[08.04.2016] Пляски бесов в тоталитарных сектах

Тоталитарные религиозные объединения активно используют нарастающую нестабильность в обществе для вербовки новых адептов. Так было в 90-е, когда народ массово зазывали на «духовные» лекции, а в переполненных залах новоявленные проповедники вещали о вере. Сейчас горожане не столь доверчивы, как 20 лет назад. И деструктивные (разрушающие сознание) организации придумывают все более утонченные приманки.

Сегодня в Челябинске редко встречаются объявления, приглашающие на молитвенные собрания. Зато на каждом шагу соблазнительные предложения чудесным способом восстановить здоровье, укрепить семью, добиться карьерного роста и материального процветания. Как правило, тренинги и семинары подобного рода вполне доступны по цене, а иногда проводятся бесплатно. Как отличить светское мероприятие от деструктивного сборища? Кто рискует оказаться в сетях тоталитарного культа? Почему молодые правдолюбцы, находящиеся в духовном поиске, попадают в секты? Что сигнализирует о зависимости от чужой воли? Об этом наш разговор с руководителем миссионерского отдела Челябинской епархии Константином Путником.

Пляски бесов

- Константин Владимирович, в Челябинске на протяжении последних лет активно ведется работа по противодействию деструктивным культам. Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию в городе?

- Сейчас мы отмечаем некоторую приостановку роста численности деструктивных культов. Но лидеры этих организаций продолжают работу по привлечению новых адептов, прежде всего за счет внутренних ресурсов. Подрастают дети сектантов, которые пополняют тоталитарные религиозные объединения. Речь идет о подростках и молодежи, рожденных в конце 80-х, в 90-е годы. Кроме того, руководители деструктивных культов вынуждены применять современные, более изощренные методы вербовки.

- Какие нетрадиционные религиозные организации занимают лидирующее положение в городе? Свидетели Иеговы?

- Не только. Таких организаций много. Можно назвать пятидесятников - Церковь «Новая жизнь», например. «Новая жизнь» - вероятно, первая из пятидесятнических религиозных организаций, которые появились в Челябинске еще в 1990-е годы, в смутные времена вседозволенности. Именно тогда на площади Павших революционеров появился их молитвенный дом.

По вероучению пятидесятников, на богослужениях происходит схождение Святого Духа. Это сопровождается различного рода психическими феноменами, эмоциональными аффектами, глоссолалией (говорением на иных языках). Во время молений пастор смело и безответственно использует различные психотехники. Люди впадают в состояние транса, начинают размахивать руками, трясут головой, впадают в обморочное состояние и так далее. Мне приходилось присутствовать на подобных богослужениях. Страшное зрелище! Пляска бесов. Это происходит не только в «Новой жизни», но и в других пятидесятнических культах: «Слово жизни», «Краеугольный камень», «Новое поколение» и прочих. Названий много – суть одна.

В плену иллюзий

- Что побуждает людей уходить в секты?

- Один из мотивов - стремление переложить ответственность за свой нравственный или жизненный выбор на кого-то другого. Таким людям проще отказаться от свободы и подчиниться чужой воле. Поэтому они ищут гуру, пастыря, поводыря. Почитайте роман Достоевского «Братья Карамазовы». Там, в «Легенде о Великом Инквизиторе» Федор Михайлович, гениальный психолог и провидец, именно об этом говорит. Еще одна причина - одиночество. Когда человек приходит в культ, он встречает не просто единомышленников, а практически находит семью. Его окружают любовью, вниманием, заботой, дают понять, что он очень важен для этой религиозной группы. Наконец, в деструктивный культ приходят люди духовно ищущие, стремящиеся найти ответы о Боге, о смысле жизни и на другие экзистенциальные вопросы.

- Но разве плохо, когда человек, например, находит лекарство от одиночества или получает ответы на свои вопросы?

- Дело в цене. Опасность, во-первых, в том, что в деструктивных культах чрезвычайно высока угроза духовному здоровью. С точки зрения православной церкви, любой деструктивный культ – это лжерелигия, уводящая от истины. То же пятидесятничество имеет к христианству весьма опосредованное отношение.

Во-вторых, в таких организациях происходит постоянная нездоровая стимуляция психики. Человека погружают в практики, которые оказывают разрушительное воздействие на сознание, вызывают привыкание и сильную зависимость, близкую к наркотической. Спустя короткое время человек становится готовым пойти на все, чтобы снова и снова пережить это состояние. Вырваться из такого культа очень трудно. Вероятно, именно поэтому пятидесятники используют такие психотехники в своих центрах реабилитации наркозависимых. В каких-то случаях они срабатывают, но исцеления не происходит: человек остается зависимым – не от наркотика, а от культа. Эта зависимость – тотальная и пожизненная.

