[28.06.2016] «Это наглость, которую можно сопоставить с отрицанием Холокоста»
Как сообщалось, некая организация, именующая себя «Европейский форум ЛГБТ-христианских групп», обратилась с открытым письмом к Критскому собранию.
Тем временем папа Римский Франциск в воскресенье, 26 июня, по возвращению из Еревана, заявил журналистам, что Римско-католическая церковь должна просить прощения у педерастов за прежнее отношение к ним.
«Как бы вы прокомментировали послание гей-активистов к Собору на Крите и интервью папы Франциска? Как верующим следует относиться к таким людям?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, посоветовал: «Пусть они лишний раз перечитают Ветхий Завет, историю Содома и Гоморры, каким тогда было «утешение» в виде огня и серы с неба представителям таких "сообществ".
С любовью и заботой можно принимать кающихся. Но как можно причащать практикующих содомию?
У кого какие наклонности, это надо разбираться на исповеди. Если грешник кается и хочет измениться, он перестает быть грешником и представителем "сообщества", - он становится представителем Церкви. Тогда наш долг по отношению к нему – христианская любовь и утешение. А кто не хочет каяться, а хочет оставаться в прежнем качестве, - ну извините, это с жизнью в Церкви никак не совместимо. Так что надо выбирать.
Христианин может согрешить, - но христианин не может рекламировать содомию, не может пытаться в нее втянуть других, и тем более объявлять это нормой, которую благословляет Библия. Это вранье, и не надо на этом вранье настаивать. Бог поругаем не бывает».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «спектр педагогических воздействий, в том числе и пастырских, очень широк. Он может и даже должен иногда включать в себя суровые наказания, чтобы человек мог осознать свое собственное состояние и приложить силы к его исправлению, если это состояние препятствует вхождению в Царство Небесное.
Церковь ведь не отсылает никого в ад, она просто констатирует. По крайней мере, православное анафематствование заключается в отлучении человека от церковного общения, как было с графом Львом Толстым. И каждому покаявшемуся предлагается вернуться, если он этого желает.
То же относится и к содомским деформациям человеческих отношений. Мы предупреждаем отлучением от Причастия и вообще исключением из православного сообщества, потому что наше сообщество состоит не только из лиц духовного звания, но включает в себя и семьи, в которых есть разновозрастные дети, молодежь. Поэтому общение этих людей с нашими детьми, да еще легализованное внутри храма, будет эквивалентно растлению, чего мы допустить не можем. Но если человек борется с грехом, причем очень серьезно, мы молимся о его исправлении, желаем ему этого всячески, ведь слово «покаяние» предполагает именно перемену в человеке.
Письмо это, конечно, не имеет никакой силы и свидетельствует о полном непонимании христианства и Церкви. Грех настолько серьезно исказил души этих людей и их мировоззрение, что они дерзают именовать себя христианским сообществом.
А на самом деле перед ними, как и перед любым из нас, выбор: либо Содом, который сгорает в огне собственных грехов и извращений, либо вышедший из Содома Лот, который к этому не причастен.
Поэтому мы за то, чтобы относиться к этому греху со всей суровостью, ограждая всю православную паству».
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Когда человек находится на дне греха, он имеет возможность оттуда выйти. Если гомосексуалист ищет этот выход, то он достоин внимания и заботы Церкви, потому что имеет желание прийти к свету. А если он живет во грехе и отступать от него не намерен, какой же тут путь ко спасению?
Ползучая гидра извращения пытается каким-то образом оправдаться, найти ширму для своих деяний и прибегает к манипулированию всякими словами.
Но если человек пришел каяться, Церковь должна встретить его со вниманием и заботой, с этим я согласен».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, полагает, что «мнений на этот счет может быть очень много, но важно, какое мнение имеет Господь Бог. А Он в Священном Писании сказал, что всякий человек – ложь. Человеку свойственно, прикрываясь Священным Писанием, пытаться оправдать свои самые губительные и античеловеческие поступки. Если бы он был способен самостоятельно, без чьей-либо помощи, жить согласно Истине, Христос не приходил бы на землю. А Он пришел, и призвал не к тому, чтобы оправдать и узаконить извращения, но раскаяться, изменить свою жизнь в соответствии с Его волей.
А о Его воле Священное Писание и Ветхого, и Нового завета говорит со всей определенностью: пока представители, как их теперь называют, "ЛГБТ-сообщества" не изменят свою жизнь, не раскаются, Царствия Божьего они не наследуют. А эти хотят узаконить похоть, назвать ее нормой, увлечь этим других людей – чтобы те тоже не наследовали Царствия Небесного.
