[01.11.2015] Притча о сеятеле
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня настал день чтения притчи о сеятеле.
Ее слова звучат из года в год, и ее подробности знакомы многим из нас. Но от этого, от ее повторения, или знания слов, сама она не стареет и она будет читаться вновь и вновь, так как у нас нет другой книги жизни, кроме Нового Завета, откуда приводится она к нам.
Обновляющаяся новизна слов сегодняшнего повествования, как и каждого слова евангельского, скрыта в обновляющей и возрождающей силе благодати Божией, которая неустанно подается нам свыше от Господа на каждый день и на каждый час нашего бытия и ведет нас к жизни вечной.
Апостол и спутник Христов Петр, после того как многие из бывших учеников Господа отошли от Него и уже не ходили с Ним на вопрос своего Божественного Учителя произнес ответ: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Вот эти то глаголы, слова-повеления сеет Господь.
Сеятель из года в год, вновь и вновь возделывает землю, без ропота, не изнывая от тяжести и не скучая от монотонности труда, не опуская рук в виду неопределенности судьбы будущего урожая от погодных условий выходит на нелегкий труд к снисканию хлеба насущного.
И Господь из года в год, изо дня в день идет к нам с доброй вестью евангельского слова и евангельской притчи. Вестью любви, вестью веры и вестью надежды в нас, таких изменчивых и неверных, не отказываясь от нас и не обижаясь на нас за наше омрачение страстями и холодность сердца, за всецелую поглощенность пожеланиями своей плоти. Эта надежда Его на то, что мы вместе с ним подготовим почву своей души для благодатного урожая.
Разные состояния земли, на которое падает святое зерно упоминаются в притче не для того, чтобы я, или кто-то из нас, сравнивали других людей между собой, или сравнивали их с собой, и конечно же в свою пользу, но для того, чтобы мы поняли, что все эти слова о каждом из нас, о нашей изменчивости и непостоянстве, о разных состояниях одной души одного человека. О нас, еще не обретших твердости и верности Слову Божию.
Но несмотря на это непостоянство, мы желаем и требуем искреннего и постоянного сочувствия ближних и верности от друзей, нам так хочется в этой жизни уверенности в себе, постоянства обстоятельств и понимания смысла происходящих событий, совершающихся или с нами или вокруг нас.
Нам кажется, еще последнее усилие, и будет достигнуто счастье, и не можем остановиться в стремлении улучшить свое земное бытие, а оно, недостижимое счастье и ускользает и убегает от нас. И забываем, что жизнь наша пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. И что нивы души нашей полны плевелов страстей, что сердце наше безучастно печали других.
«Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина».
Так описывает бедствия родной земли порок Божий Иоиль, память которого сегодня совершается в Церкви и который жил за семь веков до рождества Христова. Тогда нападение врагов разорило землю и народ.
Подобными словами можно описать и бедствие человеческой души, находящейся под непрестанным и страшным нападением извне лукавых духов — а изнутри — терзаемой собственными страстями и смутными желаниями. Мы томимся отлучением — или добровольным или невольным — от Бога. И это томление иссушает душу, как опаленная солнцем растрескавшаяся корка земли без влаги.
И вот на этом пути, полном невзгод, на пути жизни, на который некоторые только вышли, а кто-то уже приближается к его краю, мы вновь слышим знакомые и родные слова Христовой притчи: «Вышел сеятель сеять».
Для слушателей Господа из простого народа и для апостолов они были непонятны и удивительны, как об этом упоминают апостолы Матфей и Марк. Непонятна была прежде всего небережливость, расточительность земледельца, который должен беречь каждое зернышко, как залог будущего урожая.
Но сеятель из притчи не из скудной земной сумы рассыпает обыкновенные зерна, но это Бог, Всемогущий и богатый в милости, Христос Спаситель сеет слово жизни, слово покаяния, которое ложится не на прах земной, но касается наших душ. Зерно истины действительно живо. И одного зерна достаточно, чтобы оно проросло милосердием в сердце, чтобы оно одно дало урожай нравственных убеждений и дел, радостных для Господа и для ближнего. Но сегодня мы отвлеклись, а минуту назад были рассеяны, во время слушания слова Божьего что-то нам досадило, у нас было плохое настроение, кто-то потеснил или толкнул нас. И мы рассеялись, задумались о своем и своих печалях и потеряли зерно истины. Но не все потеряно. Сегодня, уже через минуту душа наша встрепенется и будет внимательна.
