[30.08.2016] К врачу или к шарлатану?
Арсенал всевозможных средств, предлагаемых сегодня для оздоровления и лечения всего и всех, весьма многообразен: «древние народные» способы и «новейшие разработки» в виде всевозможных приборчиков, чудо-пилюли и практики чистки ауры и пробуждения духовной силы, уринотерапия и заряженная «живая» вода и прочее и прочее. Почему подчас люди склонны больше доверять этим способам и методам, а не врачам поликлиник и больниц? И почему псевдомедицина находит приверженцев и популяризаторов даже в православной среде? Как связана она с оккультизмом? Чем опасно увлечение альтернативной медициной? И что нужно знать, чтобы не попасть на крючок шарлатанов? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, медику по своему светскому образованию.
– Все мы знаем, что такое общепринятая медицина: это привычные нам поликлиники и больницы, врачи, использующие научно обоснованные методы лечения и лекарства. Но кроме этого сегодня широкое распространение получили и иные, альтернативные способы лечения болезней, и те, кто их предлагает и использует, тоже называют себя «врачами». Отец Максим, каковы признаки псевдомедицины?
– Уже много десятилетий медицина является доказательной наукой, и все методики, используемые при лечении, должны быть обязательно научно обоснованными. А методы, научно недоказанные, или такие, неэффективность которых уже ясна, считаются псевдомедициной. Существуют несколько признаков, по которым можно отличить псевдомедицину от медицины подлинной. И первый из них таков: вы не найдете ни в какой литературе реальных доказательств эффективности этих методов, объективных исследований того, как они лечат заболевание и лечат ли вообще. Второй признак – этакая всеохватность: целители берутся лечить всё. С какой бы проблемой вы к ним ни обратитесь, они скажут: «Мы поможем!»
И еще один из важнейших признаков, отличающих псевдомедицину: смешение научных данных с какими-то философскими идеями, абстрактными понятиями, эмоциональными установками. Этакая каша псевдонаучная, риторика, многословие, обилие терминов, смысл которых неясен, мутных выражений. Любимое понятие псевдомедицинских сект – «духовная энергия». Ее называют по-разному: биополе, прана, жизненная сила… Это некая нематериальная субстанция, которую никто не видел, не прощупал. Никто не может объяснить, что это такое, никто не может доказать ее существование и никто не может это опровергнуть. Но ее очень активно используют при лечении.
– Вы использовали слово «секта». А как связаны секты и нетрадиционная медицина? И связаны ли?
– Еще как связаны! Медицина сектами используется как такая ловушка. Люди интересуются здоровьем, приходят за исцелением – и попадают в секту. Существует целый ряд псевдомедицинских сект – с элементами оккультизма, мистики… Да вот того же учения о «духовной энергии», загадочной и непонятной. Эти секты предлагают свои методы исцеления болезней и оздоровления организма. А кто же не хочет стать более здоровым, более крепким, кто не хочет выздороветь! И люди приходят в эти секты. Думают, что к целителям, а на самом деле в религиозную или псевдорелигиозную организацию.
– А какие методики они используют? Как воздействуют на людей?
– Если обобщить опыт работы всех псевдоцелительских культов и псевдомедицинских практик, то он сведется к одному – изобретенному в XX веке методу плацебо – применения лекарства-пустышки. Если мы возьмем, например, сахар, глюкозу, мел и начнем их давать больным, уверяя, что это самое лучшее лекарство и оно им поможет, то примерно каждый третий скажет: да, оно ему помогло. Каждый третий! Причем, действительно, у человека может быть ощущение, что ему легче, что он выздоравливает. А если при этом используются и специальные психотехники, техники внушения, воздействия на сознание человека, то эффект от плацебо может быть усилен. К такой психологической обработке прибегают, как правило, все псевдомедицинские культы. Они перед тем, как что-то дать человеку или воздействовать тем, что, как они считают, помогает, обрабатывают его сознание: специальными терминами, заклинаниями или же нужно что-то читать при процедуре, говорить монотонно… Человеку дается куча литературы, которую он сначала должен проштудировать, а уже потом приходить на процедуры, и тогда, как его убеждают, процедуры помогут. И действительно, эффект плацебо срабатывает, у человека временно возникает ощущение, что ему стало лучше.
