[19.10.2017] «Можно сравнить наше общение с приветственными словами прп. Серафима»
9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.
Сегодня своими воспоминаниями о Владыке делится в интервью «Русской народной линии» благочинный церквей города Новосибирска, настоятель собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского Новосибирска протоиерей Александр Новопашин:
С Владыкой Иоанном я познакомился в 1994 году. В те годы наш Владыка, управляющий Новосибирской и Бердской (тогда еще Барнаульской) епархией, высокопреосвященнейший архиепископ Тихон обратился к Владыке Иоанну с просьбой выделить частицу мощей святого благоверного великого князя Александра Невского для вновь открывшегося восстановленного собора во имя благоверного князя в Новосибирске, настоятелем которого я являюсь более 25 лет. Наш Владыка благословил меня заниматься этими вопросами, поэтому я вышел напрямую на Владыку Иоанна.
Наш разговор по телефону был очень благожелательным, теплым и душевным. Как определяется собеседник по телефону, который, не знает, кто к нему звонит и еще не успел представиться? Особенно, если догадываться, сколько Владыке Иоанну звонило людей, сколько у него было духовных чад, сколько его уважало и обращалось к нему за советами. Казалось, можно было быть усталым и немного раздражительным. Но такое благожелательное отношение, как у Владыки Иоанна, встречается крайне-крайне редко. Всё с любовью, со вниманием, с сочувствием, с мягкими и добрыми интонациями в разговоре. А уж когда я представился... Нельзя сказать, что пока он не узнал меня - был сухой разговор, а потом все изменилось. Нет. В самые первые секунды, как только Владыка взял трубку, разговор шел в духе христианского общения. Можно сравнить наше общение с приветственными словами преподобного Серафима Саровского: «Христос воскресе, радость моя!». В таком ключе и духе, с таким теплым отношением с первых секунд телефонного разговора сразу чувствуешь, что разговариваешь с глубоко духовным человеком.
В Петербург я добирался через Москву: до столицы на самолете, а затем на поезде. С вокзала я позвонил Владыке по тому номеру телефона, который он мне дал для оперативной связи. Он сказал, что находится в своей резиденции на Каменном острове. Владыка был не в епархии и предложил мне приехать к нему, причем, подробно, в деталях рассказал, как добираться, объяснив, на каком нужно ехать троллейбусе, когда и на какой остановке выйти, как перейти мост и куда повернуть. Он беспокоился о том, чтобы не было никаких накладок, чтобы человек, незнающий город, не ощутил неудобств, не заблудился и не растерялся. Это говорит о пастырской заботе. Казалось бы, он мог указать конечную цель, а дальше «язык до Киева доведет». Нет, тогда проявилась пастырская забота, забота глубоко духовного человека о том, чтобы я не столкнулся в незнакомом месте с неприятностями, недоразумениями, не дай Бог, не заблудился. Владыка объяснил подробнейше в деталях дорогу до крыльца своей резиденции. Это тоже показатель.
Потом мы долго общались с Владыкой. После встречи он подписал мне одну из своих книг на память. Со мной был еще послушник нашего храма, нынешний ключарь собора протоиерей Константин Работа, тогда он был еще студентом медицинского института. Он тоже присутствовал при разговоре. Когда мы с Владыкой расстались, то долго обсуждали эту встречу, оба были поражены тем внутренним светом, которым был наполнен Владыка Иоанн. У Константина был серьезный вопрос внутреннего личного плана. Когда он задал свой вопрос, то Владыка Иоанн, несмотря на всю его загруженность, не пожалел времени для людей, которые пришли к нему за помощью, за советом, за поддержкой - мы тогда о многом поговорили.
Мы так были захвачены общением, что потом подумали, почему мы не сфотографировали Владыку, ведь был фотоаппарат. Это тоже свидетельствует о том, что нам хотелось ухватить каждую секунду живого общения, поэтому о чем-то другом думать было невозможно. Подобное бывает при общении с духовными людьми, когда все отходит на второй план. А самое главное - впитывать то, что человек-подвижник тебе дает для духовного роста. Это свидетельствует о высоте духовного подвига Владыки Иоанна, его духовного наполнения, глубины его внутреннего духовного мира.
Человек-подвижник напоминает зажженную свечу, зажигает другие души, сам при этом ни огня, ни тепла, ни яркости не теряя. Владыка Иоанн был таковым, таковым и остается. Потому что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Мы все, кто его знал, надеемся, что Владыка Иоанн находится в селениях праведных. Исходя из личного опыта общения с ним, знания о нем, рассказов о нем, дай Бог, чтобы так было.