[07.05.2017] «В начале было Слово» В чём принципиальная разница между христианским Богом Словом и языческими логосами?

ЧАСТЬ 1

В светлую и радостную Пасхальную ночь за Божественной Литургией все мы с благоговением слушаем Евангелие от Иоанна, которое начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Все мы знаем, что Слово – это Иисус Христос, Который есть Истинный Бог, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Однако почему святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов начинает свое благовествование с того, что Истинного Бога именует Словом? Что это? Особый поэтичный образ, которым любимый ученик Господа Иисуса Христа пользуется специально для того, чтобы подчеркнуть какую-то возвышенную уникальность нашего Бога и указать на Его неотмирность? Или, все-таки термин Слово (др.-греч. λόγος) имел хождение в культуре той эпохи и имел определенное значение и смысл?

Не отрицая первого предположения (о желании святого Апостола указать на уникальную возвышенность и неотмирность Господа Иисуса Христа) отметим, что в философской культуре той эпохи термин λόγος (Слово) действительно встречается достаточно часто, несет определенный смысл и это дает критикам христианства повод обвинять христиан в якобы имеющем место быть факторе заимствования. Так ли это? Полагаю, что добросовестная попытка разобраться в этом вопросе в очередной раз откроет соискателю удивительный факт уникальности и неотмирности христианского вероучения.

Если мы заглянем в Википедию, то найдем следующее определение: Ло́гос (от греч.λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — терминдревнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).Древнегреческо-русский словарь[i] советского филолога И. Х. Дворецкого дает 34 гнезда значений[ii], из них первые: «слово», «сказанное», «суждение», «определение», «решение». Чаще всего древние греки использовали этот термин в значениях: «слово», «суждение», «значение», «понятие» «разумение».

Впервые в греческую философию термин λόγος был введен Гераклитом Эфесским (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э.). Этот философ, которого Аристотель называет Мрачным или Темным понимал под Логосом некий незыблемый закон бытия, т. е. принцип упорядоченности и детерминизма. Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, отделять чертой, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Ввиду того, что термин Логос («слово») был созвучен с обыденным обозначением «слова», сказанного человеком, Гераклит использовал его для того чтобы иронически подчеркнуть разницу между Логосом как законом бытия и пустыми человеческими речами. Этот комический Логос-закон «обращается» к людям, однако оные даже «услышав слово», неспособны его понять. Этот закон мыслился Гераклитом, как разумный, но бесстрастный и бесчувственный!

Ранних греческих философов (т. н. досократиков) в особой степени интересовали вопросы онтологии – проблемы бытия и понимания оного – что является сущностью нашей вселенной или ее первоосновой? Высказывались идеи, что оным основанием является вода, воздух и т. д. Несколько позже философ Александр Афродизийский вводит даже специальное понятие «апейрон» (греч.ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») означающее неопределённое, беспредельное и бесконечноепервовещество, которое является основой нашего мира и существует в вечном движении. Гераклит Эфесский много раньше настаивал на том, что первостихией мира является огонь, который непрерывно движется, изменяется, приобретает («рождает») самые разные формы и в том же время остается единой субстанцией.

 Огонь для Гераклита первичный космический компонент, из которого проистекает, а точнее «возгорается» бытие материального мира и к нему же (огню) все возвращается. Согласно философии Гераклита существуют периодические эпизоды мирового пожара (др.-греч.ἐκπύρωσις), во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. Именно этот «огонь» Гераклит и называл Логосом. Точнее сказать, древний философ использовал огонь в качестве наилучшего образа для описания этой первостихии Логоса-закона (вечнодвижущегося, постоянно изменяющегося и рождающего новые формы огня). Кстати, известный афоризм «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч.Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει) принадлежит именно Гераклиту и напрямую связан с его пониманием сущности бытия.

