? Чем она осиянная? Весьма смахивает на сектантский новояз. Ну ладно, не будем придираться. Обратим внимание на собственно содержание.

В фильме читают много стихов – белых и рифмованных. Читают с придыханием и с подчеркнутым чувством. Судя по отношению к этим строкам и по графоманскому характеру виршей – это творение самого Щетинина. Содержание туманно, но прослеживаются темы некоего единства жизни, в также что коллектив – все, а личность ничто.

Во вступительном видеоряде постоянно фигурирует Щетинин – то с охранительно распростертыми руками возле пчелиного улья, то – согревающий птенчика в своих руках. Кондовый символизм этих срежиссированных кадров абсолютно прозрачен.

Цель и задачу создания школы: догнать и перегнать Америку, уже со времен Кеннеди объявившую нам войну на фронте образования, докладывает нам вице-президент МАЭИН (нетсправимо оккультной «Международной академии энергоинформационных наук [2] ) Воробьев-Родосский (звучит почти как Бендер-Задунайский), названный также профессором. Этот широко известный в узких кругах оккультный шарлатан сообщает, что хотя в последнее время «нАчалась деградация нашего образования», симметричный ответ Америки нАчался в Текосе.

А в конце фильма оценку текосских экспериментов дает известная личность: заслуженный рериховец страны Шалва Амонашвили. Он выражает свой восторг школой Щетинина и сообщает, что, хоть и хороши Ховардовская и Вальдорфская школы, но Щетинин еще лучше. Не знаю, умышленно это или нет, но обе педагогические системы, с которыми он сравнивает Текос – заведомо сектантские.

Во время киноэкскурсии по школе, сопровождаемой умилительной музыкой, мы выслушиваем монологи нескольких миловидных девушек старшего подросткового возраста, назвавшихся учителями школы. Оказалось, они закончили текосскую школу лет в 12-13 и, к своим 18, уже закончивших вуз, а теперь параллельно получающих второе высшее образование. Секрет таких сверхспособностей, впрочем, разгадывается быстро: оказывается Щетинин подписал договор в Армавирским педуниверситетом, согласно которому текосские выпускники получают высшее образование тут же, не покидая своего поселения (так и хочется сказать – колонии). Преподаватели приезжают к ним, на месте читают свои предметы и выставляют оценки.

Рассказы девушек об учебном процессе, сопровождаемые видеорядом, еще более интересны. Как мы уже знаем, в школе нет ни учителей, ни учеников, ни уроков (слово «урок», по мнению Щетинина происходит от «урочить», т. е., как он утверждает, «сглазить»). Мы видим сидящие рядом друг с другом пары разновозрастных детей, в которых нам предлагается определить ведущих и ведомых. Чаще всего младшие что-то втолковывают старшим. Что тут происходит, нам тут же охотно поясняют. Это – интегративные курсы, разработанные тут же самими детьми. Прошу прощения, не просто детьми, а научными сотрудниками текосского образовательного Центра-лаборатории. Например, один из таких интегративных курсов включает в себя органическую и неорганическую химию, генетику и биологию. Другой – сразу физику, математику, химию и биологию. Третий – физику, химию и астрономию. Сам Щетинин, правда, нарушает правила «ведущих и ведомых». Историю, без которой, как нам сообщают, не может быть настоящего образования, преподает он сам. Вначале, конечно, удивляешься – как человек, не имеющий исторического образования, берется преподавать этот предмет (вспомним, что Щетинин по основному образованию – баянист-заочник). Но тут я вспомнил про те «исторические» сведения, которые он излагал в Комсомольске-на-Амуре, и начал понимать, что преподает он, наверное, тоже интегративный курс. Ну, скажем, история, гиперборейские исследования и санскритская этимология – и все это в одном флаконе.

В подтверждение эффективности системы нам демонстрируют девочку лет восьми, обладающую, как сообщается, незаурядными способностями, и уже разработавшую новый курс физики. Этот вундеркинд с весьма испуганным видом говорит в камеру, что физика ей очень нравится, что она занимается ей уже целых три дня и что она точно станет физиком, если только до этого не сделается художницей.

Но это – еще не все. Тут наши восторженные ведущие открывают главное: основная стоящая перед ними задача – это сделать из всех предметов один единый предмет о мире, так сказать, теорию всего. Но при этом без формул и теорем! Не нужна нам эта засушенная ученость! Нужно, чтобы все было приспособлено к жизни и максимально приближено к ней. Во как!

