[13.10.2015] Оккультное мышление

Глендаур
Я духов вызывать могу из бездны
Хотспер
И я могу, и каждый это может,
Вопрос лишь, явятся ль они на зов.

Уильям Шекспир. Генрих IV

Мефистофель
(один, в длинной одежде Фауста)
Мощь человека, разум презирай,
Который более тебе не дорог!
Дай ослепленью лжи зайти за край,
И ты в моих руках без отговорок!

Иоганн Вольфганг Гете. Фауст

Почему люди искренне верят в сверхъестественные явления, не подтверженные наукой? Почему ищут истину в малопонятных, туманных, противоречивых оккультных книжках? Почему стремятся объяснять события собственной жизни не объективными факторами, а нематериальными влияниями типа кармы, порчи, родового проклятья, венца безбрачия, происков злых духов и пр.? Почему подпадают под влияние различных гуру, шарлатанов, продавцов воздуха, и, в конечном итоге, становятся членами тоталитарных сект?

Причин, конечно, много. Тут Вам и эскапизм – желание уйти от серой повседневности, и желание обрести оккультное могущество, и эвристики вместе с когнитивными искажениями (cognitive biases), и желание найти лекарство от неизлечимой болезни или выход из безвыходной ситуации.

В данной же статье мы рассмотрим оккультное мышление, которое, с одной стороны, может являться причиной увлечения оккультизмом, и, с другой стороны, формируется в процессе изучение оккультизма, когда человек как бы заражается вирусом, искажающим его мышление.

Кстати, под оккультизмом мы понимаем не только учения Элифаса Леви, или Папюса, или Станисласа де Гуайта, или Блаватской, или Гурджиева, или Макгрегора Мазерса, или Алистера Кроули – тысячи их. К оккультизму с полным правом можно отнести и экстрасенсорику вместе с биоэнергетикой и энерго-информатикой, и так называемое народное целительство по типу лженаучных рецептов Геннадия Малахова, и чистку кармы по типу опусов Лазарева, и воскрешение умерших по типу шарлатанства Грабового. А перечисленные ниже особенности оккультного мышления присущи и лжепсихологиям (типа соционики и НЛП), и психотерапевтическим учениям (типа юнгианства, расстановок по Берту Хеллингеру и трансперсональной психологии) – в этом случае речь идет о, как я его называю, психологическом оккультизме.

Итак, каковы же основные характеристики оккультного мышления?

Отрицание случайностей. Помните мультик «Кунг-фу панда»? Там говорящая черепаха и по совместительству великий учитель кунг-фу по имени Угвей любил повторять, что случайности не случайны. Мне этот мультфильм нравится, хотя он и эксплуатирует веру в то, что любой увольневатый толстячок сможет стать великим мастером кунг-фу, но это мультик, я подчеркиваю: мультик. В реальной жизни случайности случайны, т.е. за интригующими стечениями обстоятельств не стоят ни таинственные высшие силы, ни некие оккультные закономерности.

Оккультный анализ такого рода случайностей, например, случайных совпадений, чрезмерное внимание к ним, зачарованность ими скорее приведут к погружению в иллюзии и самообману, чем к обнаружению истины, ведь даже самые интригующие совпадения могут быть совершено случайными. Вот вам несколько примеров.

Отделить же случайное от не случайного помогают познания в теории вероятностей. К сожалению, ни рядовой обыватель, ни адепты оккультизма, ни оккультные учителя такими познаниями не обладают. Желающим хотя бы немного улучшить свою осведомленность в этой области современного научного знания смело могу посоветовать прочитать следующие статьи:

Кстати, успешно мимикрировавший под психотерапевта оккультист Карл Густав Юнг даже провозгласил новый формат причинности – синхронность, в рамках которого как раз и утверждается, что случайные совпадения не случайны и должны анализироваться в духе психоаналитических интерпретаций, гаданий и предсказаний будущего или мистических толкований.

Поиск закономерностей там, где их нет. Поскольку оккультисты не понимают разницу между случайным и закономерным, то они видят закономерности там, где никаких закономерностей нет. Они видят кармические, магические, герметические закономерности, которым подчинена жизнь людей и весь космос. Кстати, если такого рода закономерности ищет человек с диагнозом «шизофрения», то такого рода поиск и обнаружение скрытых закономерностей будут называться психиатрическим термином «апофения». В свою очередь симптом под названием «апофения» позволяет диагностировать шизофрению.

