[20.10.2015] Различать миссию и вербовку: Мнения священнослужителей
Архангельское Областное собрание депутатов 21 октября будет рассматривать законопроект о миссионерской деятельности. Главная его цель – затруднить вербовку в секты.
Законопроект предполагает, что человек, желающий заниматься миссионерской деятельностью в Поморье, должен будет прийти в уполномоченный орган в правительстве области и заявить, что он представитель той или иной зарегистрированной религиозной организации. У миссионера должно быть удостоверение о принадлежности к своей организации и план работы на территории области.
«Несколько тысяч обращений поступили в Областное собрание. Люди просят ограничить деятельность деструктивных культов и сект, — рассказал инициатор законопроекта депутат Александр Дятлов. — Горожане жалуются на так называемых миссионеров, которые звонят в квартиры, а в случае отказа разговаривать начинают грубить, хамить. Они звонят по телефону, пристают на улицах, хватают за руки, дают литературу. Что это за литература — никто не понимает. Между тем есть ряд решений судов по некоторым организациям, изъятая литература признана экстремистской. Люди просят на законодательном уровне оградить их от навязчивого домогательства».
Руководитель отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров) отметил, что часто нетрадиционные религиозные организации мимикрируют под светские структуры. Кроме того, на первых порах сектанты часто предлагают «поговорить о Боге», не указывая, какую, собственно, веру они намерены проповедовать. Если законопроект будет принят, такая «религиозная анонимность» станет правонарушением.
По информации регионального управления ФСБ России, в Архангельской области 198 официально зарегистрированных религиозных организаций и более 46 не имеющих регистрации религиозных групп.
Напомним, сектанты – частые персонажи криминальной хроники. Только за последнее время в России арестована верхушка последователей так наз. «бога Кузи»: главу секты и его ближайших сподвижников арестовали за мошенничество (кстати, эти сектанты часто выдавали себя за православных). На днях нашумел также жуткий случай в штате Нью-Йорк, где сектанты забили до смерти подростка за отказ «исповедоваться», а его брата серьезно изувечили.
«Как бы вы прокомментировали законопроект? Затруднит ли он вербовку в секты? Не станет ли он «намордником» для верующих вообще – так что, например, православный, не имеющий специального разрешения, вынужден будет молчать о своей вере?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков
доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
Хорошо, что государство хочет разобраться в этой ситуации.
Русская Православная Церковь ничего не скрывает, наши миссионеры имеют удостоверения. По крайней мере, в нашей епархии так. Наших священников знают, они контактируют с госорганами, в том числе с силовыми структурами, если появляется информация об экстремистских организациях. Сейчас обстановка ведь не самая мирная.
Что касается сект, понятное дело, что нужна очень строгая регистрация и обязательное обозначение деятельности. Действительно, несведущие люди легко попадают в их сети, думая, что это традиционная религиозная система – и это очень серьезно. Есть ведь секты, которые используют православные иконы и церковнославянские шрифты.
В Рязанской епархии весьма активны миссионерский отдел и наш отдел религиозного образования. Нас приглашают на разные обсуждения, с нами советуются директора школ. Так что наводить порядок надо опираясь на Русскую Православную Церковь и другие традиционные конфессии. Нужно вести просветительскую работу, чтобы граждане знали, какие бывают секты, и не надо стесняться их так называть.
К сожалению, наши госорганы запаздывают в понимании духовной жизни наших граждан. Духовная жизнь развивается, никогда не стоит на месте. Вот в связи с ИГИЛ сейчас начали работать, - но ведь если бы была нормальная просветительская деятельность, был бы нормальный контакт с религиозными организациями в системе образования, культуры, то этой проблемы бы не возникло или было бы намного проще ее сейчас решать. А в создавшейся ситуации мы только вдогонку можем предпринимать ограничительные меры. Это вызывает сожаление.
Дай Бог, чтобы правильно была выстроена юридическая деятельность, а это произойдет только при условии теснейшего сотрудничества с РПЦ и другими традиционными конфессиями.