Далее стриженный под ноль, пухловатый и очень самоуверенный мальчик рассказывает о распорядке дня в школе. График плотный – подъем в 5:30 утра и далее суровая физподготовка до 9, когда дают завтрак. 4 часа без еды – это сурово даже для взрослого. А вот детям такие испытания, по-моему, запрещены всеми нормативами. Тем более что, как мне стало известно (в фильме этого не видно), подают в Текосе лишь вегетарианскую пищу.

Мальчик барабанит хорошо заученный текст про ежедневные занятия и их смысл. Краткое изучение интегративных курсов перемежается танцами («Танцы возвращают нас к корневым основам – они пробуждают генетическую память») и русским рукопашным боем («Он тоже пробуждает генетическую память, возвращает нас к заветам отцов и дает их мудрость»). Те танцы, которые тут же демонстрируются в фильме, поражают тупой заученностью движений, механичностью, отсутствием пластики и абсолютной бездушностью. Действительно народного в них нет ничего. Просто ритмические упражнения под музыку.

Особый интерес у меня вызвал свободный час, который дается воспитанникам-интернатовцам после обеда. Судя по всему, это единственное свободное время у детей за день (выходных и каникул не предусмотрено вовсе). По словам рассказчика, это время предназначается для самостоятельных занятий (если кто – отстающий), прогулок, чтения книг, и т. д. В общем – на личное усмотрение каждого. Все остальное время в течение дня полностью расписано. Ввиду этого особенно важно посмотреть, как проходит этот час.

Камера показывает нам умилительные картинки. Вот двое подростков посреди ясного дня прямо рядом с дорожкой жгут костер (наверное, все же сжигают мусор). Но вот мы заходим вовнутрь: тесное, заставленное двухъярусными койками помещение. Армейская казарма и та много просторнее! Несколько человек сидят с книжками, выставив их обложками на камеру. На соседней койке подросток играет на баяне задушевную мелодию в окружении внимающих разновозрастных приятелей. Еще двое погружены в шахматную игру. Правда, им приходится все время поджимать ноги, так как в узком проходе между койками трое или четверо мускулистых великовозрастных парней по очереди качают штангу из положения лежа. Кто-то штопает одежду, кто-то пишет в тетрадке. Если поверить создателям фильма, что это не срежиссированные кадры, а реальный кусочек жизни, то возникает естественный вопрос: как можно заниматься столь разнообразными делами, в столь тесном помещении, не мешая друг другу? В общем, хорошо, что эта пытка длится всего только час!

И конечно вопросы должны возникнуть у санэпидемнадзора: как можно держать детей в такой скученности? Почему малолетние живут вместе со взрослыми? Очевидно, что санитарно-гигиенические нормы нарушаются самым грубым образом.

Вечером опять вперемешку занятия с танцами и рукопашным боем. А перед сном – планы на завтрашний день и обязательный «разбор полетов». Очевидно, чтобы спалось получше.

Можно еще заметить, что при отбое в 22 часа, а подъеме в 5:30 дети заведомо не получают необходимого количества сна.

Подходя к финалу своего монолога разговорчивый мальчик сообщает, что в Центре (т. е., в школе Щетинина) он – для того, чтобы стать Человеком. Значит, не для образования, о необходимости принципиального улучшения которого в пику американцам так много разглагольствуют в фильме разные говорящие головы. Оно и понятно, ведь и Щетинин позиционирует себя не иначе, как «Учи-и-и-тель», т. е. «Учитель жизни», творящий этих самых Человеков – (Homo schetininus).

И, наконец, мальчик сообщает нам, что весь коллектив школы работает над созданием славяно-тюркского монолита, ни больше не меньше. Правда, заканчивает он все тем же требованием восстановить графу «национальность» в паспорте. Так что монолит – монолитом, а различать своих от чужих необходимо. Словом – опять «генетический социализм» с щетининским лицом.

Еще раз повторю, что в этом мальчике может быть, больше всего поражает его непробиваемая самоуверенность и даже явный снобизм по отношению ко всему остальному, не охваченному текосской системой человечеству. Это не простая случайность и не личная особенность характера воспитанника. Такими детей делает Щетинин.

В фильме Хозяин Текоса на полном серьезе сообщает нам, что его дети постоянно сотрудничают с президентом: ведь когда он (президент) думает о том, о чем думают они, то по закону подобия их мысли соединяются, и происходит сотворчество. Вновь мы видим псевдонаучный оккультизм («закон подобия»), который член РАО внушает детям, выдавая его за науку. И более того, какую типично сектантскую гордыню он прививает детям, какой духовный элитизм он воспитывает в них!