Я слушал выступление понтифика (он произнес его на борту самолета присутствовавшим там журналистам). Но кого нам слушать: апостола, который призывает свою паству удаляться от извращенцев, или папу Римского, считающего, что он "никто" в вопросах обличения пороков? Если он никто, зачем нам его слушать? А если папа все-таки наследник апостолов (как он сам считает), пусть тогда не противопоставляет свое мнение мнению апостолов, сохраненном в Священном Писании.
Я убежден: никакой легализации этих групп в православии быть не может. Общины, где это принимается за норму, перестают быть православными и вообще христианскими. В христианстве грешники – кающиеся, а не вовлекающие в грехи других».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, сказал: «Все-таки претензии, которые "ЛГБТ-христиане" предъявляют к Православной Церкви, странны. В православии нет "пастырской дискриминации" таких людей и быть не может. И человека не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему чуждо - например, принимать монашество.
Однако нравственная позиция различения добра и зла, издревле существующая в православии, остается неизменной. А "ЛГБТ-сообщества" пропагандистские по своей сути, они занимаются легитимизацией таких отношений, стремятся узаконить их в обществе. И Церковь не должна идти в этом им навстречу, иначе и сама включится в пропаганду таких отношений.
Что касается высказывания понтифика - осуждать любого человека вообще грех. Необходимо отличать конкретного человека с какими-то его слабостями, греховными привычками, пороками, - от греха, который мы осуждать должны. Ничего нового понтифик не сказал: действительно, гомосексуальные наклонности – еще не грех. Но ЛГБТ-сообщества стремятся навязать свои отношения как норму - вплоть до создания "семей". Против этого Церковь, конечно, будет возражать».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, предостерег: «Любой грех - к смерти, а узнать, что есть грех, мы можем от Бога, Который определил для нас границы жизни и смерти. Не люди придумывали заповеди - их открыл нам Господь в своем Откровении о нашем спасении, и эта истина содержится в Священном Писании, открывается Духом Святым в Церкви - в том числе, через постановления Вселенских Соборов, церковное учение. Грехи (нарушение заповедей) разрушают любовь между Богом и человеком, между людьми.
По учению Иисуса Христа мы не вправе никого осуждать. Мы и не судим грешника, как бы ни был странен или велик его грех. Мы должны относиться друг к другу с любовью и со снисхождением. Судить Богу, а не человеку. Но мы знаем, что человек не войдет в Царство Небесное, если не раскается, не изменит своего сознания, если не назовет грех грехом и не попросит у Бога прощения.
Любому грешнику, в том числе страдающему грехом содомским, можно только пожелать спасения, покаяния, изменения жизни. Господь называет нас, грешников, не преступниками, но больными, и дает нам лекарство, чтобы мы выздоровели. Каждый человек при желании и с Божьей помощью действительно может измениться.
Мне неизвестны случаи, когда людей, совершивших какие-то грехи, отлучили бы Церкви. Обычно им дают возможность подумать и покаяться, и здесь действенным средством может стать ограничение в принятии Святых Таинств, но оно дается не навечно, а на определенный период. Так что мне не совсем понятны призывы этого сообщества. А то, пожалуй, и другие сообщества - например, любителей человечины - тоже решат, что остальным нужно снисходить к их пристрастиям, ведь им-то ничто так не мило, как человеческая плоть. Они хотят есть людей, или убивать людей, потому что чувствуют при этом блаженство.
Слава Богу, все это остается за гранью церковного восприятия, и границы Церкви не разрушаются. Поэтому я могу пожелать верующим людям видеть границы, которые были установлены сначала в раю, а теперь в Церкви Божьими заповедями и стараться, если они их пересекают, скорее возвращаться, а не призывать к тому, чтобы эти границы были изменены или совсем разрушены. Наоборот, сейчас такое время, что нужно учиться отчетливее видеть их. Иначе будет непонятно, где мы находимся, куда идем, что нас ждет. Бог зовет нас в Царство Небесное, но в той жизни есть еще и ад».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «Мы живем в очень странное время, когда искажаются, подменяются понятия. Сейчас трудно даже просто называть вещи своими именами - тебя могут обвинить в агрессии. Современный человек хочет жить расслабленной, бездеятельной жизнью. Заработал денежку - буду получать удовольствия. Но все сложнее. Деньги решают не все, и не все удовольствия допустимы и законны.
Никогда за всю историю человечества извращения не считались нормой. Мы знаем: бывают счастливые семьи, которые доживают до золотой, а то и до бриллиантовой свадьбы. Скажите, есть ли примеры такой счастливой, непрерывной супружеской жизни у тех, кто требует к себе такого же отношения? Было бы интересно провести исследование, выяснив продолжительность "брака" этих людей. Думаю, это лучше всего покажет, насколько прочны их отношения, и угодны ли они Богу.