Заметим следующее: обнаруживать закономерности там, где их нет, оккультистам позволяет и так называемая «вера в закон малых чисел». В этом случае из единичного случая выводится закономерность. Например, положил человек в карман оккультный талисман, чтобы успешно просить о повышении заработной платы, пришел к начальнику, попросил, начальник согласился. Все! Оккультное мышление подсказывает однозначный вывод: именно талисман стал причиной повышения.

Мистические соответствия и ложные корреляции. Чтобы облегчить своим адептам обнаружение закономерностей там, где их на самом деле нет, оккультисты разработали целую систему соответствий, прежде всего, нумерологических и астрологических. С такими таблицами соответствий чему угодно можно придать оккультное значение, в чем угодно увидеть скрытый смысл.

Такого рода соответствия порождены, с одной стороны, случайными совпадениями, с другой стороны, примитивным ассоциативным мышлением, порождающим цепочки типа: «черный цвет – ночь – зима – север – холод» (для углубления в эту тему см. здесь). Запечатлены мистические соответствия и ложные корреляции во всеразличных оккультных трудах.

Конечно, научных оснований для того, чтобы считать, что, например, смуглость кожи связана с влиянием сатурна, а голубой цвет – с магнетическим флюидом, не существует и существовать не может.

Герменевтический характер мышления. Герменевника – это некое искусство толкования. Толкование – это вообще вещь если не совсем ненаучная, то во всяком случае присущая наукам чисто гуманитарным типа философии. Название «герменевтика», по-видимому, происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который был покровителем ловких торговцев, мореплавателей, а также по совместительству препровожал души умерших в загробный мир. Кстати, в оккультизме Гермес играет видную роль в виде Гермеса Трисмегиста – автора набившей оскомину «Изумрудной скрижали», а труды, якобы написанные Гермесом Трисмегистом, составляют в виде так называемого «герметического корпуса» важную часть мутных писаний, лежащих в основе оккультизма.

Герменевтический характер мышления подразумевает, что все трактуется оккультистами как символы и аллегории, во всем ищется и успешно находится скрытый смысл. Все интерпретируется как имеющее непонятное профанам содержание. Оккультист все события своей жизни, все оккультные тексты не принимает буквально, а толкует, истолковывает, стремится выцедить некую информацию, получать которую якобы и позволяют занятия оккультизмом.

Эту черту оккультного мышления достаточно точно выразил А.С. Пушкин:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь (выделено мной - АН),
Предчувствия теснили грудь.

Оккультисты постоянно гадают и ищут подсказки высших сил и знаки их благоволения или гнева. Кстати, примерно также поступают и психоаналитики всех мастей, которые везде стремятся видеть сигналы из подсознания.

Синкретизм. Говоря предельно просто, синкретизм - это смешивание совершенно разнородных конецепций. Оккультисты, действительно, смешивают несовместимое, например, каббалу и индуизм или понятия квантовой физики с оккультными понятиями. Кстати, ньюэйджевская фишка, идея-манок под названием «все пути ведут к истине» - это тоже проявление синкретизма. Отличный пример оккультного необоснованного смешивания, синкретизма – оккультное Таро, которое, с одной стороны, трактуется как послание древнеегипетских посвященных, а, с другой стороны, как кабалистический код (напомним, что каббала -  явление чисто еврейское), при том, что евреи в соответствии с Библией посрамили египетских магов еще во времена Моисея (познакомиться с другими перлами оккультной тарологии Вы можете здесь). Такой вот синкретизм, и

Нечувствительность к противоречиям. Да, из примера с оккультным таро ясно видно, что оккультисты не видят противоречий в собственных писаниях и рассуждениях. Кстати, понятие «нечувствительность к противоречиям» ввел французкий анрополог Леви-Брюль как одну из характеристик первобытного (дологического, пралогического) мышления, присущего народам, находящимся на стадии традиционного общества (это я дипломатически вуалирую словосочетание «примитивным народам»). Оккультные труды, действительно, полны явных и скрытых противоречий, которые совершенно не смущают оккультистов. Надо заметить, что один из способов не обращать внимания на противоречия – это убедить себя в том, что в оккультном тексте зашифрован некий тайный смысл, доступный лишь посвященным, а без посвящения текст будет непонятной мешаниной странных слов и нелогичных умозаключений.

