[08.12.2015] Миссионерский императив работы с сектантством как явлением в современных Духовных школах

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:9). Хотя наша Церковь имеет богатую историю миссионерства, в богословии миссии очевиден и недостаток научности. Ведь вначале просвещение неверующих Евангелием не очень-то нуждалось в богословском оправдании. Поэтому серьезное обоснование миссионерскому призванию Церкви было дано только в святоотеческий период.

Миссиология как богословская наука еще достаточно молода. В Духовных школах советского периода выносить на обсуждение вопросы миссионерства богоборческой властью было запрещено. В дореволюционный период дело миссии рассматривалось чаще не в богословском, а в историческом контексте, за исключением некоторых монографий самих миссионеров, которые оставили дневниковые записи и практические советы проповедующим истины Православия. В советский период началось активное гонение на Церковь: вначале это было физическое истребление духовенства с помощью сфабрикованных дел и надуманных обвинений, обычно - в контрреволюционной деятельности. Вслед за этим наступила другая фаза, когда были подвергнуты высылке из страны лучшие умы и апологеты веры: Н.Лосский, прот.Сергий Булгаков, Н.Бердяев, И.Ильин, прот.Георгий Флоровский, Ф.Степун и др. Оставшихся на родине тотально уничтожали в ссылках и тюрьмах, как это произошло с протоиереем Павлом Флоренским, расстрелянным в 1937 году. Конкретные примеры лютого гонения на веру православную запечатлены в письменном наследии разных авторов: «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, художественном произведении «Отец Арсений», автобиографических очерках профессора-хирурга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др. Следует заметить, что компартия и советская власть постоянно строили планы по уничтожению Церкви, а не только в «безбожные пятилетки». Например, последнее советское постановление «Об усилении атеистической пропаганды» было принято в 1986 году. Первый украинский президент Леонид Кравчук приложил немалые усилия к «искоренению религиозных пережитков» на Украине (как известно, затем он с таким же рвением стал поддерживать раскольническую структуру т.н. «Киевского патриархата»).

В перестроечный период 90-х годов в страну хлынул поток западных проповедников всех мастей, неся сюда самые экзотические и примитивные учения. К этому времени страна покончила с коммунистическим проектом и вступила на путь интеграции в мировое сообщество - процесс сложный и болезненный. Неорелигии для нас - явление новое, загадочное и, скажем прямо, опасное. Если западный мир, столкнувшийся с неорелигиями более 30 лет назад, сумел в значительной мере нейтрализовать их негативное воздействие на общество, социум, молодежь, выработал целый ряд эффективных мер правового, организационного, социально-психологического порядка, то мы оказались перед ними практически безоружными. Лавинообразное нарастание количества приверженцев неорелигий свидетельствует о том, что это отнюдь не модное поветрие, не временное явление, а одно из мощных проявлений трансформации западной культуры. В Украине пока не проводились серьезные исследования (да и вряд ли теперь будут проведены, поскольку вектор духовной ориентации повернут теперь на западные ценности) этого феномена, и данные о нем практически отсутствуют. В России, как считают российские эксперты, сейчас насчитывается до 5 млн. адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет около полумиллиона, а от 18 до 25 лет - около 1 млн., численность же адептов культовых организаций составляет ориентировочно около 900 тыс. человек. В США специалисты насчитывают до 3000 деструктивных культов, в которые вовлечены до 15 млн. человек (Данные Учебно-методического пособия для Юридической Академии МВД Украины, автор Ю.А.Нарыжный, стр.6).

Безусловно, что Православные Духовные школы не могли не стремиться выработать апологетический иммунитет против расколов и сект своего времени, - одной из наиболее зловредных считались тогда «штунды». Шло их активное распространение через юг Украины (движение штундо-баптизма), как уже и нарождающихся тогда «пятидесятников-воронаевцев», а также адвентистов Седьмого дня. Сейчас это секты «умеренного» толка, которые давно уступили пальму первенства деструктивным организациям типа «Сайентологии», «Общества сознания Кришны», «Рэйки», «Церковь Муна», «Белое братство», виссарионовцы, «Свидетели Иеговы», «Ананда Марга», неохаризматические «церкви» и проч. Сегодня в Духовных Академиях и Семинариях изучаются такие необходимые дисциплины, как «история новых религиозных движений», «апологетика», «сравнительное богословие», «история протестантских конфессий», «православная миссиология», которые дают знание студентам для успешной защиты Православия на всех рубежах его распространения.

