[21.04.2016] Ряженый
Протоиерей Александр Новопашин о саморазоблачении Александра Чернейкина, бывшего игумена Феодосия.
Как сообщалось, 19 апреля вышел в эфир выпуск передачи «Пусть говорят», где обсуждалась выходка бывшего игумена Феодосия (Чернейкина) (на фото), избившего человека.
«Как относиться к подобному явлению и как действовать в таких ситуациях?» - на эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный священник, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин:
Человеку, ставшему свидетелем подобной сцены (видеозапись избиения Чернейкиным жителя Новосибирска), надо быть крайне осторожным, постараться избежать быстрых и резких суждений. В данное время Чернейкин не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви. Он лишен сана за нарушение церковной дисциплины, финансовые нарушения, стремление к участию в политической жизни и призывы к церковному расколу. В 2012 году этот персонаж был запрещен в священнослужении, а затем Священный Синод лишил его сана по итогам церковного суда Новосибирской епархии.
Чернейкин продолжает носить священническую одежду, хотя не имеет на это морального права. Причин несколько. Он желает решать свои финансовые проблемы, ведь у него в Новосибирске есть сеть торговых точек. И когда он приходил в районные администрации в рясе, то имел больше возможностей договориться о решении своих личных коммерческих проблем. В свою очередь Новосибирская митрополия неоднократно направляла во все районные администрации письма с информацией о том, что данный персонаж является простым светским гражданином, ибо лишен сана, и с ним надо быть крайне осторожным. У Чернейкина были связи с Армянской церковью, где он также не задержался. А теперь он объявил себя каким-то странным благочинным всея Сибири и членом непонятной автономной церкви.
Человек, не имеющий священного сана, но носящий облачения, везде воспринимается как мошенник. В телепередаче «Пусть говорят» его правильно назвали ряженым. Вел он себя безобразно. В какой-то момент мне даже стало его жалко, потому что налицо безумие. Но беда в том, его провокационные и безумные действия провоцируют в обществе негативное отношение к Церкви. Он дико кричал, бегал и грубил людям, потому что очевидно не ожидал, что его разоблачат. Возможно он полагал, что его будут воспринимать как мученика, но его вывели на свет, рассказав, что он не имеет сана, а лишь прикрывается священным облачением. В этот момент отношение общества обернулось не в его пользу.
Когда появились в интернете видеокадры, где персонаж в священнической одежде избивает человека, то в СМИ и в интернете появилось немало негативных откликов в адрес Церкви: зажравшиеся попы и т.д. Мгновенно последовала информация о том, что он не является священником, но эти сообщения игнорировались. В прошедшей передаче во всеуслышание было заявлено, что он лишен священного сана и назывались некоторые пункты причин его извержения. По крайней мере, надеюсь, общество поняло, что Чернейкин не является священнослужителем. Поэтому все претензии к Церкви будут сняты.
Личная ответственность Чернейкина перед Богом за все содеянное страшна и велика. Не один миллион людей в России, в ближнем или дальнем зарубежье, посмотрев это видео драки, соблазнился. И за все эти соблазны и смущения, отвернувшие людей от Церкви, придется отвечать перед Богом. Это страшный ответ. Александр Чернейкин, бывший игумен Феодосий, не осознает своей ответственности, поскольку создал в своих глазах собственный имидж "исповедника" и тем себя оправдывает. Все поведение к телестудии говорит о том, что он не воспринимает критические замечания, ответственность за свои деяния, не воспринимает информацию, приходящую извне, выдавая собственную наружу. О чем это говорит? Повторюсь, надо быть крайне осторожным в оценке любых фотографий, материалов, информационных всплесков в отношении Церкви или священнослужителей. Это может быть откровеннейшая провокация, клевета на Церковь или раздутый мыльный пузырь для раскачки в обществе недовольства священством Русской Православной Церкви. Ведь священническую одежду могут надеть и мошенники, которые никогда не имели сана и не носили духовного одеяния.
У меня было несколько случаев, когда я как благочинный задерживал в Новосибирске вот таких мошенников в рясах. Можно задать ряд определенных вопросов, на которые не священник или человек, далекий от Церкви, никогда не ответит. Приходилось привлекать и полицию, говоря, что такой-то человек ходит и собирает деньги якобы на молитвы у Гроба Господня или якобы ездит по святым местам.
Что касается предложении ввести законопроект о запрете ношения священнического облачения лицами, не имеющими священного сана, то у меня вопрос - как он будет работать? В России расплодилось множество тоталитарных сект. Завтра эти сектанты легко могут объявить, что и у них есть своя одежда, подобная священническому облачению. А если какая-нибудь структура объявит себя автономной, автокефальной церковью, свободной от РПЦ, зарегистрируется, примет в свой устав ношение одежды, похожую на наше священническое облачение, то тогда как запрещать? Как государство будет определять, имеет ли человек право носить облачение или не имеет? Не знаю, как урегулировать этот процесс и как закон будет действовать. Было бы прекрасно, если бы силовики умели отделять зерна от плевел. Но я не понимаю, как эту задумку осуществить на деле. А у Церкви нет никаких силовых структур, которые могли бы задерживать мошенников или бывших священников, незаконно носящих священные одежды. Это не задача Церкви, чем и пользуются проходимцы.
Я посмотрел передачу «Пусть говорят» с целью сформировать собственное мнение. Чернейкин полностью распаковался, показав, что он из себя представляет. Я не знаю, стоит ли называть его поведение одержимостью. Но Малахов сказал нанести надписи на экране - «ряженый» и «одержимый». Думаю, это реальное восприятие данного персонажа большинством граждан, посмотревших передачу.
Конечно, задачей Андрея Малахова, было разоблачить мошенника, посколькумножество людей впали в соблазн. Многие писали в интернете о том, какие безобразия творят православные священники. Единственная и важная польза передачи: большинство людей поняли, что Чернейкин – никто. Он ярко продемонстрировал свое духовное и внутреннее состояние, но только для тех, кто смотрел передачу до конца. Но горько, если кто-то выключил телевизор раньше времени с твердым убеждением, что Чернейкин – священник. Еще раз повторю, данный персонаж не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви.
Русская народная линия