– Известно очень большое количество случаев, когда человек, погрузившись в эти практики, увлекшись подобными методиками, себя просто убивал!.. Почему так притягательна псевдомедицина? Почему до сих пор по рукам ходят брошюры, кассеты «целителей»?
– Почему человек, увлекшийся псевдомедициной, умирает? Потому что упускает время! Основной вред псевдомедицины как раз в том, что упускается драгоценное время для лечения болезни. Человеку дается плацебо в разных упаковках – в виде заговоренной ли воды, в виде каких-то биодобавок, биорезонансных приборов, не суть важно. И у него возникает иллюзия облегчения, ему кажется, что он лечится, но на самом деле человек теряет время, болезнь продолжает развиваться, но диагноз не ставится, лечение не назначается.
А причина притягательности псевдомедицины – в психике человека: ему хочется чуда, волшебства. Это «будете, как Боги». Хочется озарения. И несмотря на то, что мы живем в век, когда происходят удивительные научные открытия, когда человек может в космос летать, когда освоил сверхскорости, когда в медицине появилось много новых научно обоснованных технологий, востребованность шаманов с бубнами, заговоров и зелий на бытовом уровне осталась, и люди идут к этим «целителям».
– Как раньше шли к знахарям?
– Да. Только раньше люди верили знахарю, бабке, которая заговаривает болезнь, а теперь у людей псевдонаучное сознание и люди в науку верят. И потому современные «целители» используют очень много околонаучных терминов. Зайдите на любой их сайт, посмотрите литературу – найдете много всего: и биорезонанс, и волны, и биополе… Смысл – создать видимость научности, потому что человек верит в науку.
– Допустим, близкий мне человек увлекся такой практикой, верит, что он оздоровится, сможет вылечиться от своих болячек, о которых я могу и не знать. Как себя с ним вести? Что можно сделать, чтобы предостеречь его?
– Прежде всего, надо узнать, каким методом он пользуется, и почитать о нем. Все методы псевдомедицины и альтернативных практик давно разоблачены и опровергнуты. Надо с этими опровержениями познакомиться. Этой информации достаточно много в интернете, в том числе и на православных сайтах. Кроме того, такие разоблачения публикует и Комитет по псевдонауке.
А говоря с целителями или читая их листовки и сайты, первое, что нужно требовать, – это доказательства эффективности метода, определенной по общепринятым стандартам: двойной слепой метод независимых исследований. Если его нет – всё, до свидания.
– Они же скажут в ответ: вот фотографии, вот результаты, вот анализы…
– Запомните: с помощью отдельно взятых примеров нельзя ничего доказать и опровергнуть. Это известно еще со времен Древней Греции. Отдельно взятые случаи исцеления, о которых вам начинают расписывать, мол, вот пришла какая-то тетя, болевшая раком, мы ей клемму к руке приложили, аппарат включили, и она ушла счастливая, – не доказательства. И если вам описывают отдельно взятые примеры, будьте осторожны, потому что скорее всего вами манипулируют. Доказательная медицина основывается на статистических данных (!). Да, вполне может быть, что какому-то человеку после этих манипуляций стало легче. Но это ничего не доказывает. Причины облегчения могут быть самые разные.
Также будьте осторожны, когда вы слышите абстрактные рассуждения вокруг да около, непонятно о чем.
– Беда в том, что и среди людей церковных очень популярны брошюры псевдоцелителей. За этими книжицами буквально охотятся, их передают из рук в руки… Почему православные тоже оказываются под влиянием псевдомедицинских теорий и практик?