Сегодня, по преемству с прошлой практикой противодействия сектантской экспансии и раскольническим тенденциям, создан информационно-просветительский антисектантский центр «Надежда» при Киево-Печерской Лавре как своеобразный форпост на пути всяческих духовных измышлений и ересей. Сюда часто обращаются люди, пострадавшие от сект. Основное количество из них относится к тем, которые проглядели процесс попадания их близкого человека в тоталитарный культ, впали в растерянность и не знают, что делать. Но значительно большее число граждан не подозревают, что их близкие уже активно втягиваются в этот опасный омут. Поэтому стоит задача своевременного предупреждения и духовного просвещения людей. Еще важно понять, что борцы за спасение заблудшего сектанта вступают в область объективных духовных отношений и законов, поскольку начали духовную битву со злом. Поэтому, помимо обращения к светским специалистам по деструктивным культам, они обязаны сами укреплять свою позитивную духовность (Св.Исаак Сирин говорил: «Истина Божия познается силою жития»). Нельзя выводить человека из культа просто «в чистое поле». Если его не воцерковить, он обязательно вернется «на круги своя» - в секту. Это лишь дело времени. Поэтому следует не только укреплять свою духовность, но и срочно обратиться к местным представителям традиционной культурообразующей религии.

При необходимости оказания помощи людям, пострадавшим от сект, возникает проблема определения их действительной религиозной принадлежности, а также особенностей вероучения и духовной практики. Зачастую секты их тщательно скрывают. Например, так называемые богородичники, мунисты, белобратчики, виссарионовцы, «цеховики» («Церковь Христа» Кип Мак Кина), анастасиевцы, последователи Асауляк и иные подобные самочинные объединения в последнее время и в первоначальном контакте с людьми стали называть себя православными или «просто христианами». Рекламные материалы сект пестрят сегодня самовосхвалением, правдоподобием, заманчивыми обещаниями, положительными экспертизами, описаниями чудес и т.п. Но следует знать и помнить, что при необходимости объективного анализа религиозных направлений, движений и объединений необходимо комплексное использование знаний и опыта богословия, религиоведения, теологии, философии, феноменологии, социологии, психологии и истории религий.

Сегодня, благодаря интернету, в сознание его пользователя проникают оккультные идеи, которые ведут наступление по всем направлениям. Основным признаком объединений, культивирующим магию, оккультизм и эзотерику, является то, что, внешне отрицая, как правило, свою религиозную сущность, они, тем не менее создают и развивают свои вероучения, свою нездоровую духовность. Как известно, религиозным является всякое объединение, которое: создает какое-либо всеобъемлющее мировоззрение; имеет какой-либо объект поклонения (Бога, падших духов, вселенский или космический разум, материю, информацию, сенсея-учителя и т.д.); применяет какие-либо средства и методы почитания своего объекта поклонения; формирует, исповедует и распространяет свое учение. Любые оккультные и эзотерические учения обладают этими свойствами. Среди них нередко встречаются такие, которые маскируются под различные направления культуры, прежде всего - под науку и искусство, поэтому к ним, как правило, тяготеет интеллигенция. Все эти движения стремятся паразитировать на традиционном Православии. Так ведут себя теософы, рериховцы, представители вальдорфской педагогики... Последний сектантский «бренд» -движение Аллатра - замечательный наглядный пример того, как можно на основании культа литературного героя создать реальный культ. Прецент уже был создан в движении анастасиевцев («Звенящие кедры России») - почитателей некой таежной Анастасии, которую «облачил в плоть» Владимир Пузаков, взявший псевдоним Мегре.

«Аллатра» работает сегодня с размахом. Литературные вымыслы превратились в антиправославные лживые, кощунственные повествования, извращающие не только смысл Таинств, но подрывающие сами основы христианской веры. Теперь уже публике стали являть и самого «учителя» - Бодхисатву, он же - Риген Джаппо, он же - «Агапит Печерский», он же - «архангел Гавриил». Но оказался вполне реальной личностью - конечно же «академиком» и «профессором» (неизвестно, правда, каких наук) Игорем Михайловичем Даниловым, офис и клиника которого разместились (очевидно, не случайно) у самого въезда в Киево-Печерскую Лавру. Об этом «пророке», «учителе» и «бодхисатве» сегодня пишут, превозносят, снимают клипы и, одним словом, производят мощную «раскрутку» этого «гения»...