Духовное опьянение, возникающее во время пятидесятнических богослужений, сродни наркотическому. Человек перестает владеть своим телом, разумом, буквально теряет себя и полностью подчиняется лидерам культа.

Буревестники «оранжевой революции»

- Константин Владимирович, на днях в «Вечерку» обратились читатели, обеспокоенные тем, что некая религиозная организация отправляет молодых ребят в учебный центр на Украину. Зачем «повышать квалификацию» в воюющем государстве?

- Дело в том, что пятидесятнические культы очень амбициозны, они стремятся к власти и прямо об этом заявляют. Представители этих движений стараются стать частью политической элиты и так или иначе переформатировать государство в соответствии со своими вероучительными принципами. Известно, что пятидесятники широко участвовали в событиях на Украине, сыграли не последнюю роль на киевском Майдане. Неопятидесятнические организации, в частности последователи секты «Посольство Божье» во главе со скандально известным проповедником Сандеем Аделаджей стали одним из оплотов «оранжевой революции» и во многом приложили руку к смене власти на Украине. Сандей Аделаджа был связан с руководителями политико-религиозных объединений неопятидесятников в разных странах мира, например с пастором церкви «Новое поколение» в Прибалтике Алексеем Ледяевым. То, что сейчас происходит на Украине, - во многом пятидесятнический политический проект. Свой опыт украинские неопятидесятники хотят любыми путями распространить в России. Я думаю, они создают учебные центры, чтобы готовить кадры для «цветной революции» на нашей земле. Для того и заманивают новых адептов на Украину.

- А вам известны случаи вербовки южноуральцев?

- Я знаю о таких фактах. К нам систематически наезжают «гости» с Украины. Это не тайна. Они широко не афишируют себя, но особо и не скрываются. Важно знать о подоплеке подобных приездов.

- Последних визитеров можете назвать?

- Например, такой персонаж: Сергей Журавлев в начале года поездил по области. Он представляется архиепископом Украинской реформаторской церкви, православным священником, ходит в рясе, с крестом. На самом деле он теснейшим образом связан с неопятидестяниками. Полагаю, он тоже выполняет роль пропагандиста, вербовщика.

В зоне риска – креативная молодежь

- Кто, на ваш взгляд, чаще попадает в сети деструктивных культов?

- В неопятидесятнических организациях мало пожилых людей. Ведь любая секта заинтересована в увеличении материального благосостояния, привлечении денег для своей элиты. Поэтому культы ориентированы прежде всего на молодежь, причем творческую, креативную. Чаще всего это успешные предприниматели или дети из состоятельных семей.

- Какой возраст наиболее уязвимый?

- Подростки 15 - 18 лет. В этом возрасте любая неудача (плохая оценка, ссора с другом и так далее) представляется вселенской, ребенок остро реагирует на несправедливость, переживает одиночество, непонимание, пытается найти защиту, присоединившись к сильной группе. Маловероятно, что ровесник поведет подростка на собрание религиозной организации. Но не исключено, что найдется «добрый» старший товарищ. Поэтому родителям нужно интересоваться жизнью ребенка, знать, с кем он дружит, общается, в том числе в социальных сетях: деструктивные культы все активнее вербуют новых адептов через Интернет. И, конечно, семья должна предостеречь подростка от возможных духовных опасностей.

- Но духовную угрозу далеко не каждый взрослый может почувствовать…

- Когда родителям не безразлична духовная жизнь, они сразу поймут, что ребенок попал в беду. Если же человек абсолютно равнодушен к религии, вопросам веры, он действительно ничего не заметит. И, к сожалению, таких достаточно много. К нам нередко за помощью обращаются родители, чьи дети стали жертвами деструктивных культов. Например, девушка три года назад начала ходить на тренинг личностного роста, а сейчас возникли серьезные проблемы – развивается психическое заболевание. Родители в замешательстве, не знают, что делать. А где они были раньше? Мы всегда предупреждаем: если ваш ребенок или кто-то из близких увлекся духовными практиками, объявляйте тревогу. Пока не поздно, протяните ему руку, оттащите от края пропасти, предложите здоровую альтернативу. Идеальный вариант, когда семья воцерковлена или хотя бы лояльна к православной церкви. К сожалению, сейчас очень много «черных» мифов складывается вокруг православия. Идет целенаправленная деструктивная работа в отношении нашей церкви. Православие – это стержень, вокруг которого формировалось наша государственность и, не побоюсь этого слова, наша цивилизация. Чтобы сломать его, Западу никаких средств не жалко.