Что же смягчит наше сердце? Что подготовит его к усердному и смиренному принятию Промысла Божиего в своей жизни, встрече с Богом? Что может вырвать из нас терния самоуверенности, самодовольства, неприязни и гордости?
Слова апостольского чтения, предварявшие чтение сегодняшней евангельской притчи, помогают понять это.
Апостол славит Крест Господень, которым для него ложный мир распят, и он распят им для мира страстей.
И потом, делом жизни он подтвердил это.
Древом Крестным, как плугом глубоко распахивается и разрывается окаменевшая короста самодовольства, недоверия Богу, разрушается панцирь духовной слепоты.
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа... Ибо во Христе Иисусе ничего а [все] новая тварь». (Гал. 6, 14–15 )
Кто хоть раз работал на земле знает, как груба и тяжела ее материя, с каким трудом заступ разрывает плотное сплетение слепых корней. Но тот, кто приступал с духовным вниманием к своему сердцу знает, сколь труднее и плотнее ткань опутавших его страстей, как трудно рвать сплетение укоренившихся в душе пороков.
Но есть люди, у которых сердце было вспахано глубоко — страданием и состраданием, любовью, горем, до которого дошло сознание страшного одиночества человека, когда нет Бога в его жизни. В такое сердце Божие семя слова падает как в добрую землю, глубоко оно заходит, пускает корни, оживает всем опытом жизни этого человека, и страданием, и радостью — всем питается, и прорастает, и приносит плод. Но как мало таких слов принесло плод в жизни каждого из нас, в моей жизни, и вероятно, несомненно, в вашей жизни!
Но сегодня мы заняты чем-то своим. И Господь продолжает нести нам слово Своей истины, и слова или этой или иной притчи, или события из жизни Спасителя вдруг однажды падут на добрую землю. Господь не забывает нас, Господь верит в нас.
Как-то митрополит Антоний Сурожский находясь в России, тогда еще в СССР, получил вопрос: «Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?» И я ему ответил: «Бог верит в человека».
Эта вера Господа в нас — основное условие для нашего христианского возрождения: это великое таинство милости Божией. Вместе с Богом мы сами начинаем верить в человека, начинаем верить в самих себя. С Его, Господа, поддержкой мы понимаем, что значит любить ближнего, как самих себя. Любить — значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого, высшего звания к вечной жизни, и чтобы вместе с ним зерно веры росло и в нас.
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» — говорит пророк Иоиль.
Пророк говорит о будущем изобилии милости и благодати даров Святого Духа, которые будут даваться каждому, верующему во имя Христа, пришедшего спасти мир, оживить наши души.
И сколько бы раз мы ни слышали живое слово Божие, оно будет для нас ново и радостно, оно будет поднимать нас и готово принести плод.
Нам надо только удержать это слово, чтобы оно упало в расселину того камня, который мы несем в себе, который мы называем своим сердцем, своим сознанием, своей душой. И тогда оно станет живым и действенным. И удержанное оно начнет всходить и приносить плод.
Будем думать о том, кто мы в этой притче, рассказанной нам сегодня Самим Господом? Куда пало зерно его словес?
И если наше сердце еще не таково, то поставим перед собой вопрос: Как же этот камень раздробить, как же к жизни вернуть охладевшее сердце? Будем просить Господа, чтобы слово истины заключилось не в бездушные недра окаменевшего сердца, но чтобы отверзлись нам сокровища великие и благие, чтобы не оставило нас Его благословение, чтобы избежать нам всего, что истощает плод нашего духовного делания.
Будем трудиться на ниве своей жизни, чтобы слово истины, упавшее на нее, когда придет время сбора урожая, и мы сбросим эту временную оболочку, принесло плод жизни вечной, о которой говорил Христос Спаситель: Я принес вам жизнь, жизнь с избытком — такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.
Иеромонах Никон (Париманчук)
Православие.ру