[04.04.2017] В СмолГУ состоялся показ фильма «Рядом с нами»
4 апреля 2017 года в концертном зале Смоленского государственного университета состоялась премьера в нашем городе антисектантского художественного фильма «Рядом с нами». На закрытый показ фильма были приглашены секретарь Смоленской епархии иерей Владислав Баган, преподаватели и учащиеся Смоленской Православной духовной семинарии, педагоги и студенты СмолГУ.
Киноленту представил официальный консультант по религиозным вопросам МВД России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член-корреспондент Европейской федерации «Центр по изучению современного сектантства», режиссер, сценарист и продюсер протоиерей Александр Новопашин.
Фильм «Рядом с нами» был снят по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, по заказу Главного Управления противодействия экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Это вторая художественная картина протоиерея Александра Новопашина. Первый фильм «Меня это не касается» был снят в 2013 году по заказу Управление ФCКН России по Новосибирской области и посвящен проблемам наркомании и наркоторговли.
Как рассказал протоиерей Александр Новопашин, фильм «Рядом с нами» – результат бескорыстного труда многих людей: все актеры и съемочная группа работали бесплатно. В фильме снялись как начинающие актеры, так и известные – Наталья Громушкина, Татьяна Абрамова, Юрий Назаров, Сергей Маховиков, Илья Любимов и другие.
Картина затрагивает серьезнейшие злободневные проблемы современного общества, среди которых – распространение сект, терроризм, национализм.
Фильм посвящен всем жертвам терроризма. Символично, что закрытый показ фильма состоялся на следующий день после страшного террористического акта в метро Санкт-Петербурга, унесшего жизни невинных людей, среди которых большинство – молодые люди, студенты, ровесники сегодняшних зрителей. Скорбя о погибших во вчерашней трагедии, протоиерей Александр подчеркнул: «Только все вместе, соборно, мы можем противостоять такому злу, как терроризм, который, к сожалению, стал страшной реальностью в наши дни».
Рассказывая перед показом об истории фильма, автор отметил:
«Прежде всего, данный кинофильм – это приглашение к разговору, этот фильм – предмет для обсуждения. Это фильм не развлекательный, не коммерческий, не под попкорн. Этот фильм для людей думающих, для вас. Он о том, какова ответственность человека за ошибочный выбор жизненного пути, о том, что происходит с человеком, когда он попадает в зависимость от той или иной сомнительной структуры, как меняется его сознание, как им манипулируют. Естественно, в тот краткий период времени, который занимает просмотр киноработы, невозможно вместить все формы обработки сознания, кино – это сжатый отрезок времени, в который нужно успеть сказать все».
Рассказывая о своей режиссерской работе, протоиерей Александр объяснил свою позицию гражданина и священника:
«Такое мое послушание. Для меня кинематограф – это инструмент миссионерской деятельности. Это возможность расширить аудиторию, с которой я могу поговорить о проблемах, тревожащих мое сердце, мое душу. Кроме того, что я священник – я еще и гражданин, и мне небезразлично, в каком обществе будут жить мои дети, мои внуки, правнуки, ведь каждый из нас несет ответственность за то, что происходит вокруг нас. Более того, мы отвечаем за то, что будет после нас».
С первых кадров фильм вовлекает в события, происходившие в реальной жизни. По словам режиссера, при написании сценария не было никакой необходимости выдумывать какие-то истории – все построено на реальных событиях.
«Прежде всего, я оттолкнулся от событий в Волгограде. Вы помните, было три террористических акта, один из них – девушка взорвала себя в троллейбусе, через несколько дней – железнодорожный вокзал, потом – автобус… Все, что происходи, все, что вы услышите – все основано на реальных событиях. Все, что говорят те или иные злодеи в фильме – это реальные слова», – разъяснил протоиерей Александр.
Кинокартина рассказывает о девушке, встретившей молодого человека, который постепенно вовлекает ее в секту террористов-смертников. Вся жизнь героини-смертницы пролетает перед ее глазами во время ее последней поездки в городском автобусе. Сюжет ведет зрителя к конечной остановке – что же там произойдет? Ответ на вопрос будет в финале фильма.
После просмотра режиссер фильма протоиерей Александр Новопашин ответил на вопросы зрителей. Молодых людей интересовало, что же делать, если родные или знакомые попали под влияние той или иной тоталитарной организации, как противостоять вербовке в социальных сетях, как обезопасить себя и близких от воздействия сект, террористических группировок.
Протоиерей Александр о равнодушии: «Это одна из проблем – наша холодность, наша черствость, наше равнодушие. Все это играет важную роль. Наше неучастие играет на руку злодеям. В начале фильма я поставил эпиграфом слова известного философа и писателя Эдмунда Берка. Потрясающие слова, под каждым словом этой фразы я готов поставить свою подпись: «Для торжества зла необходимо только одно условие – чтобы хорошие люди сидели, сложа руки». Поэтому, то, что происходит рядом с нами, лично рядом со мной, для меня это очень болезненно».
