[02.03.2015] Чудес не бывает? Психолог - о деструктивных сектах, действующих на Кубани
Ученые указывают на взаимосвязь между восприимчивостью ко всему мистическому и ухудшением качества жизни. Или это признак незрелости общества? К разговору о вере и суевериях «АиФ-Юг» пригласил Алексея Корецкого, кандидата философских наук, психолога.
В этом году на фоне тревожных сообщений о курсе рубля и состоянии отечественной экономики страна как никогда широко отметила Масленицу - древний славянский праздник, пришедший к нам еще из языческой культуры. Почему в россиянах до сих пор так сильна историческая память предков, подчинявшихся суевевриям и вере в сверхъестественное?
Отвлекающий маневр
«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Алексей Владимирович, почему в ХХI веке многие из нас верят, что если черная кошка дорогу перебежит, удачи не будет?
Алексей Корецкий: А если пройдешь в «чертовы ворота», то есть между столбами, - заболеешь или умрешь. Интересных и нелепых примет и поверий на Кубани великое множество. Родились они от внутренних страхов и психологических предрассудков наших предков. Рационального смысла нет никакого. Но некоторые столбы обходят стороной, а увидев кошку, плюют через левое плечо. Со стороны смешно. Но таким способом человек дает себе установку, что все будет хорошо, это его способ психокоррекции, и ничего плохого в этом нет.
- Но почему эта тема (барабашки, круги на полях, экстрасенсы, прорицатели) занимает столь существенное место в нашей жизни? В газетах объявления об услугах гадалок, на телевидении битвы экстрасенсов, специальные «мистические» телеканалы появились.
- Если отслеживать тенденцию, такие явления характерны для смутных времен.
К примеру, на рубеже ХIХ - ХХ веков в России отмечался бум увлеченности спиритизмом. В конце минувшего века вся страна сидела у телевизоров, заряжая воду «целебной» энергией и внемля «чудодейственным» пассажам Чумака и Кашпировского. Государство сотрясали катаклизмы и перевороты, коммунизм рушился, старые ценности стирались в прах. Страна перекраивалась, государственная собственность разворовывалась и растаскивалась. Мистика же туманила мозги и отвлекала. Она была востребована как отвлекающий маневр. Сегодня мы переживаем времена, возможно, не менее драматические. Санкции, события на Украине, кризис. Потребителей эзотерической культуры и практик хватает. Но вряд ли их стало больше, чем, к примеру, пять лет назад. Повального ухода в иную реальность нет и вряд ли будет. Все-таки пережитое в 80-х и 90-х стало для нас хорошим уроком. Народ обжегся на шарлатанах. И если сравнивать эпохи, сегодня авторитет государственной власти несоизмеримо выше. Но мы упускаем из внимания, что для смутных времен характерна и активизация псевдорелигиозных деструктивных течений. Попросту - сект. А вот это уже может стать настоящей проблемой.
Мильон терзаний
- В нашей стране, как известно, свобода вероисповедания. Как отличить зерна от плевел?
- В этом-то и загвоздка! Религия всегда имела для человека огромное значение. В советские времена православная церковь, вероисповедание в широком смысле, были объявлены вне государства. Веками утверждавшиеся мировоззренческие ценности подменялись новыми. Когда СССР не стало, начался обратный процесс. Люди стали массово возвращаться в храмы. Ситуацией не преминули воспользоваться всевозможные проходимцы и наши геополитические противники. Не секрет, что большинство сект имеет западное происхождение и многие из них активно сотрудничают с ЦРУ.
Человеку, в особенности оказавшемуся в сложной житейской ситуации, свойственно искать отдушину, успокоение. И религия - это тот самый инструментарий, который реально помогает. Особенность фундаментальных религиозных практик в том, что слагались они тысячелетиями и обращены на воспитание души. И хорошо, если человек придет со своими терзаниями и проблемами в традиционную церковь. А если нет?
