[18.11.2009] Чтобы экстремизм не стал нормой
3 ноября в г. Ростове-на-Дону в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Юг» состоялся «круглый стол» на тему: «Религиозный экстремизм как норма?» Подобная формулировка темы обсуждения за круглым столом была выбрана неслучайно, и была посвящена мерам по профилактике и предотвращению проявлений религиозного экстремизма в Ростовской области.
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского, в мероприятии приняли участие исполняющий обязанности Благочинного церквей Таганрогского округа протоиерей Тимофей Фетисов, священник храма Св.Иоанна Воина г. Ростова-на-Дону иерей Александр Усатов; были приглашены настоятель ростовского прихода Тайной Вечери римо-католической церкви о.Михаил Нуцковский, руководитель центра бесплатной правовой помощи молодёжи «Ювенал» Тюрин Александр Борисович и член еврейской общественной палаты РФ, председатель ростовской еврейской общины, член президиума КЕРООР Яков Георгиевич Луковский. Также в работе круглого стола в качестве руководителя РОО «Религиоведческий информационно-консультативный центр» довелось участвовать и мне.
Сразу следует отметить, что причиной для обсуждения заявленной проблемы явилась деятельность организации «Свидетелей Иеговы». Все участники «круглого стола» единодушно признали, что каких-либо ярко выраженных проявлений религиозного экстремизма в нашем регионе не наблюдается, но «Свидетели Иеговы» здесь стоят особняком, а их деятельность стала предметом рассмотрения в Ростовском областном суде, который и вынес 11 сентября решение о ликвидации данной религиозной организации в Таганроге и о признании целого ряда распространяемых ею печатных изданий (34 наименования) экстремистской литературой. В самом начале работы круглого стола о. Тимофей обозначил, что религиозный экстремизм – это «определённый вирус, который может незаметно жить в организме и проявиться в тот момент, когда ослабевает иммунитет. Так, если ослабевает духовный иммунитет общества, то вирус экстремизма проявит себя и станет общественно опасным деянием». Он отметил, что проблема экстремизма – современный вызов благополучию общества. «Сейчас остро стоит вопрос о том, какие религии влияют на общество, в котором мы живём. Ведь религии могут не только объединять, но и разъединять общество. И религиозный экстремизм – это одна из угроз общественной безопасности России».
Важно понять, что экстремист – это не только тот, кто терроризирует население с оружием в руках. Экстремист – это тот, кто создаёт напряжённость и атмосферу нетерпимости в обществе. Как ни прискорбно это осознавать, но религия в современно обществе зачастую по-прежнему остаётся инструментом достижения чисто политических целей. И даже когда последователи определённых религиозных и псевдорелигиозных течений заявляют «мы вне политики, нас не заботят интересы государства, мы не участвуем в выборах, мы не служим в армии и госструктурах» – они опять, сами того не созначая, играют на руку чьим-то политическим интересам. Например, «Свидетели Иеговы» отказываются служить в Российской армии, причём пытаются уклониться даже от альтернативной службы. Вывод простой – чем больше в стране «Свидетелей Иеговы», тем ниже обороноспособность этой страны, в данном случае речь идёт о России. В качестве примера того, как религиозные идеи могут использоваться для ослабления и даже разрушения того или иного государства (речь опять же идёт о России), отец Тимофей привёл цитату одного из идеологов нацизма. В 1941 г., разрабатывая планы разрушения СССР, Й.П.Геббельс, один из важнейших пропагандистов и главных военных преступников нацистской Германии, писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока мы их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища».
Литература «Свидетелей» объявляет церкви христианского мира «шедевром сатанинского обмана», «Синагогой Сатаны», христианские святыни – «мерзостью», а священнослужителей – «заслуживающими уничтожения». Себя же они именуют саранчой, которой дано право «жалить и убивать». Подробно цитировать иеговистскую литературу, признанную судом экстремистской, нет места, но, по-моему, и из этих выражений всё понятно. Понятно, что согласно идеям, навязываемым такой писаниной, иеговист смотрит на весь окружающий мир, как на пространство, населённое «козлоподобными», посещающими «Синагоги Сатаны», и верующими в «шедевр сатанинского обмана». Чем, в данном случае, для иеговиста является российская культура, зиждяшаяся на нравственных идеалах Православного христианства, я думаю, и так ясно.
Необходимо уяснить, что суд запретил деятельность таганрогских «Свидетелей» не за то, что они не верят в Святую Троицу – в Троицу не верят и мусульмане, и иудеи; не за то, что они не почитают Крест, не за то, что они считают, что Иегова – это имя Бога. Суд не рассматривает доктринальных споров. Приговор в отношении «Свидетелей Иеговы» вынесен за то, что они в недопустимо резкой, грубой и оскорбительной форме отзываются о последователях традиционных для России религий и их святынях. Следует особо отметить, что в судебном процессе в качестве свидетелей на стороне обвинения, кроме офицеров военкомата, сотрудников гороно, врачей, казаков и журналистов, выступали представители трёх христианских деноминаций, религиозные учения которых между собой имеют немало различий. Это пастор таганрогской общины евангельских христиан-баптистов И.В. Аханов, а также вышеупомянутые протоиерей Тимофей Фетисов и римо-католический священник Михаил Нуцковский. Это свидетельствует о том, что своими оскорблениями и хамскими выпадами иеговисты умудрились настроить против себя всех, кого только можно. Это не конфликт нетрадиционной религиозной организации с основной конфессией, это конфликт со всеми людьми, которые хотят спокойно жить и мирно сосуществовать.
