[18.06.2015] Случай с Карауловой бросает государству и обществу вызов
Как сообщалось, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что проблема внедрения фундаменталистской, экстремистской идеологии в России является предметом постоянного внимания соответствующих ведомств и служб. О причинах ухода россиян в ИГИЛ и том, что нужно предпринять для искоренения «случая Карауловой» рассуждает в интервью «Русской народной линии» православный юрист, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:
В России сегодня проживает более 140 миллионов граждан, поэтому вполне вероятно, что небольшая их часть может быть подвержена влиянию различных экстремистских течений и организаций. Эти люди могут искать смысл своей жизни в радикальных учениях. Кто-то из них, как например неоязычник Степан Комаров, совершает преступления в России, а кто-то, возможно, решится покинуть страну и отправиться в т.н. Исламское государство.
Сегодня главной проблемой нашего государства и общества является определение национальной идеи – той идеологии, которая объединила бы жителей России, придав смысл и мотивацию для развития и участия граждан в жизни страны.
Для формирования этой идеи и для консолидации российского общества вокруг общих ценностей серьезной проблемой является 13 статья Конституции, которая запрещает устанавливать государственную идеологию. Мы уже обсуждали проблему другой статьи Конституции, в которой говорилось о верховенстве международного права над российскими законами, что является фактическим подчинением России международным организациям.
Отсутствие идеологии также является серьезной проблемой. Например, чему учили в школе в последние десять лет? Толерантности – терпимому, благожелательному отношению к любым отклонениям, парадоксальным идеям для нашего общества. Сегодня государственные мужи только начинают говорить о патриотизме, о любви к Родине.
Поиск молодыми людьми всевозможных радикальных и экстремистских течений связан с отсутствием национальной идеологии, разделяемой большинством граждан. Если для людей старшего поколения приемлемы компромиссы, то для молодежи очень важно понимать, что такое добро и зло, в каком направлении нужно двигаться. Но когда общество не отвечает на вопросы молодежи, а все разговоры сводит к толерантности, то человек начинает самостоятельный поиск, который кого-то приводит в ИГИЛ, а кого-то к страшному преступлению, как в Южно-Сахалинске, когда молодой человек Степан Комаров пришел в храм и начал стрелять в прихожан. Он убивал людей не из хулиганских побуждений, а руководствовался идеологией т.н. неоязычества. Не все уходят в экстремизм под вывеской ислама, кто-то уходит в неоязычество. Такая позиция появляется из-за вакуума в обсуждении нашей истории, нашей идентичности.
Это в том числе следствие серьезного провала в преподавании исторических знаний, того, что в стране до сих пор нет единого учебника по истории. Этот предмет преподают совершенно по-разному. Когда общаюсь с молодежью, то понимаю, что они не обладают даже самыми элементарными историческими познаниями. К сожалению, сегодня в школе учат стыдиться своей историей, а не гордиться ей. Поэтому вполне объяснимо, что человек в поиске точки опоры ищет внутренне логичную радикальную идеологию, которая дает ответы на любые вопросы. Чтобы избежать подобных крайностей, важно об этом спокойно и доказательно говорить.
Случай с Карауловой бросает государству и обществу вызов. Если мы начали поиск пути национального суверенитета, то нельзя останавливаться на середине дороги. Мы уже обозначали свои интересы и субъектность на международном уровне, поэтому необходимо четко сформулировать наши идеалы, ради которых мы будем жить и защищать свою страну.
Важно, чтобы и государственные мужи и общество понимали, что на протяжении столетий национальной идей России, объединявшей сотни народов, была идея православного государства. Эта не исключает сохранение самобытности и культуры малых народов Отечества, а постулирует тот идеал жизни, который проповедует Церковь и о котором говорится в Евангелии – идеал самопожертвования, солидарности, справедливости. Евангельские ценности, которые служили руководством для нашего народа на протяжении многих веков. Мы должны признать, что ХХ век был временем непростого внутреннего конфликта, из которого мы обязаны выйти и вернуться к традиционным ценностям, переосмыслив и четко сформулировав их для наших сограждан, особенно для молодежи. К этому надо стремиться.