[10.05.2017] Учитель действует методами 37-го года
Режиссер Алексей Учитель выразил благодарность митрополиту Илариону (Алфееву) за честность и прямоту в оценке фильма «Матильда», сообщили «Интерфаксу» в компании, занимающейся пресс-поддержкой фильма.
«Митрополит Иларион действительно был в числе нескольких человек, которым я показал предварительный монтаж "Матильды". Сделал я это потому, что уважал и - что важно - продолжаю уважать Владыку, прислушиваюсь к его мнению. Мое хорошее отношение к нему сформировалось в результате нескольких наших встреч и бесед, во время которых митрополит Иларион открылся как яркий, эрудированный собеседник», - привели «Интерфаксу» слова режиссера в компании «Sarafan PR».
«Владыке кино активно не понравилось, он сказал мне это сразу же после просмотра. Сказал открыто, четко, объяснив, что выступит с этим мнением и публично. Я благодарен Владыке Илариону за честность, прямоту и то время, которое он нашел для нашего кино», - продолжил А.Учитель.
По его словам, митрополит был первым человеком, кому не понравилась «Матильда».
«Зритель разный. Зрительский взгляд у всех разный. У всех разные вкусы и пристрастия. Мне, как и любому режиссеру, приходится мириться с тем, что среди моих зрителей есть люди со вкусами Поклонской, Милонова и митрополита Илариона. Кино, как и любое массовое искусство, объединяет всех. Это хорошо. Плохо, когда чье-то особое мнение может помешать увидеть кино всем остальным», - заметил режиссер.
«Митрополит обвинил меня в пошлости. Честно говоря, вот в пошлости меня обвиняют впервые. Но и эта точка зрения имеет право на существование. Не имеет права на существование с точки зрения нашего законодательства цензура. Не имеют права на существование угрозы массовыми бунтами, волнениями, стычками, которыми грозил фильму митрополит Иларион. Надеюсь, что Владыка как умный человек это понимает», - заметил А.Учитель.
Заявление А.Учителя прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Я целиком и полностью поддерживаю митрополита Илариона. Он человек культурный и известен широтой своих взглядов. Некоторые считают его даже весьма свободомысленным. Но если и он не выдержал продукции Учителя, то, действительно, «Матильда» не выносима. Как говорится в произведении Николая Васильевича Гоголя «Вий»: «Всякому известно, что такое кожаные канчуки: при большом количестве вещь нестерпимая». Либеральная пошлость, особенно в больших дозах, вещь невыносимая.
Митрополит разглядел пошлость и нашел нужные слова, заявив, что Учитель грязно и не искусно копался в чужом белье. Низкий поклон владыке Илариону за его правдивое высказывание. Он точно диагностировал фильм как халтуру, которая не подлежит переделке, показав свой тонкий вкус и трезвое понимание действительности.
Реакция Учителя явно неадекватна. Наша дорогая интеллигенция реагирует совершенно не на то, на что обычно откликаются простые люди. Можно представителя богемы назвать развратником и блудником, злодеем и преступником - он не отреагирует. Но если его назвать бездарным пошляком, то творческий интеллигент взовьется и встанет на дыбы. Это его самое ранимое место. Убийца и тиран Нерон больше всего был оскорблен, когда его соперник Виндекс назвал его «дрянным кифаредом» - дрянным исполнителем на кифаре. Пуще всего его оскорбило не обвинение в убийстве матери и жены и сожжении Рима, а то, что его назвали рыжебородым актеришкой.
Вспоминаю разговор с одним молодым ученым, который говорил, что произнесет великую ересь. Я его утешил, объяснив, что он вполне является православным человеком, но только ужасно невежественным в рассматриваемом духовном вопросе. Он был глубоко оскорблен моим утешением. К сожалению, осуждение в преступности никого не трогает за душу так рьяно, как обвинение в некомпетентности и бездарности.
Алексей Учитель не настоящий художник, потому что истинного творца не должны трогать подобные обвинения. Как произнес Александр Сергеевич Пушкин:
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Настоящего человека не должны трогать ни хула, ни похвала. Как говорил преподобный Антоний Великий: Будь как труп. Не считайся ни с уважением, ни с презрением людей.
Учителя задело высказывание владыки. Для этого есть основания в его душе и творчестве. Митрополит Иларион сказал об Учителе и его творении страшную правду. На фильм «Матильда» зазря были потрачены народные государственные деньги, которые Учитель цинично распилил с чиновниками и исполнителями данного проекта. Это очередной циничный, грязный и провокационный распил денег.
А теперь Учитель действует методами 37-го года, переваливая с больной головы на здоровую. Он пытается «пришить» владыке Илариону экстремизм, обвиняя его в провоцировании протестных настроений. Слова митрополита о тысячах паломниках, собирающихся в Екатеринбурге возле места мученической кончины царственных страстотерпцев, являются лишь предупреждением мудрого аналитика, знающего ситуацию. К предупреждению владыки Илариона стоило бы прислушаться и отыграть ситуацию назад: не выпускать фильм в прокат или кардинально его переделать, а, проще говоря, снять новое кино.
К сожалению, Алексей Учитель обладает еще одним свойством русской интеллигенции - ослиным упрямством в вопросах того, что они считают своей профессиональной честью. Хотя, это не честь, а бесчестие - цепляться за неудачное, спорное и провокационное произведение. Настоящий художник умеет бросать в огонь свои неудачные произведения. Яркий тому пример - Николай Васильевич Гоголь, спаливший в огне второй том «Мертвых душ». Разумеется, сожженная рукопись не чета учительской халтуре. Учитель не умеет сжигать сценарии и фильмы. Значит, его цель жизни не искусство, а добыча презренного металла. А учитывая еще и качество его «творчества», осмелюсь назвать его порнобизнесом.
Реакция Учителя саморазоблачительна. Настоящий человек при неудаче берет себя в руки, кланяется и отходит в сторону, извлекая урок из своего поражения. А режиссер «Матильды» устраивает истерику. Как говорил герой Гоголя: зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай.
А Учитель спрашивает со всего мира: я буду жаловаться королю, я буду жаловаться на короля. Подобное поведение выглядит не по-мужски и не достойным. Допустят ли в кинопрокат фильм «Матильда» - дело десятое. В любом случае нормальные люди не пойдут его смотреть. Люди с пониманием, вкусом, верой и совестью поймут, что фильм «Матильда» - циничная, пошлая и провокационная картина.