[01.03.2017] Духовная борьба Великого Поста

В эти дни мы вступаем на духовную стадию благословенного Великого Поста. Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, дабы удостоиться встретить Великий и Светлый праздник Воскресения Христова.

Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.

Церковь помогает нам в этом не только умилительными тропарями и службами, но и наставлениями, дабы помазать нас и укрепить в битве за очищение души нашей.

Таковы прекрасные вечерние Божественные Литургии Преждеосвященных Даров. Литургии Преждеосвященных Даров приносят великую пользу. Их Херувимская песнь исполнена духовности, богословской глубины и ангельского присутствия. И потому на этих Великопостных службах нам тем более надлежит молиться с особым умилением. Причащаясь Тела и Крови Христовой, сколь должны мы быть чисты и непорочны, сколь праведны душевно и телесно, дабы Божия Благодать смогла оказать благотворное влияние на наши душу и тело! И потому в жизни нам надлежит быть бдительными. И в келье нашей, и в храме мы должны омывать лицо слезами, чтобы омыли они и душу нашу, сделав ее достойной причастия. Конечно, нередко диавол лишает всех нас, а уж меня-то прежде всех, умиления. И тогда не приходят к нам слезы, а вместо них часто являются дурные помыслы. Дурные помыслы, лишь только появляются они с сопровождающими их грешными образами, должно немедленно изгонять. Если же нас одолевают дурные помыслы или же таим мы в душе зло на брата нашего, тогда мы не можем приблизиться к Богу Любви, столь Чистому и Святому.

На протяжении всего этого времени на каждой Великопостной службе читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Этими словами святой дает нам понять, что, помимо прочих добродетелей, особенно большое внимание следует уделять тому, что упоминается в самом конце: самоукорению в противовес осуждению брата, ибо без любви к ближнему нашему мы не сможем продвинуться ни на один шаг на пути к духовному очищению. Если не следить за мыслями, за словами и за своим сердцем, воздержание в еде не принесет пользы. Воздержание в еде благотворно, лишь если ему сопутствует любовь к ближнему нашему, и лишь когда мы не осуждаем других. Когда мы не порицаем братьев наших, но осуждаем лишь себя, к нам приходит любовь к ближнему и любовь к душе нашей, забота об очищении и выполнении великого завета любви к Богу и к ближнему. Любовь к Богу и к брату есть две великие добродетели, на которых зиждется все духовное здание, если же их нет, то и все остальные добродетели остаются без основания. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16).

Другое дело, к которому необходимо принуждать себя со всевозможным усердием, – это молитва. Надо молиться именем Христовым без небрежения, не теряя времени. И во время нашего всенощного бдения в келии прилагать всевозможные усилия, дабы не допустить того, чтобы нас одолели сон или леность, или небрежение, но отдавать самого себя со всей духовной готовностью. Лишь проснувшись, прежде всего обращаться к молитве, а затем приступать к канону, к молитве по четкам, к изучению Святого Писания и к богословию. Надо с особой готовностью идти в храм, чтобы прожить этот период, стяжав для души своей богатые и благие плоды.

Пост вместе с физическим трудом способствует прощению грехов и очищению. «Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя». (Призри на труды мои, Господи, и на смирение мое, ибо не могу я сделать ничего без Тебя, и прости мне все, что я Тебе сделал.) Подвизайтесь в воздержании от пищи, в земных поклонах, в молитвах, в трудах сердца и ума, ибо этот труд во имя Божие свят и получит многократное воздаяние от Господа, ведь за него человек удостаивается венца чести и славы. Бесы особенно боятся поста, ибо пост изгоняет их. «Сей же род (то есть род бесов) изгоняется только молитвою и постом», – сказал Господь (Матф. 17: 21). И потому святые отцы непременно любое свое дело во имя Божие начинали с поста. Они верили в великую силу поста, утверждая, что Святой Дух не осеняет человека с полным желудком. Однако любой христианин, жаждущий очищения, должен начать с его основ, которыми являются пост, молитва и трезвение. Совмещая пост, молитву и трезвение, человек восходит к высшим ступеням.