Далее, там показывают «творческую сессию», которую Щетинин проводит с насельниками Текоса (не берусь назвать их детьми, так как присутствуют там люди самого разного возраста – лет с 7 до 25, не меньше). Начинает он с утверждения (очевидно, дежурного в школе), что все его воспитанники – дети земли и что все они станут губернаторами. А далее он с надрывом в голосе излагает им свою политическую программу о том, что землю, как мать, продавать невозможно и заставляет каждого высказываться на эту тему перед камерой. Понятно, что выступить против заранее данной установки никак невозможно, и вот «будущие губернаторы» и «сотрудники президента» вымучивают из себя беспомощные и косноязычные аргументы в пользу щетининской позиции.

Очень много показывают в фильме работающих детей: на стройке, на уборке, на отделочных работах, в трудомастерских. Нам с гордостью сообщают, что все в школе создано руками ее воспитанников (на «картинке» - не менее десяти корпусов разного размера, клумбы, грядки и пр.). Возникает вполне резонный вопрос: а когда же учиться? Да и можно ли детям разгружать тяжелые стройматериалы, заниматься кладкой кирпича, участвовать в грязных отделочных работах и т. п.?

Далее, под тревожную музыку демонстрируются кадры пожара в одном из зданий городка и смотрящего на него Щетинина. На этом фоне ведущая глухо намекает, что, дескать, не все так гладко, и у увиденного нами рая на земле есть могущественные враги, строящие козни и предпринимающие злобные вылазки.

И уже вооружившись этим знанием, мы смотрим показательные выступления щетининских бойцов. Около трех десятков молодых людей призывного и постпризывного возраста не менее 10 минут экранного времени кувыркаются и жонглируют саблями на сцене, демонстрируя вполне спецназовскую выучку. На этом фильм и кончается.

Теперь, основываясь на непредвзятом критическом просмотре (подчеркиваю) рекламных материалов Щетинина, пора подвести итоги увиденному и услышанному.

Никакого высокого образовательного уровня воспитанников школы показано не было. Мы не видели ни одного сколько-нибудь квалифицированного учителя (единственный учитель, которого мы видим в фильме – разумеется, кроме Щетинина – это оккультист Воробьев-Родосский), но зато имели возможность выслушать бредовые и невежественные антинаучно-оккультные рассуждения Щетинина. Я не говорю уже про абсурдно-безумных планах объединения всех наук в единое целое, без теорем и уравнений, которое постигают и сами преподают дети, после беглого (пару недель) знакомства с тем, что им называют «физикой», «биологией», «историей», «математикой» или «филологией».

Но и этими, с позволения сказать, «науками» заниматься некогда, так как все время чрезвычайно жесткого графика тратится на работу (в том числе и совсем не детскую), физподготовку, танцы и рукопашный бой. Все это время сознание воспитанников весьма жестко контролируют. Мы видим, что все они, с одной стороны, фанатично преданы Щетинину, а с другой – принимают внушаемые им иллюзии за действительность и живут в них.

Напомним, что Хотя Текос существует уже 16 лет, мы не знаем сколько-нибудь заметных достижений ни одного щетининского «гениального» выпускника.

То, что Щетинин для внешнего мира называет школой, больше похоже на колонию для некоего особого контингента или спецпоселение. В фильме мы видим людей самого разного возраста: от младшешкольного до весьма и весьма взрослого, а также грудных младенцев, рождающихся, очевидно, тут же.

Те жилищные условия колонистов (иначе не скажешь), которые были нам показаны, равно как и распорядок дня, явно не соответствуют никаким нор-мам. Судя по всему, питание (если оно, действительно вегетарианское) также не соответствует нормативам. Как-то в Рязани я слышал, что в народе Вальдорфские школы называют «школами для дефективных … родителей». Похоже, школу Щетинина нужно назвать так же. Я не понимаю родителей, которые отдают своих чад в такую школу, фактически отказываясь от них: ведь им позволяется видеться с детьми лишь несколько раз в году, да и то самое краткое время под строжайшим контролем.

Зато понятно, почему Щетинин наотрез отказался от сдачи ЕГЭ своими выпускниками: ведь для сдачи экзамена, пришлось бы привезти их в другую школу, что сделало бы весьма проблематичным подтасовку результатов, а они, я убежден, оказались бы катастрофичными для созданного им мифа. Удивляет безразличие к этому соответствующих образовательных структур Краснодарского края.