– У верующих людей есть заблуждение, что медицина должна быть православной. И когда что-то преподносят в православной упаковке, мы обманываемся. Да, воцерковленные люди живут верой, но не надо забывать, что они – люди и точно так же, как и неверующие, могут быть подвержены манипуляциям и обманам. А в православной стране оккультисты проводят такой ребрендинг: они приспосабливают свои методики к православным традициям, начинают использовать привычные церковным людям термины, чтобы мы восприняли их методики как свои. Меня, конечно, очень беспокоит проникновение таких вещей в православную среду. Вот года два-три назад была мода на методу Ксении Кравченко. И это не единственный случай. Увы, таких псевдометодик достаточно много.
А причина, по которой все это оказывается популярным у православных, та же, мы о ней уже говорили: эффект плацебо. Но эффект внушения нужно усилить. А как его можно усилить, если ты хочешь свою «методу» распространить среди верующих, членов Православной Церкви? Объявив ее «православным методом», начав действовать от имени Православной Церкви. И люди к тебе будут приходить с особой верой, что во много раз усилит эффект внушения. Человек, обратившись к этому методу, действительно почувствует облегчение. А далее – по цепочке, одному человеку «помогло», другому, третьему…
– Иногда люди боятся признаться себе, что с ними что-то не так. И вот, вместо того чтобы идти к врачу, хватаются, как за соломинку, за подобные методы в надежде, а вдруг поможет.
– На руку целителям играет еще и то, что в нашей медицине действительно есть проблемы. Никто этого и не скрывает. Не всегда доступна необходимая медицинская помощь. И стариками врачи толком не занимаются, говорят им: «Чего же вы хотите?! Вам уже 70 лет. Возраст сказывается». Чтобы попасть к врачу, надо выстоять немалую очередь, да порой ждать только возможности записаться на прием приходится неделями. Бывает, что денег у людей на назначенные лечение и лекарства нет. Люди разочарованы в медицине. И как раз один из методов зомбирования потенциальных пациентов именно в том и заключается, что целитель или гуру от псевдомедицины начинает охаивать нашу систему здравоохранения: «Там – все плохо, а наш метод – самый лучший и действенный. Там – фармацевтическая мафия, эта “химия” вас сгубит, а наше – натуральное, природное и хорошее».
– Среди распространенных сейчас псевдомедицинских практик какие самые опасные?
– Я бы сказал так: самые опасные – это те практики, которые проникли в официальную медицину и в Церковь. И это, прежде всего, биорезонансная диагностика и биорезонансная терапия. Это безобразие! Берется гальванометр, в каждую руку дается по электроду, снимается электрический потенциал, и делаются «выводы» о состоянии здоровья человека, «ставится» диагноз, назначается «лечение». Это не выдерживает никакой критики. Давно доказано, что это метод жульничества, и было много его разоблачений. Причем они ведь определяют все болезни! И знаете, каков еще признак псевдомедицины? – Скорость подготовки целителей. Чтобы стать врачом, нужно учиться лет 10. А тут за два месяца тебя обучают, и ты с этим приборчиком заменяешь многоэтажный диагностический центр со всеми специалистами. Повторю еще раз: это опасно!
Причем опасность даже не всегда в самих методах, а в том, что они проникают в официальную медицину. Человек приходит к врачу в государственную поликлинику и получает не полноценную диагностику и лечение, а суррогат.
– Но ведь часто и сами врачи предлагают попробовать такие методы лечения!
– Да, эти методы даже получают одобрение органов здравоохранения.
– Вероятно, тут есть какая-то подоплека?..
– Конечно! Все псевдомедицинские культы связаны с извлечением прибыли. У тех, кто занимается биорезонансной диагностикой, доход приличный. При этом такой «врач» ни за что не отвечает. А врачи в поликлиниках и больницах ответственны за жизнь пациентов. И, кстати, перегружены работой...
