[02.06.2017] Католики в очередной раз обманули православных
Конгрегация Восточных церквей и Папский восточный институт в Риме отметили свое столетие международным симпозиумом, участники которого размышляли об истории и пастырских вызовах, стоящих сегодня перед восточными католическими церквами, сообщает «Радио Ватикана».
В симпозиуме принимал участие монсеньор Клаудио Гуджеротти, апостольский нунций на Украине. В интервью «Радио Ватикана» он рассказал об обстановке на Украине.
«Конгрегация Восточных церквей родилась как аванпост восточного присутствия в Католической церкви, но в конце концов ее стали считать тылом и своеобразным историческим обломком того, что уже не является реальным, - заявил он. - Такое крупное направление мысли существует внутри Католической церкви, а часто и в восточных православных Церквах, которые, занятые возвращением к собственной самоидентификации - истинной или предполагаемой, - видят в восточных католических церквах своего рода грубую ошибку по отношению к тому, чем являются они, чем хотели быть в прошлом и чем хотят быть сегодня. В этом смысле, восточные Церкви служат целебным «жалом в плоть» для того, чтобы, наконец, оставить исторические упрощения и взглянуть на вещи во всей их сложности, чтобы избавиться от критерия «мы были правы, а вы ошибались». История состоит не из явных и нравственных суждений, но из понимания фактов».
Он отметил, что на Украине многочисленны католики восточного обряда, и особенно эта община получила свое развитие после коммунистических преследований, открываясь для новых территориальных перспектив. «Она живет бок о бок с церковью латинского обряда, обладающей иной историей и иной восприимчивостью. Таким образом, первый диалог происходит внутри Католической церкви в ее разновидностях». «В стране, где конфессиональные разделения значительны, глубоки и часто связаны с разнообразными политическими факторами, - сказал далее католик, - существует непростая проблема: определить, кто является в настоящий момент твоим собеседником, с кем можно говорить, с кем тебе дано вступать в диалог, - если кто-нибудь вообще хочет тебя слушать. Большая задача Украины заключается в национальном примирении, в восприятии внутренних различий как богатства, а не как противоположностей, примкнувших к мировым и внешнеполитическим конфликтам. Это большой вызов, без которого компрометируется сама достоверность наших экуменических позиций».
Интервью Гуджеротти прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
За привозом мощей святителя Николая Чудотворца, за громкими заявлениями о нашем духовном единстве, за молитвами об объединении мы как-то проглядели одно малозаметное, но чрезвычайно важное событие, а именно: 100-летие Папского восточного института в Риме. Он был создан для широкомасштабной экспансии на православные земли, в частности, в Россию. О том, какова была экспансия, свидетельствует Иван Ильин, когда, по его словам, католические прелаты с горящими глазами говорили ему о том, что Господь для того железной метлой выметает Православие с русских земель, чтобы там воцарилась «святая католическая вера».
В частности, мы не заметили очень интересного интервью папского нунция на Украине Гуджеротти, который заявил о том, что восточно-католические церкви создавались как своеобразный аванпост, авангард католического мира, его движения на Восток. Он отметил, что восточно-католические церкви служат целебным «жалом в плоть» для того, чтобы напомнить о реальности, о реальных фактах, а не для того, чтобы кто-то думал, что он прав.
В данном случае монсеньор Гуджеротти очень интересно играет со смыслами, потому что, как мы помним, из Послания к Коринфянам «жало в плоть» - это пакости сатаны. Соответственно, восточно-католические церкви, получается, предстают пакостниками сатанинскими в представлении монсеньора Гуджеротти.
Но чему удивляться, если папа Франциск говорит, что Христос стал грехом, и едва ли не сравнивает Его с люцифером. Это очень тонкая и подлая игра со смыслами в последнее время стала характерна для Ватикана. Но для нас важно другое - все широковещательные заявления Гаванской декларации о недопустимости прозелитизма и униатства на поверку оказываются пустым звуком. Нас в очередной раз обманули, как обманывал Наполеон Александра I, подписывая с ним Тильзитский мир, но намереваясь, в конечно счете, идти на Восток. Как обманывал Гитлер Сталина в 1939 году, подписывая с ним акт о ненападении. Германия довольно много нам дарила перед войной, начиная от территорий, кончая новейшими технологиями. А потом, сколько она у нас взяла и разрушила. То же самое и теперь.
Нам могут сколько угодно привозить мощи святителя Николая, при этом ложно утверждая, что на Руси, якобы, нет ни частицы его мощей. Да у нас в Никольском соборе пребывает частица мощей святителя Николая, и не только в нем. Конечно, нас могут сколь угодно ублажать разговорами о нашем мнимом единстве, а в час ноль начать свой «Drang nach Osten» (натиск на Восток). В результате теперь мы можем остаться уже не у разрушенной страны, а у разрушенной Церкви. И поэтому стоит вспомнить мудрые слова Вергилия: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих».
Тем паче, что в вопросе о принесении мощей святителя Николая мы не обязаны католическому миру абсолютно ничем. В свое время на Запад их переносили православные греки, которых в XII-XIV вв. силой и хитростью заставили стать католиками. Извините, это все равно, что благодарить католиков за то, что они дозволяют нам прикладываться к тем православным святыням, которые были добыты разбоем при взятии Константинополя. К примеру, тот же самый Терновый венец Спасителя. Мы не обязаны им в историческом плане абсолютно ничем.
И не стоит разводить по этому поводу особых восторгов. Нужно помнить две мудрые пословицы. Первая: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», поскольку по духу Ватикан ничем не отличается от греческих захватчиков с их умом, хитростью и беспощадной жестокостью. И вторые мудрые слова: «Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, Боже».