Из новых сектантских «брендов», помимо «Аллатры», есть еще один - движение Гарафины Маковий. Эта дама уже успела издать два десятка своих «откровений» и народоведческих исследований, наполненных оккультным содержанием и суеверными вымыслами, а также магическими советами. В ее книге «Диалоги с неба» можно ознакомиться с ее «откровениями». По сути, это пособия по знахарству и оккультной терапии. Вот любопытные примеры.

Ни в коем случае нельзя избавляться от плохого запаха изо рта, потому что «через клетки языковой ткани он выбрасывает из нашей души злые элементы». Человек, который во время еды прихлебывает - энергетический вампир. Улучшить свою судьбу можно зажаривая лук, который следует непременно перемешивать только ножом. Нельзя делать никаких поделок из желудей, потому что они содержат в себе «вселенское зло». Человек отпивающий напитки из горлышка бутылки непременно заработает себе геморрой. Веснушки на теле - признак защиты от родовых непрощенных грехов предков. Если в доме есть комнатная собака, мира и покоя в таком доме никогда не будет. Грехи крестных родителей переходят на их крестников. Волосы на подбородке у женщин - это знак вселенской мудрости. Души тех, кто воевал с оружием в руках, попадают после смерти «расщелину дракона» - Бермудский треугольник, молиться за них уже нельзя.

Безусловно, все это нелепости и абсурд, но масса людей искренне всему этому верит. Когда людям говоришь, что это вздор, не поддающийся здравому рассудку - на тебя искренне обижаются. Ты в их глазах просто «недуховный человек». Вот уж, действительно, «народное богословие»: когда немой сказал глухому о том, как слепой видел бегущего по воде безногого...

В «писаниях» пани Маковий можно найти учение про карму, астрал, спинномозговую ауру, энергетику, про «каналы Христа», про белых братьев, спустившихся на землю в 1996 году для «Вселенской очистительной работы», а также про то, что в основе индийской «Махабхараты», которая «пошла от украинцев», стоит Библия. Несмотря на то, что в учении Маковий присутствует масса ересей, ее последователи упорно продолжают считать себя христианами. По части «литературно-духовного творчества» эта буковинская учительница украинского языка превзошла таких известных «спасительниц», как Ольгу Асауляк из «Школы духовного подвижничества» и Марину Цвигун из «Белого братства».

Сегодня идет в Украине активная реабилитация и направлений неоязыческой ориентации, где основным признаком подобных культов является утверждение о равноправной борьбе добра и зла в мире, что их сближает с отдельными направлениями сатанизма. Эти культы часто спекулируют на примитивном национализме и всегда враждебны христианству. Неоязычники стремятся приукрасить свои культы, умалчивая о кровавых жертвоприношениях, характерных для всего язычества. В целом, неоязычеству свойственен неразборчивый эклектизм и наивное дилетантство. В языческих жертвах всегда присутствует некий выгодный обмен, предполагающий ответную милость богов. Сами языческие боги тоже попадают в зависимость от количества и качества приносимых им жертв. Такие «боги» могут усиливаться или слабеть в соответствии с интенсивностью языческих культовых жертвоприношений. На территории Украины существует несколько разновидностей неоязыческих культов, где наиболее заметным является РУНВИРа. Для них характерно создание групп по возрождению и освоению древних этнокультурных обычаев и воинских искусств.

Без сомнения, самыми многочисленными и быстрорастущими культами на постсоветском пространстве являются два: «Свидетели Иеговы» и неохаризматы, благодаря их навязчивому вербовочному сервису. «Посольство Божие» чернокожего «пастора» Сандея - это уже анклав, по сути, государство в государстве, со своими инфраструктурами, службой занятости, банками (скандальный «Кингс-Кэпитал»), охранными ведомствами и бизнесом. Или тот же «апостол» Владимир Мунтян, на сеансах которого происходят «чудеса» («когда хромые начинают видеть, а слепые ходить...») из оккультной обоймы не Божиих сил.

Замкнутая секта иеговистов, где царит беспрекословное подчинение лидеру, именуемого сектантами «надзирателем». Ограниченный круг общения, разрыв с родными и близкими; искаженная и переломанная жизнь, замкнутая на секте, которая делает человека рабом. В результате этого всегда существует возможность нанесения психического ущерба, подчинение чужой воле, ограничение свободы, деиндивидуализация и подавление личности. А в конце-концов, постепенная интеллектуальная и личностная деградация.

