[09.12.2015] Гуд бай, Кришна
Госдуме предложено наделить статусом «иностранного агента» секты, финансируемые из-за рубежа
В ноябре 2012 года федеральный закон обязал политические некоммерческие организации, которые спонсируются из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Несмотря на то что наш закон практически переписан с аналогичного американского акта от 1938 года, поднялся нешуточный шум: власть обвинили в нарушении свобод. Говорили, что, дескать, организация занимается поднятием уровня русской же культуры, в том числе политической — и да, на иностранные деньги, а ее заставляют именоваться столь унизительно.
Странно, что говорящие не усматривают отсутствия логики в своих протестах. Сами признаете, что работаете на заморские деньги, и русский народ вроде как должен быть вам вечно благодарен. Почему же сразу не написать на вывеске, что вы иностранный агент, и пусть каждый входящий в ваши двери сразу проникается чувством глубочайшей признательности за ваш самоотверженный труд. Нет? Значит, все не так благопристойно.
И вообще, почему плохо быть иностранным агентом? Это должно и статус повысить: не какие-нибудь доморощенные граждане будут учить уму-разуму, а люди, специально обученные в заграницах, опытные, знающие толк в искусстве политического устроения общества. И если бы цель большинства (за всех говорить не будем) НКО действительно заключалась в искренней поддержке демократических процессов в России, думается, не было бы никаких протестов по этому поводу. Тихо бы перерегистрировались, переписали вывеску и работали дальше.
Но вся штука в том, что, когда ты начинаешь пакостить, нужно заметать следы, причем даже в наш век, когда уже мало кто стесняется. Надо же представить то или иное деяние как продукт исключительно российской организации, то есть как мнение части именно русского народа. Тут, конечно, статус иностранного агента может помешать.
Разговоры о придании такого же статуса новым религиозным зарубежным сектам начались задолго до того, как актуализировалась проблема с политическими НКО. Многое стало ясно почти сразу после начала их деятельности: уж больно живенькие ребята там работают. А так как тоталитарная и деструктивная работа сект направлена на конкретного человека, последствия сказались быстро. Стали распадаться семьи, люди отдавали нажитое имущество, кончали жизнь самоубийством. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сложить два и два и проследить причинно-следственные связи.
Старцы же заморской религиозной эстрады повсюду показывали статью 28-ю Конституции, однозначно гласящую: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Только в 1997 году в ФЗ «О религиозных организациях» был поставлен первый заслон иностранному влиянию. Было установлено, что религиозные организации делятся на группы: те, которым не надо образовывать юридическое лицо и регистрироваться, и объединения с образованием юрлица и регистрацией. Последним необходимо было иметь в запасе минимум 15 лет непрерывной деятельности в РФ. Логика такая: хочешь поклоняться только что вывезенной из США кузькиной матери или новому японскому цветочному горшку, объединяйся в группу и хоть лбом пол пробивай.
Но это было неинтересно серьезным людям. Потому как требовались деньги и, соответственно, счета в банках, дабы их переводить. А для этого необходимо создать юрлицо.
Начались процессы, вплоть до нескольких слушаний в Верховном и Конституционном судах РФ. И только в 2011 году КС постановил, что «в отличие от прав, которые конкретизируют свободу вероисповедания в ее индивидуальном аспекте, то есть могут быть реализованы каждым непосредственно, права религиозных объединений по своей природе являются коллективными правами… Соответственно, федеральный законодатель вправе в рамках своих дискреционных полномочий урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений. Поэтому реализация религиозной организацией предоставляемых ей прав требует ее регистрации в качестве юридического лица в установленном законом порядке и при соблюдении предусмотренных им условий, позволяющих выявить действительно религиозный и не наносящий ущерба нравственности и здоровью граждан характер регистрируемой организации».
Так что предложение о введении понятия «иностранный агент» для религиозных организаций вполне соответствует Конституции и может быть принято. Новация была озвучена 8 декабря в Госдуме на круглом столе на тему «Секты и деструктивные культы как вызовы национальной безопасности России».
Зампредседателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион, высказавший эту мысль, подчеркнул: «Мне трудно представить, что религиозная организация, центр которой находится в стране, которая занимает откровенно антироссийскую позицию, ограничится религиозной деятельностью». Вообще, церковь уже лет 15 как буквально кричит об угрозе именно государству и обществу.
Когда блаженной памяти патриарха Алексия II посетила госсекретарь США Мадлен Олбрайт, то единственный вопрос, который она задала, был такой: «Почему Русская православная церковь выступает против новых иностранных сект?».
«Почему большого друга России и Сербии госпожу Олбрайт так волнует это тема? — спрашивает протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. — Да потому, что все эти новые религиозные движения рождаются в Америке. Каждый год — пять-десять новых. Был еще раньше деятель такой — Адольф Гитлер, который мечтал о том, чтобы в каждом русском селе была … собственная секта. И почему это ему было надо? Потому что духовно объединяет народ только церковь. Чем больше сект, тем мы будем более разрозненными. Особенно эффективно, когда руководство секты находится где-нибудь в Солт-Лейк-Сити. Опасность этого состоит в том, что народ может атомизироваться, что, кстати, солидаризируется с задачами той секты, которая сейчас именуется либерализмом».
«Ряд политических структур охотно идет на негласные сделки с руководителями сект, — утверждает кандидат исторических наук, публицист Александр Чаусов на сайте "Политическая Россия". — Чемпион в этом отношении — США. Львиная доля центральных руководящих структур тоталитарных культов находится на территории именно этой страны. Даже такие экзотические культы, как Международное общество сознания Кришны (МОСК) или китайская секта "Фалунь-дафа", располагают основными руководящими центрами именно на территории Штатов. Про "классику жанра" вроде "Свидетелей Иеговы" или сайентологов и говорить нечего». Кстати, РП совсем недавно писала о необходимости запрещения секты сайентологов в стране.
«На территории России, да и других стран представители этих организаций далеко не всегда занимаются сугубо просветительской и религиозной деятельностью, — продолжает Чаусов. — Уже много лет подряд с интервалом примерно в несколько месяцев "старейшин" мормонов, молодых миссионеров ловят на территории закрытых или секретных российских военных объектов. За Уралом в прошлом году "Свидетели Иеговы" применили нестандартный миссионерский ход. Они не просто ходили по квартирам "поговорить о Боге", а рассказывали, что они беженцы с Донбасса, и пытались собирать подписи к коллективному письму, чтобы Путин вывел из Донбасса российские войска».
Угроза национальной безопасности, которую несет в себе деятельность сект, не выдумана, не высосана из пальца, как бы либеральствующие круги ни хотели это представить, — она давно уже реальность. Многие неутешительные процессы в морально-нравственной сфере молодых поколений и, кстати, в образовании, которое сразу оккупировали сектанты под видом преподавателей новых методик образования и особенно так называемого «секспросвета», — это уже полученный результат благодушного отношения к новомодным течениям в 90-х, а конфликты последнего времени лишь обостряют проблему.
Однако хочется заметить, что одними охранительными методами проблему экспансии новых сект не решить. Во-первых, многие из них пустили глубокие корни и становятся как бы «российскими». Во-вторых, люди должны иметь большую возможность узнавать о родной вере. И здесь должны потрудиться прежде всего наши власти, в частности, регламентирующие деятельность органов образования и зависимых от государства СМИ. По крайней мере, хотелось бы, чтобы чиновники сами были более расположены к вере отцов.