Из увиденного мы можем сделать однозначный вывод, что Текос работает только на себя и существует исключительно для самовоспроизведения. Школу кончают, потом в этих же стенах (никуда не выезжая) получают диплом о высшем образовании и остаются работать тут же. Наверное, некоторые выпускники приобретают те или иные рабочие специальности низкой квалификации: в строительстве, в швейном деле, в ремонте, которые опять же используются на месте. Все это весьма и весьма похоже на крайне жесткую секту, сумевшую организовать изолированное поселение для своих адептов: розовая мечта любой тоталитарной секты.

А ведь каждая тоталитарная секта нацелена, в конечном итоге, на захват власти. В этом контексте приобретают особое значение и политические теории Щетинина, которые он внушает обоготворяющим его поселенцам-колонистам, и те звания будущих губернаторов-президентов, которые он им щедро раздает и в реальность которых он заставляет их верить. И тогда проясняется зловещий смысл тех военизированных спецназовских отрядов, которые проживают в том же поселении и готовы по первому приказу обожествляемого лидера выполнить любую посильную им задачу.

Все это позволяет говорить о так называемой школе Щетинина как об оккультной крайне жесткой тоталитарной секте, мечтающей о захвате власти. Если учесть, что расположена она на Кавказе, где и без того достаточно не-спокойно, и что Щетинин постоянно поднимает национальную тематику, то возникает законный вопрос, является ли его колония фактором спокойствия и примирения, или, наоборот, создает дополнительную напряженность, противопоставляя себя окружающему миру и воспитывая фанатичных, обученных военному делу адептов, которых планируется в свое время использовать для конкретных, в том числе и политических, целей.

Очень жаль, что упомянутый мною в начале доклада собеседник из высо-кого кабинета настолько поддался на сектантскую «бомбардировку любовью», что не заметил всех этих крайне опасных тенденций.

Александр Дворкин
28 января 2010 г.

Iriney.ru

 

[1] Приведу краткую биографическую справку о Щетинине, составленную прот. Алексием Касатиковым ( http://iriney.ru/sects/teacher/003.htm ) с моими небольшими дополнениями:

Член Российской Академии Образования Михаил Петрович Щетинин родился 17 октября 1944 г. в селе Новый Бирюзяк Кизлярского района Дагестанской АССР, член КПСС с февраля 1977 г. Закончил музучилище по классу баяна, и в 1973 г. заочно закончил Саратовский Государственный Педагогический институт по специальности "музыка и пение".

Был директором музыкальной школы в г. Кизляре, где, по его словам, развил музыкальные способности у группы детей, совершенно не способных к музыке, занимаясь их общим "гармоническим развитием".

После Кизлярской школы, около 1974 г., становится директором школы в поселке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную тогда педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению, хореографии.

После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково, Кировоградской области, где до 1986 г. является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотруд-ника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учеба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожи-данные педагогические новшества; сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних зада-ний и т.п. Эксперимент не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Мини-стерства Просвещения СССР, что послужило основой для мифа "о гонениях на талантливого педа-гога-новатора со стороны официальной педагогики". Впрочем, были и приятные для Михаила Петровича стороны во взаимоотношениях с административно-командной системой. Вот они:

  • 14.12.1976. - Почетная грамота Министерства Просвещения и Республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР;
  • 1977 г. - вступление в КПСС;
  • 22.05.1978 - Значок "Отличник народного просвещения РСФСР";
  • 27.06.1978 - Медаль "За трудовую доблесть";
  • 25.02.1981 - Значок "Отличник народного просвещения УССР";
  • 1990 г. - звание "Заслуженный учитель России";
  • 1991 г. - академик Российской Академии Образования.

К вышеперечисленному следует добавить Премию Ленинского Комсомола и значок ЦК ВЛКСМ, чтобы понять, что до конфронтацией с системой Щетинину было далеко.

После закрытия эксперимента в Зыбково "педагог-новатор" живет в Москве под покровительством Академика Петровского, впоследствии первого президента РАО, созданной после распада СССР вместо АПН СССР. Этим знакомством, видимо, объясняется включение Щетинина, не имеющего ни одной ученой степени в число академиков-учредителей РАО. С какого-то времени он также стал именовать себя профессором. За время пребывания в Москве Щетинин пишет свой единственный печатный труд - брошюру "Объять необъятное", в которой рассказывает о своих неудавшихся экспериментах в Ясных Зорях и Зыбково.