Вся христианская история подчеркивает: эти отношения ненормальны, ничего хорошего в них нет. Но современный расслабленный человек не хочет делать над собой усилий. Более того, все современное искусство, СМИ провоцирует его на грех. А потом ему бывает очень трудно вырваться из этого сообщества, начать жить полноценной, нормальной жизнью. Так что это всего лишь проявление потрясающей безнравственности сего века.
Но часто люди обоего пола приходят в храм, каются, что когда-то совершали подобные поступки. Очень многие находят в себе силы измениться. И к таким людям нужно относиться с пастырской заботой. Господь хочет спасти всех, и мы должны помочь им покаяться, а не укорениться в своем грехе. Мы должны искать способы преодолевать зло, царящее в мире, а не идти у него на поводу».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что «если человек ищет Бога, пастырского окормления, будучи, например, преступником, или, скажем, гомосексуалистом, священник не может ему отказать. Но важно, раскаивается ли он? Знает ли, что совершил грех, желает ли от него избавиться? Если ответ на эти вопросы утвердительный, человеку действительно нужно помочь, а Бог уврачует. Если же представители так называемого "ЛГБТ-сообщества" ничего менять не желают, но хотят участвовать в таинствах Церкви, и просят, чтобы священники закрывали на это глаза, их просьба невыполнима – этот грех отлучает от Православной Церкви.
Все знают историю Содома и Гоморры. Господь уничтожил города, которые населяли люди, извратившие понятие об отношениях. Бог создал Адама и Еву и положил в основу всего семейные отношения. Адама и Еву – а не Адама и Аркадия или Адама и Евгения. А если человек по своей греховности нарушает тот естественный порядок, который установлен Богом, принять его в лоно Церкви можно только через покаяние, изменение греховной природы.
Потворствовать этим людям в их странных просьбах нельзя, невозможно и создать «Церковь для гомосексуалистов» (как того требуют некоторые из них). Это нарушает божественные и человеческие законы.
А папа Римский, думаю, говорил о другом: отказывать в пастырской помощи нельзя никому: ни бедному, ни больному, ни преступнику. Это так. И гомосексуалистам мы не имеем права в ней отказывать. Но чтобы участвовать в таинствах Церкви, эти люди должны желать изменить свой образ жизни, избавиться от греха».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, подчеркнул: «Заповеди Божьи - это и есть идеал жизни. Понятно, что он не всегда достижим, но "снижать планку" нельзя.
Есть представление о браке как о союзе двух людей разного пола. Более того, есть идеальное понятие о браке (это единственный брак). В православии человек, женатый вторым браком, называется многоженцем и не подлежит рукоположению в Священный сан.
А однополые связи и в Ветхом, и в Новом завете признаны ненормальными. Конечно, Церковь не отвергает гомосексуалистов, она помогает им преодолевать недуг. Никто не говорит, что таких людей нужно отторгать. Да, многие приходят в храм, исповедуются, причащаются и каются всякий раз, когда "срываются". Они стремятся к совершенствованию своей души, своей природы, а у Бога нет невозможного. Я знаю людей, которые потом вступили в нормальный брак, имеют детей и счастливы. Они признаются, что именно благодаря поддержке Церкви обрели это счастье. Один из них, отец трех детей, даже готовится к принятию священного сана. Он готов помогать преодолевать этот недуг и другим. Есть даже сайт помощи таким людям – "Преодоление Х".
Авторы письма именуют себя "православными ЛГБТ-чадами", и пишут, что Бог якобы благословляет "многообразный мир человеческой сексуальности". Это очень странно - такие вещи обычно говорят люди нецерковные. Для верующих, ищущих Бога людей, нет никаких преград. Церковь готова им помогать. Но эти хотят изменить Церковь "под себя", а это невозможно. В обществе часто меняются нравственные ориентиры, и что, каждый раз менять под это Церковь? Она сильна именно своей незыблемостью в нравственной сфере.
Конечно, таких людей нельзя бить, нельзя оскорблять, вообще нельзя обижать: "ненавидь грех, но люби грешника". Церковь готова протянуть им руку помощи, - но сама она ради них меняться не будет и не должна. А потом кто-нибудь скажет, что наркотики - это хорошо, или клептомания – что же, Церковь должна послушно благословить и то, и другое? Так что авторы письма предлагают неправильный путь.