К сожалению, сегодня набирают обороты в распространении, особенно в молодежной среде, культы демонической направленности. Сатанисты и демонопоклонники открыто поклоняются своему кумиру - дьяволу. Сатанистские культы - это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных организаций. Здесь растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины. Первые сатанистские группы появились в СССР в начале 80-х годов. Своего рода мода в определенных кругах неформальной молодежной среды после начала перестройки. Точными данными по численности адептов и интересующихся никто не обладает, но можно предположить, что численность адептов сатанизма в Украине определяется со всевозможными колдунами не менее, чем несколькими тысячами. Весь спектр поклоняющихся темным силам и обожествляющим зло, можно условно разделить на такие группы: (1) сатанистские группы, (2) группы демонопоклонников, (3) ряд отдельно практикующих колдунов и ведьм, (4)некоторые течения шаманизма, (5)ряд тайных обществ и оккультных групп. Названия этих сект говорят сами за себя: «Церковь сатаны», «Черный ангел», «Общество друидов», «Черный дракон», «Орден света Люцифера», «Черная графиня», «Легион», «Черные волки», «Левый путь», «Орден черных магов», «Международная ассоциация люциферистов», «Южный крест», «Орден братьев демона понедельника» и др.

Источником правонарушений (а часто преступлений) в подобных организациях, по данным психиатров, помимо прочего, служит присущий их адептам так называемый синдром «оккультной обремененности», содержащий набор характерных болезненных признаков: в сфере духовности - отвращение к священным текстам, священнодействиям, священнослужителям, обрядовым предметам церковного назначения, хульные мысли против Бога, склонность к суевериям, религиозно-психические помешательства, упорное неверие, равнодушие к духовным проблемам,огульное неприятие верующих людей, безосновательное недоверие ко всем хорошо известным сведениям из христианских чудес;

В сфере душевно-психической - депрессии, меланхолия, отвращение к жизни, склонность к суициду, раздражительность, агрессивность, нарушения в сфере общения, пассивность и апатия ко всему, мания, внутренние «голоса», принуждение к чему-либо, навязчивые мысли и представления, галлюцинации, пресыщенность, немотивированные приступы страха;

В сфере телесной - неудержимая гиперсексуальность, склонность к сексуальным извращениям, органические и функциональные заболевания психогенной природы.

Группы сатанистов построены по принципу строгой пятиступенчатой иерархии. Высший орган - совет. Часто на верхние ступени выбирают женщин, примером чего может служить «Черный ангел», где верховная жрица - женщина.

По уровню вовлеченности и степени социальной опасности эти секты можно классифицировать таким образом: первый уровень - «самостоятельно изучающий любитель». Состоит из индивидов, которых сатанизм привлек через популярные книги по данному предмету и через другие источники. Любитель не связан с усложненной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные группы любителей.

Второй уровень - «психопатические сатанисты». Это индивиды, которых сатанизм привлек потому, что он выглядит как четко выражающий и облагораживающий низменные побуждения, которые у них уже существуют.

Третий уровень - «религиозный сатанизм», состоящий из сложившихся жестко структурированных групп, таких как «Церковь сатаны», «Черная графиня», «Южный крест» и проч.

Четвертый уровень - «черные сатанисты», представляют собой малочисленные группы, которые действуют тайно, и явно должны быть ответственны за случаи ритуального насилия. Действуют они чрезвычайно утонченными методами и состоят преимущественно из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане. Эти группы совершенно не афишируют своей деятельности и не занимаются вербовкой.

 

Анализ возможного потенциала деструктивности подобных сообществ следует уточнить. Идентификация и сама типология дифференцируется пятью основными типами нетрадиционной религиозности современного общества.

Первый тип - это секты и культы, то есть организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил морально-этического поведения, а также всесторонне развитое учение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Тоталитарная или деструктивная секта - это религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации, т.е. в фундаментальном разрыве и дистанции с окружающей его религиозной средой. В подобных сообществах всегда наличествует контроль сознания.

Второй тип - это так называемые клиентурные культы. Сюда входят организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временная принадлежность к ним заключается в прослушивании лекций, участие в семинарах, тренингах, в сеансах исцелений, в контактах с высшим разумом, инициациях и проведения пси-терапии «прошлых жизней», в составлении гороскопов и проч. К клиентурным культам можно отнести весь спектр экстрасенсорного воздействия, магии, целительства, астрологии и т.д.

Третий тип - это аудиторный культы, куда входят отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организациооную структуру с регулярной трансляцией оккультных знаний в массы и с полным отсутствием института постоянного членства. Это интернет, теле и радиопередачи, разовые публичные лекции, газеты, журналы, отдельные рубрики в СМИ, книжная и видеопродукция оккультного содержания.