В это же время он знакомится с трудами и учением Рерихов, изучая их в музее-квартире Юрия Рериха. Вооруженный новыми знаниями, Щетинин появляется в 1988 г. в станице Азовская Краснодарского края и начинает эксперимент с того, что за день до начала учебного года рушит все планы, объявляя о том, что классы отменяются, а вместо них формируются разновозрастные группы. Этот ход - неожиданное разрушение всяких планов - отныне является характерным и наиболее часто применяемым Щетининым приемом.

Несмотря на всеобщий энтузиазм, царивший вокруг Щетинина первые два года, к концу первого года школа, по настоянию родителей, была разделена на разновозрастную и одновозрастную, а к концу второго - разновозрастная школа официально отделилась с названием "Центр комплексного формирования личности детей и подростков". Так в станице Азовской появилось две школы вместо одной, а М. П. Щетинин произвел "первую фильтрацию" коллектива, выделив людей, способных работать на эксперимент. Но впереди была еще "вторая фильтрация", выделившая группу людей, преданных Щетинину лично. Пока же в школе была развернута проповедь идеи Агни-Йоги и налаживались связи с ВУЗами, которые оформлялись в виде очно-заочной формы обучения, когда преподаватели ВУЗов приезжали к Щетинину, а не наоборот. Именно в это время в холле школы выставляется телевизор для просмотра сеансов Кашпировского и Чумака, которые в глазах Щетинина получили статус "идеальных людей", а обладание оккультными способностями было объявлено целью гармонического развития личности.

В 1994 г. происходит "вторая фильтрация", путем выделения Щетинина с "группой актива" в филиал, созданный специально для этого в поселке Текос под городом Геленджиком Краснодар-ского края. Этот шаг также был неожиданным для всех, а последующее отделение от эксперимен-тальной школы, которая раньше была уже выделена из общеобразовательной, ознаменовалось це-пью скандалов, шантажа и угроз со стороны отделившегося педагога-новатора.

В результате этого отделения Щетинин получает в бесконтрольное владение коллектив пре-данных ему лично адептов, которые видят в нем "Учителя", передающего "космическую инфор-мацию". Каждое его слово или идея воспринимаются ими как "откровение космического разума".

В Текосский период М.П. Щетинин знакомится со многими знаменитостями, которых эксплуа-тирует в целях рекламы и получения средств. В их числе стоит отметить артистку Наталью Бон-дарчук, обеспечивающую поддержку Щетинину в рерихианских кругах, писателя Сергеева, обес-печившего Щетинину имидж в почвенническо-патриотических кругах, и Владимира Пузакова (Мегре), автора оккультно-эротической эпопеи об "Анастасии", создавшего одноименное сектант-ское движение, обеспечивающее безбедное существование своему создателю. В 2008 г. разорвал отношения с Мегре, скорее всего на почве непрекращавшего соперничества за лидерство.

Все описанное было бы не более чем эпизодом из жизни пестрого сектантского мира, если бы группа Щетинина не имела официального статуса государственного образовательного учрежде-ния, существующего на деньги налогоплательщиков, в том числе и православных, и не уводила в сектантские дебри наших детей. Если уж наши государственные деятели не могут поставить за-слон сектантскому нашествию, то хотелось бы, чтобы государственные деньги и авторитет не служили бы для кормления и прикрытия тоталитарных групп, яркий пример которой являет школа "академика" Щетинина.

[2] Академия энергоинформационных наук - международное неправительственное, общественное творческое, самоуправляемое и самофинансируемое высшее научное учреждение, осуществляющее фундаментальные и прикладные исследования, подготовку и аттестацию научных кадров в области эниологии.

ЭНИОЛОГИЯ - это область научных и общечеловеческих знаний, а также название новой междисципли-нарной науки, рождающейся на грани философского переосмысления с современных естественнонаучных позиций многотысячелетнего опыта в мире тонких взаимодействий живых объектов и косной материи. Она призвана изучать непознанные, объективно проявляемые феномены, процессы, закономерности энергетиче-ского и информационного взаимодействия и вещественного круговорота в природе и обществе, включая человека, социальную, биологическую и космопланетарную сферы, и разрабатывать экологически чистую технологию и средства, базирующуюся на использовании уникальных, нетрадиционных принципов и мето-дах эфиродинамики, физического вакуума, космобиоритмологии, астрологии, уфологии, биолокации, пси-хофизики, психотроники, трансперсональной психологии и народных культур здоровья.

Международная академия является юридическим лицом и объединяет на добровольной основе мировое со-общество выдающихся ученых и наиболее авторитетных специалистов в области эниологии. Членами Ака-демии могут быть также избраны работники культуры и искусства, народные целители и лица делового ми-ра, оказывающие помощь и финансовую поддержку ее деятельности.