Протоиерей Алексий Кульберг
настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
Я горячо одобряю эту инициативу: как-то упорядочить деятельность псевдорелигиозных организаций необходимо. Религиозным традиционным организациям такой законопроект нисколько не угрожает, поскольку их деятельность публична, информация об их учении и традициях общедоступна и не скрывается. Вне всяких сомнений, православные верующие смогут жить полноценной духовной религиозной жизнью и делиться учением в соответствии со своим уставом.
С другой стороны, от законопроекта до принятия полноценного жизнеспособного закона иногда путь долог. Еще неизвестно, как предлагается останавливать, передавать властям или суду какого-нибудь нарушившего закон проповедника. Однако нужно с чего-то начинать. Законодательное начало - это уже очень и очень много. Я бы приветствовал принятие такого закона и в Свердловской области.
Игумен Серапион (Митько)
заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Полагаю, этот закон не коснется представителей традиционных религий (прежде всего, православия), хотя всем нам нужно быть крайне осторожными, поскольку юристы, готовящие подобные законопроекты, не везде имеют хорошую квалификацию. Возможно, где-то будут приняты не вполне удачные законы.
А появление таких законопроектов продиктовано самой жизнью. Действительно, наши граждане сталкиваются с навязчивыми предложениями, их всеми правдами и неправдами пытаются ознакомить с сектантскими учениями. Часто «проповедники» ходят по домам, предлагают на улице литературу, за которую потом просят деньги, распространяют различные периодические издания, вызывая своими действиями отторжение.
Мы всегда выступали против анонимности такой деятельности. Человек, проповедующий то или иное вероучение, должен открыто заявлять о своей конфессиональной принадлежности, и не только заявлять, но и подтверждать ее соответствующим документом, выданным в зарегистрированной религиозной организации.
К сожалению, часто проповеди проводят под видом различных образовательных программ, программ саморазвития, личностного роста, бизнес-тренингов. Необходимо четко обозначить в законодательстве определение такому явлению, как нарушение уставной деятельности общественных организаций – они не имеют права заниматься религиозной деятельностью.
Кроме того, в нашей стране действуют религиозные организации, центры которых находятся за рубежом. Можно понять наших граждан, которые в условиях беспрецедентного давления на Россию извне, введения режима санкций опасаются, что представители таких организаций занимаются не только религиозной, но и какой-то иной деятельностью.
В последнее время вопросы религиозной безопасности приобретают особое значение, поэтому можно понять и представителей власти, стремящихся отреагировать на изменение ситуации в этой сфере совершенствованием законодательства.
Священник Филипп Ильяшенко
клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент
Прежде всего, в этом законопроекте должно быть учтено различие между деятельностью в России традиционных конфессий и новых религиозных организаций - точнее, сект. Если первые в силу своей традиционности не нуждаются в ограничительно – запретительных мерах, вторых, напротив, необходимо проверять тщательно.
Инициатива депутатов Архангельского областного собрания мне кажется оправданной. Мы живем в определенных экономических социальных, геополитических реалиях. Наивно полагать, что эти организации приехали сюда «делать людям добро». 99% приехали из Соединенных Штатов Америки. Даже если они и не подконтрольны определенным службам, это в любом случае носители идеологии, которая разрушила и уничтожила традиционную христианскую Америку, приведя ее в состояние постхристианского общества. Эти организации отвергают основные христианские ценности, нравственные законы, и, более того, законы естества.
На мой взгляд, по-настоящему действенным способом решения проблемы будет реализация во всей своей полноте права, закрепленного в Конституции - на информацию. Деятельность этих новых религиозных организаций следует освещать, и тогда всякое «фасадное» учреждение будет считаться именно таковым. Еще более важно, чем общая грамотность в отношении сектантов - знания о своей традиционной культуре. Это возвращает нас к вопросу о необходимости изучения в школе основ отечественной традиционной культуры, то есть, православной. Вопрос безопасности, идеологического выживания страны имеет огромное значение.
Священник Николай Святченко
Председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии
Не совсем понятно, что подразумевается под словами «миссионерская деятельность» – было бы замечательно, если бы дали расшифровку этого понятия.
На мой взгляд, эффективнее бороться с деструктивными движениями и объединениями на начальном этапе, когда государство выдает разрешение на деятельность той или иной организации. Если она уже получила такое разрешение, как-то странно будет получать еще и разрешение на миссионерскую деятельность. Раз религиозной организации разрешили работать в том или ином районе, городе, регионе, следовательно, ее деятельность не несет опасности? А если несет, регистрацию ей выдавать не нужно.