А для верующего человека, повторюсь, и так все понятно. Я спрашивал приходящих в храм людей, страдающих от тех же искушений: "А вы хотели бы, чтобы Церковь по-другому к этому относилась?" Они отвечают: "Тогда бы мы не пришли в Церковь. Мы приходим сюда именно потому, что получаем помощь в преодолении своих недугов". Так что предложение "активистов ЛГБТ - сообщества" будет еще и подножкой для людей, которые приходят в Церковь, чтобы обрести счастье».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заявил: «Гомосексуализм - это грех, а к своему греху надо относиться с великим стыдом, а не требовать особого положения для него. Более того, этот грех всегда вынуждал прятаться, стыдиться, что и было до недавнего времени, - только в XX-XXI веке содомиты стали выставлять себя напоказ, то есть дошли до полного бесстыдства. И дело даже не в том, что в некоторых странах грозило за это уголовное наказание: содомитам действительно было просто стыдно, и это нормально. Потому что Бог создал мужчину и женщину, и нигде не говорится о том, что Бог благословил ненормальные человеческие связи. Единственное место, где в Священном Писании упоминается гомосексуализм, это где апостол Павел говорил, что мужеложники Царства Божьего не наследуют. Так что, ребята, стыдитесь!
У меня регулярно исповедуются несколько гомосексуалистов. Один действительно стыдится, переживает это как личную трагедию. Причем он не "практикует", но ему снятся такие сны, и потому он очень переживает. И я каждый раз говорю ему, какие покаянные молитвы читать после подобных сновидений. Он нормальный человек, у него семья, четверо детей. Так что к нему я отношусь как к человеку, с которым случилось несчастье и который достойно с этим несчастьем борется.
А был еще один юноша, приходил несколько раз, а последний раз и вовсе с дружком. И я сказал, что вдвоем грех не одолеть - бегите друг от друга как источники соблазна.
Бывает беда с близким человеком, и не надо выставлять его на позор. Но если этот гомосексуалист требует, чтобы его «право» признали наравне с правом семьи, то нам остается только сказать ему: "Негодяй, пошел вон из церкви! Здесь нет "права на грех", здесь есть только кающиеся во грехах своих. У нас семья пользуется уважением, а вы не семья!" Нелепо, когда люди, которые живут вместе ради греха, требуют к себе уважительного отношения.
Распространение этой заразы имеет свои социальные корни. Среди людей, занятых тяжелым физическим трудом, например, среди шахтеров, нет гомосексуалистов. Когда ты на себе таскаешь пуды угля, твоему сознанию не до всяких бешеных выходок. А среди богемы, пожалуйста: мало им обыкновенных человеческих чувств, чтобы получить вдохновение, желают новенькое испробовать. Только мы не животные, не самец и самка, стоящие на двух ногах, мы - образ и подобие Божье. Печально, что приходится об этом говорить, но гомосексуалисты теряют совесть и стыд.
Так что если человек стесняется, старается не привлекать внимание к своему греху, христианская община не будет на него показывать пальцем. Но если он этим гордится и старается еще вовлечь других в безобразие, а то и вообще считает себя "высшим сортом", то надо бы напомнить, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать. Спаси Господи».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Это связано в первую очередь с позицией этих людей. Какую человек ведет жизнь - это его ответственность, которую он несет перед Богом, другими людьми, перед самим собой. Но позиция гомосексуалистов в том, что они хотят именно агрессивным, жестким способом навязать свой образ жизни, убедить в его правильности, нормальности и доступности основному сообществу людей. То есть их главная цель – легализация, которой они добиваются любыми путями. Это отвратительно, особенно в рамках Православной Церкви.
Конечно, заявление папы воспринимается именно как снисходительное отношение к извращенцам. Это определенный шаг навстречу легализации, и это абсолютно недопустимо для христианской Церкви, тем более православной. Нельзя пересматривать нормы Писания в угоду текущей ситуации. Церковь существует вне времени и не может подстраиваться под грехи современного мира. Она всегда должна следовать истине, которая две тысячи лет заповедована Господом.
Так что просто кощунственны разговоры о том, что "нетрадиционная ориентация" может быть снисходительно воспринята Церковью. В нормах Писания, начиная от Ветхого Завета, однозначно сказано, что извращенцы Царство Божьего не наследуют. Можно их по-разному называть – содомиты, гомосексуалисты, но с ними не может быть никакого общения в рамках Церкви. И само по себе обращение к иерархам Церквей - это наглость, которую можно сопоставить с отрицанием Холокоста, например. То есть то, что недопустимо для человека современного либерального мира, допустимо по отношению к Православной Церкви.
Так что Церковь должна четко и ясно свидетельствовать о своей позиции, и никакие уступки делать не может».