В былые времена у святых отцов был один благочестивый обычай. Перед Великим Постом они уходили из монастырей и удалялись в глубь пустыни, где и жили в суровой аскезе до самой Лазаревой Субботы, когда они возвращались в обитель, дабы всем вместе отпраздновать Вербное Воскресенье. Некоторые брали с собой лишь самую необходимую пищу, другие же питались лишь дикими травами, дабы еще сильнее подвизаться в аскезе и в пустынножительстве. Затем же, на Великой Страстной Седмице, они проводили круглые сутки в храме, вкушая ежедневно лишь немного сухого хлеба и немного орехов. Господь сподобил и благословил нас встретиться с подлинными аскетами, которые не только на протяжении Великого Поста, но и круглый год подвизались в посте и аскезе.

Таков был и блаженной памяти мой духовный наставник – старец Иосиф Пещерник, получивший свое имя за то, что он жил в пещерах, где я впервые увидел его. Старец в дни Великой Четыредесятницы налагал на себя суровейший пост. Такой же пост налагал он и на нас. С понедельника по пятницу, то есть пять дней в неделю, не полагалась вкушать ничего, кроме каши из 80 грамм муки на чистой воде. И это было все. Крошечная мисочка еды на все сутки. И это на фоне тяжелой физической работы с переноской тяжести на плечах днем и сотнями земных поклонов и часами молитв круглую ночь напролет. Целью же всего этого было очистить внутренний мир человека, сделать его более праведным и честным в глазах Божиих, дабы обрел он дерзновение к Богу и смог бы молиться за весь мир. Ибо миру необходимы молитвы святых и особенно аскетов. Недаром Антоний Великий своими молитвами поддерживал всю вселенную.

Не подлежит сомнению, что, соблюдая пост, мы должны подвизаться по силам нашим, в различной степени, ибо мы все не одинаковы. «Благо, совершаемое не благим образом, уже не благо». То есть благо, не происходя благим образом, то есть в благое время, благим способом, благими средствами и по возможностям каждого, принесет не благо, но зло. Пост есть необходимость, есть благо, но он есть средство, а не цель. А цель этого средства нарекается смирение. И потому мы должны все устраивать по усмотрению духовного наставника, просвещенного Святым Духом. Духовник скажет тебе, как надлежит тебе поститься, когда причащаться, как победить тебе врага рода человеческого, что тебе делать здесь, а что там, и так по усмотрению духовного наставника подлежит устраивать самого себя. Не стоит совершать ничего выше нужного, ибо мера нужна во всем, поскольку без меры не будет и пользы. Следовательно, пост свят, но он лишь средство. И потому мы устанавливаем его для себя сообразно с указаниями духовника и нашими телесными и душевными силами. Достаточно иметь благое намерение. Ибо, по словам Василия Великого, существует такое большое различие между телесной выносливостью разных людей, как между железом и сеном.

Святая Синклитикия в последние годы своей жизни страдала от туберкулеза горла. Ее благословенное горло, непрестанно возглашавшее Слово Божие, покрылось гноем изнутри. Ее уста спасли бесчисленное количество душ. И вот сии уста испросил позволения испытать диавол, и Господь позволил поразить ее недугом туберкулеза. От гноя она стала распространять столь сильное зловоние, что даже монахини с трудом могли ухаживать за ней. Они были вынуждены использовать сильные благовония, дабы облегчить ее страдания хоть на несколько мгновений. И вот сии уста, которые, будучи здоровыми, возглашали и несли благо, во время болезни наставляли еще сильнее. Что же возглашали молчащие и гноящиеся уста? Они беззвучно проповедовали великое терпение и смирение в испытаниях Божиих. Святая вела великую борьбу, дабы отразить беса нетерпения, ропота, усталости и мук болезни. И к чему ей тогда был пост? И потому болезнь считается недобровольной аскезой. Иной страдает от рака, иной от диабета, иной от прочих разных болезней, подвергающих его многочисленным испытаниям. Как могут очиститься эти люди? Как увидеть им Свет Божий? Они увидят его, подвизаясь в терпении и благодаря Господа. Ибо терпение и благодарность восполняют пост, который по болезни они не могут соблюдать, хотя и совершают в десять раз более тяжкий подвиг, чем воздержание в еде.

