[01.08.2016] «Корни терроризма — в бездуховности и равнодушии»
Кинорежиссер и протоиерей Александр Новопашин рассказал, почему фильм «Рядом с нами» стоит посмотреть каждому
На Алтае завершился XVIII Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Специальный приз губернатора Алтайского края «За самое совестливое и душевное кино» получил полнометражный художественный фильм «Рядом с нами», созданный при нулевом бюджете по заказу Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. Сценаристом, продюсером и режиссером фильма выступил Александр Новопашин, протоиерей, настоятель собора Александра Невского в Новосибирске, сектовед, автор ряда книг и статей о тоталитарных сектах. Он рассказал «Русской планете», почему с ними нужно бороться всем миром и любыми доступными методами.
– Отец Александр, почему вы решили снять фильм про то, как обычная девушка попадает в секту и становится террористкой-смертницей?
– Мы с моими единомышленниками хотели не столько обличить экстремизм, сколько попытаться разобраться в причинах, по которым люди круто меняют свою жизнь, становятся фанатично преданными безумным идеям, вплоть до того, что готовы убить себя и других людей. Ведь дело здесь не в запугивании, не в психологической обработке и не в гипнотических техниках, хотя все эти и многие другие методы, несомненно, используются в тоталитарных сектах. Я убежден, что корни проблемы нужно искать в бездуховности общества и в нашем равнодушии к своему духовному миру.
Как и в случае с наркотизацией населения, справиться с угрозой терроризма можно только всем миром. И правительство, и силовые структуры, и общество, и семья, — все должны принять участие в этой борьбе. Каждый обязан внести свою лепту.
– Сможет ли массовая аудитория посмотреть фильм «Рядом с нами»?
– Если нашей кинокартиной заинтересуются центральные телеканалы, на что мы очень надеемся. Мы видим, что сейчас творится в мире. На планете люди ежедневно гибнут от рук террористов, и все это происходит достаточно близко, как сказано в названии фильма — рядом с нами. Я не говорю уже о Европе, я говорю о востоке Украины, где рекой льется кровь и детей, и стариков. Это так близко, что нельзя не содрогнуться.
– Кому в первую очередь адресован фильм — молодежи или уже зрелым людям?
– Молодому поколению, потому что они наиболее привлекательный объект для профессиональных вербовщиков. И сектанты, и террористы делают ставку на то, что молодой человек неопытен, не имеет иммунитета к сторонним влияниям, у него зачастую еще не сформировано мировоззрение. К тому же он переживает возрастные психологические и поведенческие кризисы, а значит, уязвим.
Есть такой метод, который используют секты при вербовке, как «бомбардировка любовью». Человек, живущий в равнодушном к нему мире, вдруг попадает в окружение людей, которым он, видимо, очень интересен. Через некоторое время он, возможно, и начинает понимать — что-то неладно. Но потерять комфортное для души, для внутреннего мира состояние, когда ты нужен другим людям, уже страшно. Даже если он не наденет со временем пояс шахида или не возьмет в руки тесак, а просто будет мыть полы в каком-нибудь сектантском учреждении — для них это тоже неплохо. Потому что задача любой секты — власть и деньги, и в рабах необходимость есть всегда.
– Случается, что в сети, расставленные террористами, попадают взрослые люди?
– Да, если они податливы, не имеют твердого духовно-нравственного стержня. К сожалению, таких людей довольно много из-за нравственной деградации нашего общества, в которой, кстати, активно участвуют и средства массовой информации. Посмотрите, какие передачи идут по ТВ: то битва экстрасенсов, то какие-то странные астрологические прогнозы. Мракобесие зашкаливает, и многие зрители постепенно утрачивают способность к здоровому сомнению, начинают верить в любую ерунду. Потом появляется некий персонаж, который говорит: «Я имею сверхъестественные способности». Всегда найдется несколько людей, которые подыграют ему, скажут: «Да, так и есть. Я болел, я умирал, а он меня спас». Как только некто в это все поверит, он станет жертвой сектантов.
– По каким признакам человек, попавший в секту совсем недавно, может понять, что ему лучше ее покинуть?