Мне кажется, специальные разрешения создадут миссионерам дополнительные сложности. Представить же, что религиозная организация существует вне миссионерской деятельности, невозможно. В наш век информации все друг друга пытаются в чем-то убедить, что-то внушить, к чему-то призвать: либералы, консерваторы, различные религиозные организации, политические движения. Получается, что религиозные проповедники будут ограничены в деятельности. Мне кажется, в этом заключается некоторое нарушение свободы человека.
По моему мнению, и многих других религиозных специалистов (не только православных, но и католических, лютеранских, мусульманских), проблемами новых религиозных движений, сект и культов в нашей стране в России успешно занимается Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, который возглавляет Александр Леонидович Дворкин. Российская ассоциация центров изучения религий и сект также предоставляет всю необходимую информацию о деструктивных религиозных культах, где подавляют волю людей, преследуют цели наживы.
Так что государству нужно повышать бдительность именно на стадии выдачи регистрации той или иной организации, помня при этом, что сегодня секты пытаются маскироваться под нерелигиозные учреждения. Например, предлагают людям бесплатное изучение английского языка, а через несколько занятий оказывается, что это банальная уловка сайентологов или психокультов. Это же касается занятий йогой, многочисленные приглашения на которые расклеены в Санкт-Петербурге и, вероятно, во многих других городах. Посещение непроверенных организаций чревато тем, что человек может попасть либо в кришнаитскую секту, либо в какую-то другую, не менее для него разрушительную.
Иерей Андрей Михалев
Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.
Действительно, в Поморье и некоторые другие регионы массово едут представители деструктивных организаций. Конечно, это должно вызывать жесткую реакцию органов власти. Наплыв к нам сект ничего хорошего не сулит.
Я не видел законопроекта, который будут изучать архангельские депутаты. Возможно, он требует доработки. Но основную его идею – открытость – могу только приветствовать. Это правильно. Слишком вольно и навязчиво стали вести себя в последнее время эти «миссионеры», порой нарушая не только административный, но и уголовный кодекс. Такие законы нужно было принимать еще в 90-е годы.
А если человек законопослушен, ему нечего бояться. Мы, православные, никого никуда не тянем и ни к чему не принуждаем. Мы проповедуем Христа. Не думаю, что предложенный законопроект как-то ограничит нашу свободу слова, равно как и представителей других традиционных конфессий, - а с деструктивными организациями действительно нужно что-то делать. Это большая проблема - люди утрачивают волю, разрушаются семьи.
Полагаю, что правоохранительным органам нужно сразу же брать такие организации на контроль. Думаю, у наших спецслужб есть возможности не доводить дело до крайности.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
Можно только приветствовать это предложение. Будет сделан очередной шаг в нужном направлении, который соответствует растущему осознанию нашим обществом и представителями власти опасности сектантского воздействия на население.
Когда мне прихожане жалуются на сектантов, я отвечаю одно и то же: жалуйтесь не мне, а представителям власти, которых выбираете, жалуйтесь в полицию. Обилие требований граждан приведет к сдвигу в нашем правовом поле и общественном сознании. И вот мы видим, что так и происходит - этому можно только радоваться.
Препятствий традиционным конфессиям не должно быть никаких. Законопроект требует прозрачности и подконтрольности, для пресечения незаконной деятельности должны быть дополнительные рычаги, которыми мы сейчас мало располагаем. Я надеюсь, это будет не последним шагом в борьбе с сектантством.
Фатых-хазрат Гарифуллин
муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России
Вопрос назрел давно. Я сам в Тюмени вижу, как люди раздают бесплатно какие-то книги, агитируют приходить на какие-то встречи. Конечно, надо бороться с этим беспорядком.
В исламе нет принуждения. Аллах говорит: «Вы призывайте, но не навязывайте вашу религию». Поэтому я считаю, надо положить конец этим сектантам, которые навязывают религию, предлагают свою литературу, вербуют. Верующий человек и без уличных подсказчиков знает, где ему найти информацию.
Закон не должен помешать традиционным конфессиям. Наши организации зарегистрированы официально, мы действуем на законных основаниях в рамках Конституции.
Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области
Под этот законопроект в некоторых случаях могут подпасть и традиционные конфессии. Например, в некоторых городах нет мечетей, верующие люди вынуждены собираться в частном доме, чтобы провести намаз - молитву. У соседей такие собрания вызывают недоверие, они звонят в полицию, те приезжают, начинают разбираться: некоторые нормальные стражи порядка сразу разговаривают с владельцем дома и решают вопрос мирно, а некоторые сразу всех задерживают, увозят в отделение, а потом разбираются. Такие случаи уже бывали у нас в области.
Секты были и будут, они действительно ведут себя агрессивно – пристают к людям на улицах, ходят по квартирам с агитацией. Как-то раз ко мне пристали на улице, и даже после того, как я им представился, все равно пытались обратить меня в свою веру! Фанатичные люди!
Конечно, надо жестче контролировать все законом. А то у нас даже ваххабистские организации свободно проходят регистрацию.
Алексей Гришин
Член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»
Похвально, что люди этим озаботились. Не знаю, будет ли этот закон эффективен и не повлечет ли он нарушений и прав каких-то групп граждан. Чтобы это определить, нужно изучать текст законопроекта, а если его примут, то наблюдать в динамике, как будет работать. Но что с сектами нужно что-то делать, сомнению не подлежит. Потому что эти миссионеры действительно уже довели: ходят по квартирам, хватают за руки и ведут себя агрессивно. С этим надо бороться.
Прежде всего, нужно проанализировать действующее законодательство, которое регламентирует такого рода домогательства. Может ответственность надо усиливать? Конкретизировать подходы, чтобы доказать вину было легче?
Но переходить на удостоверения и регистрацию в каком-то непонятном органе, чтобы получить разрешение ходить по квартирам - мне это непонятно. Разве чиновники могут запретить или дать разрешение стучаться в двери? А если я мусульманин и создаю свой независимый муфтият, кто мне выдаст удостоверение? Нужно найти наиболее эффективные и законные способы борьбы с навязыванием определенных религиозных взглядов.
Надо на федеральном уровне в одной-двух статьях действующего закона все урегулировать. В частности, можно запретить определенные виды миссионерской деятельности: навязывание своих взглядов, обход квартир, раздачу литературы в общественных местах, вне культовых зданий или образовательных учреждений.
Настораживает, что предложенная инициатива как раз региональная, то есть в соседнем регионе будут другие правила. А в теме религии нужна унификация на федеральном уровне. Разноплановые подходы к одним и тем же организациям приводят к тому, что у нас в некоторых регионах ваххабизма нет или почти нет, зато он расцвел в других, куда ваххабиты выехали после того, как их стали преследовать. И этот подход как раз приводит к дестабилизации внутри России. И мы еще погрязнем в судебных процессах, потому что на местную Думу будут в суд подавать. Так что все должно быть принято на федеральном уровне, в отдельном регионе принимать нецелесообразно.
Игорь Дабакаров
председатель Ульяновской еврейской культурно-просветительской общественной организации «Шалом», президент Общероссийской общественной организации «Российский еврейский молодежный конгресс»
Мне кажется, законопроект своевременный и нужный. Я сам неоднократно встречался с такими «миссионерами». Помнится, они как-то даже пришли к моим дедушке и бабушке. Хорошо, я подоспел вовремя. Смотрю, уже накрыт стол, незваные гости пьют чай и толкуют про своего наставника, который «придет и откроется перед вами». Пожилые люди доверчивы, они нередко пускают в дом незнакомцев, оказывают гостеприимство, что может закончиться для них очень плохо. Поэтому предложение архангельских депутатов я поддерживаю.
У нас есть традиционные конфессии, которые мирно сосуществуют. А когда появляются новые религиозные организации, которые выдают себя либо за иудейские, либо за православные, либо за иные, тут-то и начинаются конфликты.
Деятельность традиционных конфессий прозрачна, и такой закон, на мой взгляд, ущерба им не причинит. А псевдорелигиозным организациям станет сложнее. И очень хорошо - должен же за них кто-то взяться. Однако когда мы говорим о сектах, следует договориться, какие организации можно считать таковыми. А уж выяснить, какие цели они преследуют, - задача правоохранительных органов.