Четвертый тип современной нетрадиционной религиозности - это сама оккультная среда, оставляющая отпеачток в сознании индивида, а точнее - не институализированные нетрадиционные формы «народной религиозности». Сюда следует отнести приметы и суеверия, индивидуально практикуемые ритуалы и техники самопознания и саморазвития, разорванные элементы традиционных религий, используемых для конструирования своей оккультной идентичности. Часто оккультная среда нерасторжимо вписана в культурное наследие самого общества. Это онтологическое основание возникновения сектантства, когда в границах оккультной среды формируются потенциальные адепты будущих сект - люди, готовые уйти туда в любую минуту.

Пятый тип современной нетрадиц.религиозности можно охарактеризовать термином «внутрицерковное сектантство». Здесь подразумеваются всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультных, шаманских верований и практик, существующих в границах традиционных религий. Как правило, это трудно контролируемые образования, редуцирующие и дополняющие ортодоксальное учение. Сюда следует отнести: смещение религиозного поклонения с Бога на священника, монаха или старца; магическое мышление, полагающее автоматическую действенность любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия у человека, для которого их совершают, личной веры и понимания смысла этих обрядов; апокалиптизм, включающий в себя нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой, наукой, техникой; интерпретация всех событий в мире как признаков наступления конца света; экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые являются «главным врагом» православия и источником всех его бед: масоны, евреи, иноверцы, тайное мировое правительство т.д.

Нарастающий интерес сегодня ко всякого рода душевно-духовным феноменам, включая спиритизм, теософию, парапсихологию, астрологию свидетельствует о совершенно новой духовной ситуации. Если восемнадцатый и начало девятнадцатого века отмечены активной борьбой Церкви с мистическими сектами, появившимися из недр старообрядчества, в частности, беспоповских толков, то теперь картина на духовном фронте принципиально другая - духовные течения современности имеют много общего с гностицизмом. Гностические системы потому и стали привлекательными сегодня, что они основываются исключительно на проявлениях бессознательного, а их моральные учения глубоко проникают в темную сторону жизни. Парадоксальность их заключается в том, что, будучи религиозными по своей природе, они принимают вид научных. Таковы, например, «Тайная доктрина» Блаватской, «Духовная наука» Р.Штайнера, «Христианская наука» М.Беккер. При всем многообразии и несхожести внешней формы, доктринальных расхождениях и даже наличия у них «внутривидовой» борьбы, у них у всех есть общий родовой признак - они сугубо практичны, и их важнейшая задача - это поиск средств ментальной трансформации, способов получения «гностического опыта», методов изменения психики, изменения сознания и бессознательного. Их сегодня объединяет один пафос - заменить традиционную веру современной наукой, способной обеспечить трансформацию ментальных структур психики. И здесь на первом месте стоит особый «медитативный опыт». Поэтому сегодняшние по сути гностические течения могут рассматриваться как «специфические формы науки, обеспечивающей системную разработку медитативной практики».

 

Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1), которые приходят к нам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые новые религиозные движения, которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а нередко обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

Через открывшиеся ныне границы в Украину хлынул поток проповедников лжехристианства и псевдорелигий, затопив ее духовное пространство лжедуховностью и потеснив наши доморощенные секты и расколы, которые со временем также вырождаются в экклезиологическую ересь. Допустим, сейчас уже не имеет смысла говорить о расколе «Киевского патриархата», поскольку последний выродился в экклезиологическую ересь, и теперь правильнее говорить о существовании на территории Украины псевдоправославной секты «филаретовцев». По имени своего ересиарха.

Часто деятельность подобных организаций носит агрессивный характер, где их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством или тех, кто разоблачает их деятельность.

Поэтому еще Освященный Архиерейский Собор 1994 года, следуя апостольской традиции, засвидетельствовал, что все т.н. «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. А люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующих их распространению, отлучили себя от Православной Церкви, а по сути, следует добавить, христианами не являются.

Виктор Михайлович Чернышев
профессор богословия,
руководитель центра «Надежда»
Православие.ру

 

Источники :

  • Свящ. Андрей Хвыля-Олинтер. Духовная безопасность. Изд.Духовная академия. М., 2008.
  • Миссиология. Учеб.пособие. Белгородская дух.семинария. Белгород. 2008.
  • Нарыжный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. Днепропетровск. 2004.
  • Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза 21 века». Нижний Новгород. 2001.
  • Неокульты и «новые религии» века. Минск. 2002.