[15.04.2016] Профессор Александр Дворкин — о том, как государство может обезопасить граждан от сектантской вербовки

В последние два года в нашей стране активность разного рода сект значительно возросла. Произошло это на фоне кризиса, который естественным образом привел к увеличению числа людей, находящихся в состоянии стресса. Стресс повышает внушаемость, поэтому на сознание человека, который переживает стресс, воздействовать гораздо легче. Такие люди в наибольшей степени подвержены сектантскому влиянию.

Тоталитарные секты бывают религиозными и нерелигиозными. Большой разницы между ними нет. Одни используют религиозную приманку, а другие обещают какой-нибудь личностный рост, повышение внутреннего потенциала, или всестороннее решение жизненных проблем, или излечение от всех болезней, или громадные заработки при минимуме усилий и так далее. То есть одни обещают посмертную нирвану, а другие — счастье, здоровье и богатство прямо сейчас. Но в принципе их методы одни и те же — обман при вербовке, манипуляция сознанием своих адептов, регламентация всех аспектов жизни членов секты, их эксплуатация и абсолютизация лидеров и самой организации.

Все это дает возможность организатору любой секты добиться главной цели — власти и денег для себя и своего ближайшего окружения.

Некоторые зарубежные секты сотрудничают со спецслужбами, то есть занимаются непосредственно разведдеятельностью. Таких немного: в первую очередь специалисты говорят о связях с ЦРУ сайентологов и мормонов, возможно, еще кое-кого. Большинство же сект напрямую со спецслужбами не сотрудничают.

Но тем не менее все секты являются важным фактором международной политики.

Поддержка сектантства — это способ разделения страны на враждующие фракции, способ наращивания напряженности, способ обретения рычагов влияния и внешнеполитического давления. Простой пример: в какой-то стране принимается законодательство, запрещающее те или иные секты. Госдеп США тут же вмешивается и начинает требовать соблюдения религиозной свободы так, как она понимается в Америке. А в Америке считают, что международная религиозная свобода — это важнейший фактор внутренней безопасности Соединенных Штатов, о чем и заявил напрямую президент Обама менее двух лет назад.

Поэтому чтобы обезопасить свою внутриполитическую ситуацию, государство должно в первую очередь заботиться о том, чтобы обезопасить собственных граждан от сектантской вербовки, то есть от вербовки в те организации, в которых грубо нарушаются их права, а также защищать права тех, кого уже успели затащить в секты.

Для этого необходим целый комплекс мер. С одной стороны, следует тщательнее исследовать саму проблему сектантства, собирать информацию, проводить расследования для того, чтобы вести соответствующую статистику, которой на сегодняшний день у нас нет.

Необходимо, как это происходило и во Франции, и в Германии, и в Бельгии, создать расследовательскую комиссию при Думе или при Совете Федерации, которая действительно глубоко и серьезно изучила бы этот вопрос.

Государство должно определить понятие традиционной религии. Это понятие упомянуто в преамбуле закона о свободе совести, но в теле самого закона никак не конкретизировано. Следует ввести систему конкордата — сотрудничества с традиционными религиями, которые играют позитивную роль в стране и которые оказали решающее влияние на формирование идентичности населяющих Россию народов.

Все это следует сделать, чтобы можно было принять работающий противосектантский закон, что далеко не так просто.

Наскоком решить такой вопрос не удастся.

Помимо законотворческой деятельности нужно давать больше информации о самих сектах. Пока этим занимаются только общественные организации. Государство от такой деятельности воздерживается, и это большое упущение. Хорошо бы иметь государственные программы информирования и вместе с тем способствовать введению преподавания основ традиционных религий в школах, как это происходит в подавляющем большинстве европейских стран. Если люди с детства получат некую сумму знаний о традиционной религии, то обмануть всевозможным сектам их будет гораздо сложнее.

И в завершение хочу подчеркнуть, что борьба с сектантством никоим образом не является нарушением религиозных свобод.

Наоборот.

Никто не запрещает гражданину верить в то, что он хочет. Но в том-то и дело, что секты нарушают права человека, в частности, право человека на свободный выбор. Потому что, напомним, один из признаков всякой секты — обман при вербовке. Для начала человека приглашают совсем не в ту организацию, в которую он попадает.

Приглашают на бесплатные курсы английского языка, на какие-нибудь тренинги личностного роста, повышение внутреннего потенциала, к какому-нибудь удивительному доктору поправить свое здоровье, на какие-нибудь курсы восточных единоборств, на какое-нибудь собрание для изучения восточного танца, лекторий по древнему философскому наследию, кружок по изучению Библии, веселую молодежную тусовку, клуб традиционных славянских ремесел, курсы по естественным домашним родам и т.п. Есть много разных вариантов, но на самом деле за каждым из них может скрываться секта.

Само по себе это уже является нарушением свободы выбора.

Кроме того, нарушаются права человека и внутри самой организации. Попавшего в секту эксплуатируют физически, его эксплуатируют финансово, его эксплуатируют эмоционально, его эксплуатируют сексуально и так далее. И люди, которые выходят из секты, вполне отдают себе отчет в том, что их использовали и потом в конце концов выкинули. К свободе совести это не имеет никакого отношения.

Мы говорим о защите прав людей, которые нарушаются в подобных организациях.

И в этом смысле ни для кого не должно быть исключения. Если нарушаются права человека в традиционной религиозной организации, виновные в этом тоже должны нести ответственность. Так оно и бывало, и мы знаем про такие случаи.

Но если в случае с традиционными религиями это исключение, которое всячески искореняется, то в случае с сектами — это норма. Соответственно возникает вопрос о целесообразности привилегированного существования организаций, систематически и целенаправленно нарушающих права человека. В этом и есть весь смысл противостояния сектантству.

Автор — президент Информационно-консультационного центра Св. Иринея Лионского и Российской ассоциации центров изучения религий и сект.

Iriney.ru