Доминанта «молодых» течений и учений, появившихся во второй половине ХХ - начале XXI века, -обогащение, и это в лучшем случае! На Кубани популярность набрали псевдорелигиозные течения, якобы возрождающие по-настоящему родную нам языческую культуру. Говорить о проказах банника и анчутки - забавно и увлекательно. Изучать иерархию богов древности - познавательно. Уважать язычество можно как часть религиозного прошлого. Но когда из случайного набора сомнительных фактов готовится некий фарш и выдается за правду - это уже опасно. Еще недавно адепты таких течений просто собирались в лесу, молились силам природы: ветру, воде, земле. А сейчас уже доходит до жертвоприношений. Режут несчастных куриц, поливают кровью камни. С древними верованиями и обычаями это не имеет ничего общего. И потом… Это сегодня для обряда понадобилась кровь курицы, а завтра? Наш бич в том, что мы позволяем этим сектам плодиться. Особенно сегодня, когда государство занято решением более важных проблем. Граждане предоставлены сами себе. И их охотно «подхватывают».
- Поясните, на чем можно сыграть, чтобы современный человек в здравом рассудке позволил себя увлечь?
- Основная ставка делается на растерянных и обиженных людей. В кризис многие теряют работу, жилье, статус. Человек ощущает себя лишним, никому не нужным, он подсознательно ищет успокоения и утешения. И рядом моментально оказываются добрые люди, которые говорят ему, что есть некий «общий дом». Ему оказывают всяческое внимание, содействие в решение каких-то бытовых проблем. Убеждают в том, что он самый лучший, перспективный, удачливый, но нужна небольшая корректировка… При этом тщательно изучается его биография, уровень образования, имущественная состоятельность. Принимается решение о том, с помощью каких психологических инструментов с ним работать, чтобы извлечь для «улья» наибольшую выгоду. Из богатых вытягивают деньги, квартиры. Неимущие выполняют физическую работу. Совсем нередко взамен мифических «духовных ценностей» человек теряет вообще все, включая родных и смысл жизни. Наступает катастрофа.
Где искать защиту?
- Но, несмотря ни на что, если говорить о деньгах. Ведь и в православном храме, если ты хочешь свечку поставить, купи. Свои прейскуранты имеют все обряды - от крещения до отпевания.
- В этом усматривается конфликт обоюдного недопонимания. Людей раздражают шикарные машины и особняки священнослужителей, шик и богатство. Но ведь батюшки не ангелы бестелесные. Они люди с такими же, как у нас, житейскими потребностями. У них тоже есть семьи, им тоже надо обеспечивать своих детей. А за счет чего? Отсюда ценники. Это не совсем правильно, потому что многие люди бедны, а священник обязан помогать человеку, поддерживать и поощрять, чтобы вера его не угасла. И знаете, очень многие батюшки денег с прихожан не берут.
Церковь не бездействует! Батюшки идут в народ, телевизионные проповеди стали обыденностью. Просто они не применяют в своей практике манипулятивные техники. А мошенники и проходимцы в этих умениях преуспели.
- В сегодняшних условиях кто должен противостоять деструктивным сектам?
- Нужна воля законодателей. Элементы мошенничества, тоталитаризма, экстремизма сложнодоказуемы. Изредка по отдельным фактам появляются какие-то предупреждения прокуратуры, рекомендательные письма, решения о приостановке деятельности. Ну какая-то одна секта, быть может, и закрывается, а взамен появляются десять новых, как щупальца у спрута! Они коммуфлируются под общественные организации, а зарегистрировать какой-нибудь союз, товарищество, общество можно без труда.
К законам, регулирующим вопросы вероисповедания и общественных организаций, требуются поправки! Но наши законодатели, увы, предпочитают принимать законы, регламентирующие ношение кружевных трусиков. А вообще, я считаю, главной религией для народа должны быть труд, дисциплина и занятость. Чтобы люди не отвлекались на всякие глупости, они не должны иметь для этого времени и желания. Нам нужно возвращаться к модели, которая существовала в советские времена. При всех минусах она давала уверенность в завтрашнем дне и главенстве закона.