В великопостный период нам надлежит прилагать все усилия, дабы очистить себя. Из аскетической традиции мы знаем о подвижниках, проживших всю свою жизнь в пустыне в суровых и тяжких трудах, в строгом посте, в слезах, в умерщвлении плоти и в воздержании от всех прочих удовольствий. И весь этот труд, вместе с душевной бранью, с различными мыслями, стоящими преградой над восстающими желаниями, породил освящение. И потому любой христианин, пусть он и не монах, но хочет добиться очищения, имеет право трудиться на этом пути и получить воздаяние за труды свои. Непорочность обладает великим дерзновением перед лицом Божиим, ибо и Господь наш непорочен, и Пресвятая Богородица была непорочной, и святой Иоанн Богослов блюл свою девственность, и многие другие святые. Вся красота Церкви основывается на чистоте и непорочности. Когда сердце наше чисто и прекрасно, оно будет источать благовоние и красоту. Напротив, человек с грязью в сердце выльет ее наружу. Будем же и мы бороться за очищение содержимого нашего сосуда, нашего сердца, дабы быть в глазах Божиих чистыми и приятными.

В История Церкви находим многочисленные примеры людей, ставших приятными Богу и снискавших подлинное величие.

Авва Пафнутий, великий подвижник, некогда, молясь Богу, сказал:

– Боже мой, с кем рядом Ты поместил меня? Кому я равен в добродетели?

И услышал он голос, сказавший ему:

– Живет в Александрии в подвале один бедный человек, сапожник по профессии. Ему ты равен в добродетели.

– Как могу быть я, аскет, с юных лет подвизающийся в пустыне, быть равен мирянину, да еще и женатому?

– Говорю тебе, ты ему равен.

На следующий день святой взял свой посох и суму, положил туда немного сухого хлеба и направился в Александрию. Дойдя до города, он нашел того мирянина и сказал ему:

– Брат мой, что ты здесь делаешь?

– Сам видишь, отче, грешен я. Нет хуже меня человека во всем мире.

– Мы можем поговорить?

– Можем.

– В чем твоя добродетель, как ты трудишься?

– Какая у меня добродетель? Разве ты не видишь меня? В миру живу я и часть мира есть. Это у вас есть добродетели.

– Нет, в чем-то ты подвизаешься.

– Да ни в чем я не подвизаюсь.

– Мне указал на то Господь, и потому ты не можешь обмануть меня. По молитве моей указал Он мне тебя как равного мне в добродетели. Ты что-то знаешь.

– Простите меня, отче! Если то, что я делаю, действительно за что-то засчитывается, то я вам скажу об этом. Женился я и с того момента, как возложил на себя венец, сказал моей жене: «Если ты любишь меня, то давай жить в чистоте, как брат и сестра, дабы бороться за освящение душ наших. Согласна ли ты?» «Согласна», ответила мне жена моя. С тех самых пор живем мы в чистоте и девственности.

Преподобный Пафнутий подвизался в пустыне и аскезой и воздержанием в чувствах стремился стяжать чистоту, чему немало способствовали и условия его жизни. Тот же жил чистой жизнью совместно с женщиной и в миру, посреди всех соблазнов мира, но при помощи Божией достиг той же степени святости. И борьба его была трудней, чем борьба аскета. Но он доказал свое величие перед лицом Божиим.

Затем вот что случилось с тем сапожником. Некогда один христианин пришел к преподобному Пафнутию и сказал ему:

– Отче, поссорился я с одним священником, и не ведаю, проклял ли он меня или сказал плохое слово, но он уже преставился, а мы так и не испросили друг у друга прощения. Как мне теперь быть?