Интуитивность и иррациональность. Да не смутит этот пункт адептов лженауки соционики, в которой интуитивность и иррациональность – это разные понятия! Оккультисты, когда стремятся улавливать некие сигналы или доверять собственной интуиции, т.е. субъективным, непроверенным объективно мыслям, чувствам, ощущениям, не понимают, что вместо обнаружения смысла человек часто привносит смысл которого не было, а вместо фактов обнаруживает артефакты. Поэтому мало ощутить некое интуитивное предчувствие, нужно еще проверить его объективно. А без этого человек скорее заблудится в собственных фантазиях, чем обнаружит нечто реально существующее.

Конечно, гораздо интереснее витать в облаках и улавливать некие мистичские влияния, сигналы, посылы, чем заниматься объективной проверкой. Последним занимаются не оккультисты, а парапсихологи, и, надо сказать, пока ни одного объективного подтверждения того, что интуитивные предчувствия адептов и посвященных хоть как-то связаны с реальностью, парапсихологам предъявить научному сообществу не удалось.

Избирательность. Вообще оккультисты все воспринимают и осмысляют очень и очень избирательно, не видят противоречий, очевидных несоответствий, избирательно извлекают из синкретируемых концепций одни компоненты и пренебрегают другими. В частности, удачные оккультные опыты типа передачи мыслей оккультисты трактуют как достоверные, а не обусловленные случайным совпадением, тогда как неудачные оккультные опыты объясняют нехваткой оккультного могущества, не достаточно высоким уровнем посвящения, бурями в астрале, кармическими влияниями и пр. Конечно, ни будь избирательности, было бы гораздо труднее подтасовывать факты и заниматься льстивым, нашептывающим об оккультном могуществе, самообманом.

Эгоцентризм. Мозг, так сказать, пораженный оккультным мышлением, не делает многих поправок и не учитывает многих факторов. В частности, не делает поправки на то, что некие «чудесные совпадения» на самом деле не такие чудесные, поскольку имели место в жизни множества людей, а не только в жизни самого оккультиста. Не учитывает, что нечто, воспринятое оккультистом как секретное, зашифрованное послание, предназначенное именно для него, увидели и заметили множество людей. Человеку, пораженному оккультным мышлением не просто кажется, что природа, мир, космос говорят, но что они говорят именно с ним. При этом оккультно мыслящий уподобляется ребенку, который, видя, что солнце не удаляется, если побежать, думает, что солнышко бежит за ним, играя в догонялки.

Кстати, поскольку эгоцентризм – это черта, прежде всего, детского мышления, можно предположить, что оккультисты инфантильны, являются кидалтами, никак не могут избавиться от детской потребности верить в сказку и разговаривать со сказочными персонажами, ждут безусловной любви от всемогущих родителей.

Чрезмерное доверие своим интуитивным, ни на чем не основанным выводам – это тоже один из аспектов эгоцентризма оккультного мышления, как и мечта об оккультном могуществе, как и восприятие себя в качестве избранного и посвященного в тайны авгура, прячущего язык за щеку, чтобы не проболтаться.

В целом слепая вера собственным выводам, ассоциациям, интуиции как нельзя лучше характеризуют оккультное мышление. Для его носителей (или для его жертв?), действительно, характерно отсутствие желания проверить собственные выводы, найти объективныедоказательства. Оккультисты, на самом деле, слепо доверяют своей интуиции, предпочитаемым оккультным трудам и оккультным учителям. И если люди науки любят истину и склонны искать факты, которые могут подтвердить или опровергнуть возникшую идею, то оккультисты пленяются заманчивой идеей и не хотят ее проверять. В том числе поэтому оккультисты противоречат друг другу: самому себе оккультный автор всегда доверяет больше и может с легкостью что-то взять у другого автора, а что-то выбросить (такой вот оккультный субъективный релятивизм). И поэтому, на мой взгляд, существует так много оккультных учений, совершенно противоречащих друг другу (можно предположить, что сходные факторы определяют и множественность школ соционики или психотерапии).

Понятно, что если оккультное мышление создателя того или иного оккультного учения характеризуется слепым доверием самому себе, то оккультное мышление адептов оккультных учений характеризуется слепой верой в слова гуру. На этой основе может даже возникать психологическая зависимость от какого-нибудь магистра черной магии или трижды романтического мастера.

В заключение хочу отметить, что оккультное мышление, с одной стороны, позволяет обманывать, подтасовывать факты, интеллектуально мошенничать и манипулировать сознанием, с другой стороны, оно позволяет заблуждаться, видеть закономерность там, где ее нет, одевает на адепта розовые очки, при взгляде на мир через которые мир наполняется магией, скрытыми смыслами и загадочными совпадениями.

Александр Невеев