 В отношении «логоса» он употребляет такие термины, как «огонь» (др.-греч. πῦρ), «дух» (др.-греч. πνεῦμα), «мир идей» или «эйдос» (др.-греч. εἶδος), «ум» (др.-греч. νόος). Другими словами этот «логос» согласно Гераклиту содержит в себе совокупность всех идей, т. е. всех умопостигаемых и неизменных структур, лежащих в основании вещей, т. е. материальных реалий этого мира. Можно сказать так: огню имманентно (внутренне) присущ логос, а логосу имманентно присущ разум. Последующая древнегреческая мысль продолжает эту традицию. Платон говорил о Логосе, как о первопричине всего сущего – это понятие, суждение, рассудок (лат. – ratio). Аристотель определял Логос как «перводвигатель» «перводвижетель» (др.-греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens), который дал толчок всему нашему бытию и определил его в тех формах, которым Пифагор дал название «космоса», т. е. красоты-порядка.

В III в. до н. э. в Афинах возникает философское учение, которое осталось в истории философской мысли под названием стоицизма или «школа стоиков». Такое наименование данное движение получило по названиюпортикаСтоа Пойкиле(греч.στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизмаЗенон Китийский (334 – 262 гг. до н. э.) впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. «Стоическая школа» очень быстро набирала популярность и можно даже сказать, что в эпоху земной жизни Господа Иисуса Христа стоическая философия была самой авторитетной и влиятельной из всех систем мысли того времени. К ее непосредственным последователям можно отнести Эпикета (50-138 гг.), императора Марка Аврелия Антонина (121-180 гг.) и особенно Луция Аннея Сенеку (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.). Именно стоика Сенеку непримиримый, но честный критик христианской веры Фридрих Энгельс именовал «дядей христианства» пытаясь тем самым показать, что идея Логоса в христианстве не уникальна, но заимствована у стоиков.

 Дело в том, что стоики органично переняли у Гераклита Эфесского идею Логоса-огня-закона бытия, который является не чем-то статичным, постоянным и неизменным, но постоянно движущимся, меняющимся, «рождающим» самые различные формы и, однако же, являющимся единой субстанцией. Стоики значительно развили идеи Гераклита, представив три различных состояния этого логоса. Критики христианства, аргументируя фактор якобы заимствования христианами догмата о Троичности Бога у стоиков, указывают именно на эту особенность стоического учения о логосе. Что же это за учение о трех состояниях логоса?

Первое состояние –λόγος ένδιάθετος (логос сокровенный) – логос индиафетос, он же πνεῦμα (дух) – источник самого бытия недоступный никакому человеческому восприятию. Однако λόγος ένδιάθετος проявляет себя в нашем мире и только по этой причине человек (стоик) имеет возможность нечто знать (или точнее предполагать) о существовании этого сокровенного логоса. Можно сказать иначе: предполагать существование λόγος ένδιάθετος стоик может по причине того, что в мире присутствует иное состояние логоса: λόγος προφορικος (логос явленный) – логос профорикос,проявляющий себя через космос, через красоту и целесообразность окружающего мира. И, наконец, третье состояние логоса стоики называли λόγος σπερματικός (логос осеменяющий) – логос сперматикосблагодаря которому высшая разумность и целесообразность λόγος ένδιάθετος(сокрытого логоса) проявляется в мире, как бы «осеменяя» его.

С точки зрения стоической философии «семена» высшего разума (λόγος ένδιάθετος) таким образом (как бы «осеменяя» вселенную) присутствуют везде и во всем мире, но в несколько различной консистенции. Мы не должны забывать о том, что в мировоззрении стоиков логос есть «огонь» и больше всего этого «огня» (семени логоса) – в человеческой душе, а меньше всего – в материи, в которой «огонь» соответственно «остывает» и «угасает». Поэтому стоики вслед за Платоном называли материю μη ον, т.е. не-сущее, безсущностное. Отрицательное отношение к любой форме материи – характерная черта почти всей языческой философии.

Каким образом данная философская концепция стоиков отражается на их понимании сущности человека? Следующим образом: сознание (душа, разум) каждого человека (с точки зрения стоической философии) есть «семечко» λόγος ένδιάθετος (внутреннего логоса, высшего разума и совершенства). Однако это сознание (душа, разум) находится в определенном конфликте с телом человека, которое есть часть материи, т. е. μη ον (безсущностное) и огонь (высший разум λόγος ένδιάθετος) в этом безсущностном «угасает». Отсюда вся аскетическая жизнь стоиков сводилось к борьбе с чувственностью, к подавлению эмоций, к категорическому отрицанию какого-то положительного смысла в физиологии, биологии и психики человека. Это все μη ον, угасание «огня жизни», зло и т. д. – такова аскетическая концепция стоиков.