– Я не могу помочь тебе в твоем случае, но могу посоветовать тебе одного святого человека, который поможет тебе.

– Кто же он?

– Отправляйся в Александрию туда-то и там, в подвале, найдешь одного сапожника. Скажи, что это я тебя послал. Расскажи о твоем деле, и он поможет тебе.

А христианин подумал про себя: «Господи, помилуй, неужто, если уж и аскет не может, мирянин справится?» Но послушания ради пошел он и нашел того сапожника и рассказал ему обо всем. И ответил ему сапожник:

– Подожди-ка здесь, пока не стемнеет.

Тот подождал до наступления темноты, и как только стемнело они пошли вместе к одному из городских храмов. Сапожник сказал ему:

– Подожди здесь.

А сам, сей святой и чистый христианин, подошел к главным вратам храма, осенил их крестным знаменем, и врата открылись сами собой. Внутри же храм весь сиял от света, и раздавалось ангельское пение. Сапожник зашел в храм, посмотрел и вновь вышел. И говорит тому человеку:

– Зайди-ка в храм и посмотри по сторонам на хорах, может, и найдешь там своего священника.

Тот зашел в храм, а выйдя, сказал:

– Там он на левых хорах поет.

– Пойдем со мной.

Они зашли, святой христианин же вышел вперед и сказал священнику:

– Отче, прости сего раба Божиего, ибо согрешил он как человек. Ты же как святой человек даруй ему прощение.

– Прощается и отпускается с миром!

Когда же они вышли наружу, сапожник сказал ему:

– Не вздумай рассказать никому о том, что видел. Иди с Богом и спасайся.

Видите, чада мои, что творит аскетический труд? Что творит духовная брань? Что сотворил сей мирянин для очищения души своей? Разве лишь в том было дело, что предложил он девушке, на которой женился, жить как брат и сестра? Конечно, нет: и постились, и молились ночью они вместе, и земные поклоны клали, и Евангелие читали, и творения святых отцов читали тоже, и в храм ходили, и исповедовались, и причащались, и изгоняли дурные помыслы – и так вместе боролись они. И потому сподобились они святости в миру.

Сия история указует нам, что и в миру, если христианин вступает в добровольную борьбу, Благодать Божия никого не минет. Однако, цепляясь за предлоги, мы оправдываем себя тем, что живем в миру и не можем. Желания одолевают нас. Что же нам нужно? Нам нужна эта борьба, как телесная, так и душевная. Нам нужно управлять своими мыслями. Как только явятся нам лукавые мысли, грешные фантазии, картины, лица, идолы и сцены, изгоним их немедленно молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ибо если бдит ум и не пускает ничего такого, вооруженный Божественным Оружием, Именем Христовым, тогда поражается насмерть всякий враг души нашей, имя которому диавол, имя которому грешная фантазия, имя которому грешный помысел. И защищая таким образом нашу душу, наш ум и наше сердце, мы соблюдем все внутреннее наше непорочным и чистым.

Вступим же в духовную борьбу, чада мои, еще с большей силой, и получим от этого великую пользу. Не потрудившись, не обретешь Благодати. Земледелец, не возделавший свою пашню, не увидит плода. Пост, сопровождаемый, усиливаемый и окаймляемый молитвой, чтением Святого Писания, трезвением, участием в богослужении, исповедью, святым причащением, добрыми делами и делами милосердия, готовит и украшает душу к встрече Великой Страстной Седмицы. И тогда мы сильнее прочувствуем Великие и Честные Страсти Христовы, ибо сердце наше смягчится, преобразится и познает, сколь бесконечна любовь Божия к человеку. И тогда мы с большей силой ощутим в душе своей радость Святого Воскресения, отметим его со всем должным благоговением и сподобимся праздновать вместе с ангелами Святую Пасху. Аминь.

Архимандрит Ефрем Филофейский
Православие.ру