Другая проблема – то, что продается в церковных лавках. Сталкиваешься порой просто с возмутительными вещами! Например, когда в храме, в монастыре продается… лекарство от рака. Травяной сбор от рака молочной железы. Я не буду говорить, где. Но хотелось бы, чтобы те, кто это продает, меня услышали. Так нельзя. Монастырский магазин не имеет лицензии аптеки, и он не должен продавать лекарственные средства.
– На баночке так и было написано: «от рака»?
– Да. «Используется при раке». Что значит: «используется при раке»? Разве доказана эффективность этого сбора? Но если даже и доказана, он не должен продаваться не в аптеке.
Или вот еще – ароматерапия: эфирные масла и бальзамы. На пузырьках с ними тоже написано, что они используются при таких-то заболеваниях – и далее целый список. И эти эфирные масла с такими надписями тоже можно встретить в церковных лавках. А больной человек покупает и верит, что ему поможет, ведь он же в храме купил. Но ведь все то, что написано на этикетке, не совсем достоверно. Когда вы вдыхаете эфирное масло, то получаете эстетическое наслаждение. Это приятно, хороший запах. Но вылечить тяжелое заболевание маслом? Получается, что мы поступаем некорректно. Я надеюсь, что со временем эта проблема решится. Не должен «пироги печь сапожник».
– Вероятно, не ко всем направлениям альтернативной медицины применимо слово «псевдомедицина»? Есть ведь и такие методы, которые, может быть, базируются на иных принципах, чем медицина официальная, но вполне допустимы и позволяют человеку получить облегчение в болезни, устранить боль и иные серьезные симптомы…
– Конечно, между медициной и псевдомедициной нет четкой границы. И все новые методы в свое время вызывали сомнения и не всегда сразу же давали положительные результаты, а иногда при их апробации бывали и серьезные неудачи, как, например, при первых опытах гемотрансфузии – переливания крови. Люди умирали, когда им переливали кровь другого человека: врачи тогда не знали, что существуют разные группы крови. Хотели даже запретить в принципе переливание крови. Но последующие исследования показали, что гемотрансфузия возможна, однако это очень сложное дело. Приведу и другой пример – учение о миазмах, которым объясняли передачу инфекции до того, как появились достаточно сильные микроскопы. Люди видели, что болезнь передается через дыхание, и думали, что ее вызывает некая загадочная субстанция. Но когда разрешающая способность микроскопов увеличилась, то возникла микробиологическая теория и «учение о миазмах» было забыто. Научное знание всё время меняется. Мы не владеем истиной в последней инстанции.
– Вы уже говорили о том, что оккультные практики используются в альтернативной медицине. Какие опасности подстерегают тех, кто к ним обращается?
– Кроме опасности для тела есть опасность для души, потому что, подчеркну, большинство псевдомедицинских практик является воротами в оккультизм. Мы приходим вроде бы к какой-то медицинской процедуре, используем некий препарат, но таким способом обрабатывается наше сознание. Оккультизму в области псевдомедицины раздолье. А магия душевредна. А когда человек в состоянии стресса, потому что обеспокоен своим здоровьем, он очень легко переходит к тому, что начинает практиковать магию. Входит в эти учения, начинает пропитываться духом оккультизма, начинает жить, думая о биополях, заговорах, созвездиях… Меняется его сознание, вся жизнь теперь подчинена этому. И в результате он уходит от Бога.
– Скажите, о чем нужно всегда помнить, если предлагают какой-то новый способ лечения?
– Прежде всего, нужно смотреть, как и чем доказывается эффективность этого метода, как обосновываются принципы, на которых он базируется. Любой метод должен иметь доказательную базу! Нужно посоветоваться и с людьми, которым вы доверяете, которые вас заведомо не обманут. Не стесняйтесь спрашивать! Ищите информацию. Ищите критические замечания об этих методах.
С протоиереем Максимом Обуховым
беседовал Никита Филатов
Православие.ру