Тревожные «маячки»

- Как родители могут заподозрить, что подросток попал под влияние культа?

- Для начала следует прислушаться к его речи. Насторожить могут, например, появившиеся незнакомое интонирование, акцентуация, новые слова. Например, многим пятидесятникам свойственна особая манера говорить. Вообще, новояз в той или иной степени используют многие деструктивные культы. Нужно насторожиться, если молодой человек, который никогда не ходил в православный храм, не интересовался вопросами религии, неожиданно стал рассуждать на какие-то христианские темы. В доме может появиться новая литература. Обратите внимание, если ребенок приносит «богословские» книжки со странными иностранными наименованиями, диски.

Имейте в виду, что те же пятидесятники используют для вербовки разные площадки. Это могут быть танцевальные и спортивные клубы, курсы иностранных языков, реабилитационные центры, благотворительные фонды. Юноши и девушки могут прийти туда в качестве волонтеров с добрыми намерениями, желанием помогать нуждающимся и попасть на крючок деструктивного культа.

- Как отличить светскую организацию от религиозного культа?

- В светской организации, как правило, не говорят о боге, не приглашают на духовные или психоделические тренинги и посиделки, не навязывают дружбу, не предлагают литературу, аудио- и видеопродукцию духовного содержания.

Кроме этого, многим деструктивным культам свойственная анонимность. «Мы христиане» - так обычно говорят новичкам. Агитаторы начинают заманивать в свою общину ненавязчиво. Пытаются расположить человека, поговорить по душам, разузнать о какой-то личной проблеме, на которую потом можно надавить. Например, девушка сильно переживает, что ее бросил любимый человек. Это уже зацепка. В культе ее поддержат, пригласят на собрание, пообещают: «Ты найдешь себе парня. Господь тебе поможет». И, кстати, девушка, скорее всего, встретит там молодого человека, который и станет роковым магнитом, замкнувшим ее жизнь в рамки деструктивного культа.

Нужно сказать, что православная церковь также занимается социальными, благотворительными и другими проектами, но работающие там люди никогда не скрывают свою конфессиональную принадлежность.

Критерий духовной безопасности

- Константин Владимирович, недавно миссионерский отдел выразил обеспокоенность работой учебного центра «Годограф» в Челябинске, в котором ведется подготовка школьников к ОГЭ и ЕГЭ и при этом пропагандируется учение кришнаитов.

- «Годограф» – это федеральная сеть учебных центров. Они работают и в других городах, в том числе Челябинской области. Но в нашем обращении мы говорили о конкретном учебном центре в Тракторозаводском районе Челябинска. Площадка этого центра используется для пропаганды кришнаитского культа: там читались лекции по ведической философии, раздавались приглашения на такие лекции, ничего не подозревающих людей угощали идоложертвенной пищей… Все это мы можем документально подтвердить.

- Какая сейчас ситуация в этом центре?

- Насколько я знаю, практически ничего не изменилось. Организация продолжает существовать. С московским руководством этих учебных центров у нас состоялся в целом доброжелательный разговор. Нам пообещали разобраться с ситуацией в Челябинске. Как быстро это произойдет, сказать не могу. Но, во всяком случае, функционеры местного филиала «Годографа» не стали скрывать своей принадлежности к кришнаизму.

- Как вы узнали об этом центре?

- Нам сообщили челябинцы, которые обращались в центр за образовательными услугами… Вы знаете, горожане вообще стали осведомленнее, многие обращаются к специалистам, если возникает настороженность, пытаются найти ответы на свои сомнения. И это замечательно. Предельная осторожность – надежный фактор духовной безопасности.

- Куда можно обратиться, если возникли сомнения?

- Можно обращаться к нам, в миссионерский отдел Челябинской епархии. У нас есть своя группа в социальной сети «ВКонтакте». Можно приехать в епархию. Наш адрес: ул. Кыштымская, 34, кабинет 4 (миссионерский отдел). Мы ведем прием ежедневно с 10 до 15 часов. Но лучше предварительно позвонить по телефону: 8-951-775-27-76. Консультируем мы бесплатно.

Если возникли вопросы по поводу деятельности религиозной организации, желательно принести документы к нам на экспертизу. Это могут быть листовки, журналы, брошюры, вербовочные письма и тому подобное.

Наталья Фирсанова
Iriney.ru