В этой связи позволю себе не согласиться с теми (особенно среди журналистов), кто считает, что запретительные меры создадут вокруг «Свидетелей Иеговы» ореол мучеников, якобы преследуемых государством за свои религиозные убеждения. Как аналогия, часто упоминаются преследования иеговистов в гитлеровской Германии и сталинском Советском Союзе. Но вот об этих «преследованиях» необходимо поговорить более подробно.
Сейчас иеговисты постоянно козыряют тем, что они в своё время пострадали от гитлеровцев. Они даже сравнивают себя с жертвами холокоста, таким образом ставя себя в один ряд с представителями народов, целенаправленно уничтожавшихся нацистами. Но при более пристальном изучении вопроса становится понятно, что имидж жертвы не к лицу иеговисту времён второй мировой войны. И тем более не к лицу ему лавры антифашиста. Общеизвестным фактом является обращение «Свидетелей Иеговы», направленное в 1933 году рейхсканцлеру Германии Адольфу Гитлеру, в котором они заявляли о своей полной лояльности к его политике. В обращении, в частности, сообщалось: «Бруклинский президиум Общества Watch Tower («Сторожевой башни», – прим. ред.) в прошлом и сегодня в значительной степени имеет прогерманскую настроенность. По этой причине в 1918 г. президент Общества и семь членов правления были приговорены в Америке к 80 годам тюремного заключения, поскольку президент отказался использовать возглавляемые им журналы для военной пропаганды против Германии. Эти два журнала “Watch Tower” и “Bible Student” – оставались единcтвенными журналами Америки, которые отказались участвовать в военной пропаганде против Германии и поэтому в ходе войны запрещались и подвергались преследованиям в Америке».
Нацистам также, как и американцам, было безразлично, каким именем иеговисты называют своего бога и как ему молятся. А вот отказ от службы в армии в военное время – это уже совсем другая история. Причём за отказ от службы в армии иеговистов преследовали не только в нацистской Германии, но и в странах антигитлеровской коалиции. Журнал «Свидетелей Иеговы» «Сторожевая Башня» за октябрь 2009 г. на стр. 31 повествует о том, что «за отказы служить в армии в тюрьмах США находилось свыше 4300 Свидетелей». Выходит, их не жаловали по обе стороны фронта, справедливо рассматривая как пятое колесо в телеге. В этом же журнале помещена фотография с подписью «Группа Свидетелей Иеговы, освобождённых в 1945 году из концлагеря Бухенвальд».
Вот это фото.
Смотрю я на эту фотографию и ловлю себя на мысли, что запечатлённых на ней улыбающихся людей в костюмах и при галстуках (а у некоторых даже выпирают вперёд животы) – ну никак нельзя сравнить с живыми скелетами пленных красноармейцев, доведённых до этого состояния голодом и непосильной работой.
Освобождённые узники Бухенвальда, 16 апреля 1945 года
Для сравнения наберите в интернетном поисковике «Бухенвальд фото» и убедитесь, что другие узники этого же концлагеря на момент освобождения представляли собой обтянутые кожей скелеты в полосатых робах. Известен и другой факт. При посещении концлагерей рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер очень любил подолгу беседовать с иеговистами, слушая их рассказы «о своей экзотической религии». Более добродушным и мягкосердечным Гиммлер после этих бесед не стал, он так и остался палачом, сгубившим в концлагерях миллионы стариков, женщин и детей. Однако, Гиммлер счёл идеи «Свидетелей Иеговы» весьма полезными для обустройства того мирового порядка, который должен был наступить в Европе после победы нацистской Германии во II мировой войне. Гиммлер, бредивший идеями расового превосходства, установлением кастового общества, чётко разделённого на господ и рабов, считал достойными внимания принципы и идеи «Свидетелей Иеговы». Идеологу и творцу одного из самых страшных тоталитарных режимов XX века, очень нравилось внутреннее устройство этой тоталитарной секты. Возможно, в этом и кроется объяснение того, почему данная группа «Свидетелей Иеговы» заметно отличается по внешнему виду от других узников Бухенвальда. Я уверен, что и в нынешней ситуации всё будет зависеть от того, станут ли средства массовой информации рассказывать правду о «Свидетелях Иеговы», или позволят им самим объявить себя героями, проявляющими стойкость в борьбе за свои религиозные убеждения. А в чём, собственно, заключаются эти религиозные убеждения – в желании считать себя лучше, чем все окружающие (заметьте, не быть лучше, а только так считать)? Считать себя вправе оскорблять религиозные чувства других людей? И считать их заслуживающими уничтожения в день, когда наступит Армагеддон? А ведь ни на чём другом, кроме пропаганды идей собственной исключительности, эта секта не держится.
И теперь встаёт главный вопрос. Что делать, для того, чтобы в головы россиян не лезли подобные иеговистским идеи о религиозном превосходстве, исключительности и т.п.? Все участники упомянутого мною «круглого стола» были единодушны в том, что необходимо со школьной скамьи прививать знания о культурообразующих религиях. И заклинания о том, что это, якобы, нарушает принципы светскости нашего государства, на мой взгляд, звучат неубедительно. Простите, воспримет ли кто-нибудь всерьёз заявление, о том, что Правила дорожного движения должны знать только автомобилисты, а обучение пешеходов этим правилам нарушает их права и свободы? Над такой логикой только посмеются. Тем не менее, религиозный фактор для сегодняшнего россиянина – это такое же само собой разумеющееся явление, как и автотранспорт на улице. Если по улицам ходят проповедники, человек должен уметь отличать проповедь традиционного христианства, ислама, иудаизма от пропаганды идей религиозного экстремизма.
Владимир Сторчак
Таганрогское благочиние