Протоиерей Александр о вербовке людей разными сектами: «Я не могу спокойно смотреть на то, как под красивыми, яркими, казалось бы, человеколюбивыми лозунгами действуют злодеи, действуют преступные организации, прикрывая свои злодеяния текстами священного писания, будь то Библия или Коран. Суть в том, что такие структуры, вербуя новых агентов, они скрывают правду под различными вывесками. В основе каждой вербовки этих организаций, сект лежит ложь. Чем она чудовищней, тем легче в нее верят люди. Мы видим печальные результаты того, что происходит вокруг нас – масса различных сектантских структур затаскивают в свои ряды ничего не подозревающих людей, а цель у них очень простая – власть и деньги. Ради этого они охотятся за душами своих сограждан. Конечно же, если бы они говорили при вербовке о том, что ожидает вербуемого человека, то, наверное, к ним бы не было претензий во лжи. Но они-то ведь скрывают все под красивыми фразами, обещаниями. Задача всякой секты – затащить человека в свои ряды до того, когда он что-либо об этой организации узнал… Нормальный человек в такую структуру просто не пойдет. Поэтому, им надо лгать. А отец лжи есть дьявол, это мы знаем по Священному Писанию…
В Православии есть добродетель – трезвомыслие. Когда предлагают здесь, сейчас и очень много – то нужно насторожиться. Если бы вербовщики приходили к нам с рогами и копытами, но ведь нет – они такие любвеобильные, такие милые люди. Нужно быть осторожными в выборе нового общения, иметь критическое мышление. В вашей епархии есть миссионерский отдел, куда можно обратиться, если ваш близкий попал под влияние секты. По крайней мере, там дадут дельный совет. Прежде всего, не надо терять голову. Чтобы не попасть в секты, на мой взгляд, надо сторониться духовного невежества. Надо знать религиозные традиции своей земли, своего народа, своей веры. Наше невежество работает на профессиональных вербовщиков. Господь наградил нас величайшим даром – личной свободой. И отдать эту свободу в руки первому проходимцу – это величайшее горе».
Протоиерей Александр о накаливании извне противостояния между традиционными религиями нашего Отечества: «Я предпочитаю говорить не ИГИЛ, а ДАИШ. Сами традиционные мусульмане взывают – не называйте стадо преступников мусульманским государством, к исламу они не имеют никакого отношения. Многим противникам нашего отечества хотелось бы столкнуть христианский и исламский мир. Постоянное упоминание о ИГИЛ как о исламском государстве вырабатывает в человеке неприятие к исповедующим традиционный ислам. Главная задача недругов – создать напряжение в нашем обществе, столкновение, противостояние, неуважение, ненависть. И тогда будет дестабилизация в обществе, его можно будет как угодно раскачивать, манипулировать им. ДАИШ на арабском, вернее, не аббревиатура, а слово «даиш» в переводе звучит как «разрушитель». Сами террористы очень ненавидят это слово. И использование аббревиатуры ДАИШ на территориях, контролируемых ИГИЛ-ДАИШ, запрещено под страхом отрезания языка или смертной казни. Структура эта тоже сектантская, потому что все признаки секты – и вербовка, и манипуляция, и угрозы тем, кто пытается вырваться из этих организаций».
Протоиерей Александр о вербовке через социальные сети: «Чудовищная ложь – эти вербовки. К вам, к молодежи, это особенно относится. Будьте крайне внимательны и осмотрительны в своей жизни. Вербовщики давно расположили в интернете специальные программы-роботы, которые отслеживают, сканируют персональные страницы пользователей соцсетей. Статусы – «скучно жить», «нет счастья в жизни», «ненавижу всех» и так далее попадают в поле зрения вербовщиков. Взламываются странички, психологи, работающие на эти организации, составляют психологический портрет, узнают все ваши слабые места. Вы порой крайне неосмотрительно высказываете все ваши переживания на страничках. И вами, зная ваши болевые точки, уже можно легко манипулировать. С вами как бы нечаянно знакомятся – в группах по интересам, постепенно переходят на постоянное общение, дружбу. Все это происходит не за день и не за два, может, за несколько месяцев. Но за каждую вашу голову, за любого завербованного, платят очень большие деньги».
В эпизодической роли снялся сам протоиерей Александр. Как он разъяснил, это не является актерством, лицедейством – в фильме он представляет самого себя, священника. По сюжету, служащая храма не впускает главную героиню на территорию храма, к священнику, так как девушка, по мнению служащей, не выглядит подобающе христианке. Зрителей заинтересовал этот эпизод, который режиссер трактовал так: «Этот эпизод я написал как форму моего личного покаяния за то, что происходит часто в церкви. Когда мы работаем с пострадавшими от сект, то не менее восьмидесяти процентов говорят, что пришли в секты после того, как встретились с хамством в православной церкви. Поэтому, получается, что мы – соратники тех вербовщиков, когда применяем неуважение, невнимание, грубость и черствость».
Студенты поделились своими впечатлениями и мыслями после просмотра фильма.
Анастасия: «Фильм очень понравился. В фильме не было искусственной наигранности, все было естественно, по-настоящему, ощущение современной реальной жизни. Он заставляет задуматься о ценности нашей жизни. Очень важно, чтобы фильм посмотрело как можно больше молодых людей. Буду искать в интернете и рекомендовать друзьям к просмотру».
Илья: «Проблема очень острая и актуальная как никогда, особенно после вчерашних событий. Все, что происходит в фильме, все это, к сожалению, есть в реальной жизни. Сейчас всем это важно знать, как опасны бывают подобные организации. Фильм очень важный и полезный. Оставил след в душе. Мне кажется, я еще долго буду о нем размышлять».
Катерина: «Очень переживала за героиню. Впечатлила концовка фильма. Я еще под впечатлением, это надо осмыслить. Фильм понравился, он из тех фильмов, которые не забываются со временем. Спасибо протоиерею Александру за возможность увидеть фильм».