[22.01.2016] Украинские автокефалисты создают свой пантеон?
15 января на «Русской народной линии» был опубликован материал Николая Кузнецова «От ровенского Леонтия к протодиакону А.Кураеву», посвященный движению леонтиевцев - объединению почитателей «старца» Леонтия Грицана (1899-1974), распространенному на Западной Украине и имеющему все признаки секты.
Тон статьи был взвешен, аргументы убедительны, документальная канва подтверждалась источниками, а затронутая тема представлялась важной, почему редакцией, после краткой переписки с автором (человеком не только церковным, как выяснилось, но и хорошо осведомленным в проблеме), и было принято решение о публикации.
Материал вызвал интерес читателей, попал в раздел самых читаемых статей, хоть и не вызвал полемики на форуме РНЛ (что как раз свидетельствует о единодушии нашей аудитории по затронутой теме). А через день после публикации на редакционный адрес пришло письмо некой Ирины, возмущенной этим материалом.
Она, в частности, пишет: «Очень неприятно читать грубые, неправдивые высказывания и утверждения этого автора по поводу человека, который упокоился в 1974 году, похоронен Русской Православной Церковью, претерпевший от советской власти еще при жизни заключения в лагеря за веру в Бога и проповедь о Нем, о человеке, за которого и теперь молятся и служат панихиды. О старце Леонтие.
Николай Кузнецов, видимо, имея личную неприязнь к Денису Таргонскому, решил по нему проехаться не лестными словами, а скорее грубыми, что напоминает уличный разговор. Очень неприятно читать данную статью, хотя я и не знакома с Денисом Таргонским и не слышала его радиоэфира. Автор статьи Николай Кузнецов, у которого на вашем сайте всего одна статья и та более подходит для бульварной желтой прессы, почему-то решил приплести к Д.Таргонскому еще и сплетни из анонимных брошюр, выпускаемых неизвестно кем в принципе на Украине (у нас говорит нас такое: "какая-то бабка говорила"). Журналист, который использует непроверенные факты и утверждающий, что существует секта Леонтиевцев - лжет. Такой секты нет в принципе, о чем вы можете узнать в Свято-Тихоновском Институте Москвы, на кафедре сектоведения. Возможно товарищ Кузнецов неверующий, раз не боится клеветать на умершего человека, тогда не позволяйте ему загрязнять ложью Ваш сайт, высветляющий серьезные вопросы».
Разумеется, никакой уличной грубости в обсуждаемом материале нет, в чем может убедиться любой непредвзятый читатель. Если Н.Кузнецов и допустил невольную погрешность, пересказывая с чужих слов события пятнадцатилетней давности и ошибившись в деталях проведения богословский комиссии Украинской Православной Церкви 2001 года, на которой рассматривалась деятельность странствующего проповедника Леонтия и его последователей (в чем его также упрекает Ирина), то это не умаляет ценности самой статьи, ее главного созидательного посыла.
Мы благодарны Николаю Кузнецову за рассказ об этом явлении. Ведь почитание «старца» Леонтия, расширяющееся на Западной Украине, над популяризацией учения которого трудится лидер «ровенской молодежки» Денис Таргонский, совсем не безобидно.
Учитывая трагические события последних двух лет на Украине, искусственно разжигаемую ненависть к России, особую остроту сейчас приобретает вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви. Так вот, очевидно по неслучайному совпадению среди почитателей и последователей Леонтия - сторонники автокефалии. Николай Кузнецов приводит свидетельства, что «своих симпатий к Леонтию не скрывает митрополит Днепропетровский Ириней. А бывший до избрания Блаженнейшего Онуфрия самым влиятельным митрополитом - Александр (Драбинко) свой церковный путь начинал в городе Корце, где проживал и проповедовал тот самый архидиакон Михаил - «архангел» и «апостол» Леонтия. В ряду уроженцев Ровенщины и почитателей «старца» Леонтия называют и открытого апологета украинской автокефалии митрополита Черкасского и Каневского Софрония, а также других архиереев ранее составлявших окружение митрополита Александра (Драбинко)». («От ровенского Леонтия к протодиакону А.Кураеву»).
...Мы знаем, что известные праведники ХХ века, подвизавшиеся в Малороссии, и уже прославленные Церковью (прп. Лаврентий Черниговский, прп. Кукша Одесский), и наши современники (схиархимандрит Зосима (Сокур), схиархимандрит Иона (Игнатенко) часто напоминали о единстве русского, украинского и белорусского народа и воспитывали паству в верности Русской Православной Церкви.
Тем важнее сторонникам автокефалии «свой святой», подвижник и мученик. Для чего идеально подходит странствовавший проповедник Леонтий, который известен своими антисоветскими взглядами (в свете последних событий на Украине антисоветизм практически равен русофобии).
Как создаваемая на наших глазах история «древних укров» находится в лихорадочном поиске своих «героев», так и автокефальной национальной церкви необходимы свои «святые», желательно пострадавшие от России или при Советах. В этой связи стоит недавний печальный пример прославления Украинской Православной Церковью последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (см.: Протоиерей Олег Митров «Посмертные чудотворения – обязательное условие для канонизации подвижника»).
Не исключено, что готовящийся Д. Таргонским серьезный труд о Леонтии, о котором пишет Н.Кузнецов, призван стать жизнеописанием к готовящемуся прославлению «своего святого».
Не потому ли нашу читательницу Ирину, приславшую нам гневный отклик на материал Кузнецова и явно симпатизирующую движению леонтиевцев, особенно возмутило сравнение с сектой? Раз последователи в перспективе представляют свое сообщество церковью, пусть и автокефальной, все выглядит логично.
Горькую роль в этой истории играет наш знаменитый миссионер, а ныне заштатный протодиакон Андрей Кураев. Как пишет Н.Кузнецов, «...протодиакон Андрей оказывается на грани «изгнания» из Церкви в силу всем известных обстоятельств и событий. И раз РПЦ не нужен такой Кураев, то Денису Таргонскому не нужна такая РПЦ (в одной из своих аудиозаписей он почти прямо так и говорит). ДТ, вслед за своим московским наставником, начинает борьбу с «системой, клерикализмом, церковной бюрократией» и все дальше отдаляется от той магистральной дороги, на которую все это время он вел «леонтиевский народ». ... Это совпадает во времени с политическим конфликтом небывалой напряженности между новым руководством Украины и Россией. И единственный способ попасть обратно на магистральный путь (после виража протодиакона Андрея) - это приблизить по мере сил и возможности полное отделение Украинской Церкви от РПЦ. В отдельной юрисдикции будет легче не только продолжать дело подтягивания к «кураевскому формату», но и окончательно прославить настоящего «украинского» святого из народа».
Видимо, нам суждено наблюдать плачевный итог «миссионерства» «главного миссионера»: из Церкви в секту. И если раньше так горько шутили, то теперь уже можно вполне серьезно говорить, что Кураев - это самый успешный проект кафедры научного атеизма МГУ.