Выше мы говорили, что поскольку в понимании стоиков первопричина (логос) – это огонь, то мир мыслится ими циклично – возгорая он сгорает, исчезает, затем снова возгорает – и все повторяется, т. е. в этой системе координат действует жесткий закон детерминизма. Отсюда понимание стоиками смысла жизни – мудр и счастлив тот, кто способен с полным бесстрастием (вне всяких эмоций) относиться ко всем происходящим с ним событиям, оставаться безразличным к боли и смерти, ибо невозможно изменить этот «слепой» рок, фатум, судьбу! Напротив, своими волнениями и переживаниями стоик способен возбудить в себе «врага» – μη ον (безсущностное) в котором огонь бытия угаснет. Идеал стоика часто уподобляют мраморной статуе, которая ничего не чувствует и неслучайно в повседневной жизни «стоический характер» приписывают человеку, способному безропотно переносить самые тяжкие испытания!

Христианство категорически отрицает подобный принцип детерминизма в отношениях между Богом и людьми. Бог в христианском понимании – это не субстанция, не бесчувственный, хотя и совершенный закон, а Личность, Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8), Которая имеет совершеннейшее и разумное попечение о всем мире и о каждом конкретном человеке. Данное попечение именуется Промыслом Божиим, и представляет собой особые действия Божественной Любви, которые самым существенным образом соотносятся с духовным состоянием каждого человека. Господь Бог в пространстве нашей жизни создает определенные условия, при которых человек наиболее отчетливо способен изучить себя, а соответственно – увидеть свои немощи и с помощью Божией бороться с ними. Хотя подобные действия Бога чисто субъективным человеческим сознанием могут восприниматься как сугубое наказание (в смысле – «месть Бога»), однако по-существу они таковыми не являются.

Как в действиях врача, назначающего суровый курс лечения пациенту (допустим серию сложных и болезненных операций) абсурдно видеть какую-то личную обиду на пациента и желание отомстить, так и во всех страданиях и «несчастьях», которые происходят в мире (будучи обусловлены как внутренними, так и внешними обстоятельствами) ошибочно видеть месть Бога. Таковые «наказания» Божии есть не что иное, как действие Божественной Любви, которая в каждом случае соответствует духовно-нравственному состоянию конкретного человека. Если меняется соответствующее состояние конкретного человека (скажем, человек кается в своих грехах и исправляется), то принципиально меняется и характер действия Божественной Любви – «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего… и повелел… чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих… И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3: 5-10).       

        В чем же еще принципиальное отличие христианского Логоса, который употребляет в качестве термина святой Апостол Иоанн Богослов от стоического понимания? Во-первых, в стоической системе мысли нет даже намека на то, что λόγος ένδιάθετος (логос сокровенный) есть Бог или Личность. Стоики называли его «разумом» в смысле «разумного закона», «принципа совершенной целесообразности», но не в смысле личного творческого и нравственного разума. Апостол Иоанн Богослов начинает Евангелие словами «В начале был Λόγος» и далее пишет, что Логос – это Иисус Христос, это Личность, это Живой Бог, Богочеловек, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Который явился среди людей, а не мертвый, хотя и целесообразный совершеннейший закон мироздания (о чем уже было упомянуто нами выше). Логос (Бог Слово) – Бог-Личность, Который Сам стал Человеком, т. е. соединился с μη ον (с точки зрения стоиков – с безсущностной материей, источником зла и небытия). Воплощение λόγος ένδιάθετος (безличностного закона)в человека для вполне пантеистической (а по-сути атеистической) стоической философии есть нечто принципиально невозможное.

Продолжение следует…

диакон Артемий Сильвестров

[i] см. http://www.classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-39156.htm

[ii] Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1985