– Если у человека отсутствует критическое мышление, то он заметит эти признаки, когда будет уже слишком поздно, пути назад не будет. В сектах все устроено, как в криминальном сообществе: «Вход рубль — выход два», — его могут уже и не выпустить. Тут возможны и угрозы, и шантаж. К тому же в экстремистских организациях за относительно короткий период времени проходит очень серьезная обработка сознания. И если на первых порах человек еще может задавать какие-то критические вопросы, то в дальнейшем они отпадают сами собой. Новичка «забутербродивают» — выделяют людей, которые постоянно находятся рядом с ним, окружают его. И если у него возникают вопросы, то обычно ему отвечают — оставь их на потом. Позднее сознание меняется и попыток уйти уже нет.
– А если сумеет устоять перед психологической обработкой, то уйдет из секты?
– Это будет достаточно сложно. В тоталитарных сектах, как и в криминальных сообществах, стараются «замарать» человека, чтобы у него больше не было пути назад. Его заставляют или осторожно подводят к тому, чтобы сделать ошибочный, преступный шаг, который не даст вернуться к прежней жизни. Ведь все, что он сделал, задокументировано.
Используются и другие методы удержания. Например, в секте сайентологов практикуются специальные «исповеди» (одитинги), на которых человек обязан рассказать о себе все самое негативное. Кажется, что никого, кроме него самого и аудитора при этом нет, но на деле все происходящее фиксируется на видео. И потом открывается великолепная возможность шантажировать неосторожными признаниями.
– Неужели никакого выхода нет?
– Есть, и очень простой — изначально не попадать в сети экстремистов, быть крайне осмотрительным и всегда проявлять здоровое недоверие. Когда предлагают много, сразу и бесплатно — надо уже насторожиться. Когда тебе говорят, что решат все твои проблемы, — это тоже сигнал тревоги.
У каждого человека есть замечательный дар от Господа — свобода выбора. И этот великий дар не надо отдавать в руки первому встречному проходимцу, который красиво все расписывает. Нужно 10, нет, 20 раз подумать. К тому же живем мы не в пустыне. Всегда есть люди, к которым можно обратиться за советом, за консультацией. Подчеркну: здоровое недоверие необходимо всегда. Ведь сегодня каждый из нас является потенциальным объектом для вербовки.
– Разве не нужно ставить такие «прививки недоверия» еще в школах? Например, педагоги могли бы смотреть и анализировать ваш фильм вместе с учениками…
– Для того он и снят, чтобы можно было поговорить об угрозе экстремизма, об опасности исходящей от тоталитарных сект. В странах Европы в школах проводятся специальные уроки по профилактике участия в террористических формированиях, где рассказывают о действующих в стране опасных сектах. А у нас почему-то таких уроков нет. Почему — это вопрос не к нам, а к Министерству образования, к руководству нашей страны.
– Церковь готова принять участие в проведении таких уроков, если они появятся?
– Безусловно. Но пока, по крайней мере, в Новосибирской области, у нас вообще с большим трудом получается пробиваться в школы. Даже проводить уроки по основам Православной культуры весьма сложно. Нам нередко не дают возможности выступить перед родителями и рассказать им, что мы можем предложить, когда они выбирают образовательные модули. Поэтому мы лишены возможности вести работу по духовному просвещению подрастающего поколения. А делать это необходимо, чтобы подростки могли отличить правду ото лжи, чтобы у них сформировался иммунитет к тем безумным предложениям, с которыми к ним выходят секты и экстремистские организации. Как сказал Высокопреосвященнейший митрополит Новосибирский и Бердский Тихон на премьере нашей кинокартины: «Духовная безграмотность, бездумное увлечение новыми религиозными течениями играет на руку сектантам, которые делают людей безумными, чтобы контролировать их сознание. Чтобы противостоять этому явлению, нужно изучать нашу культуру, нашу историю, а не предавать их, не предавать нашу страну. Свобода заключается не в том, чтобы умереть, а в том, чтобы жить, и жизнь эта должна быть процветающей. Добро, любовь и правда должны восторжествовать в нашем народе».
Если человек вырастет с пустотой в душе, то ее заполним не мы, а злодеи. И если мы не начнем с ними бороться еще на уровне школы, то проблемы в обществе будут только усугубляться и множиться.