[31.05.2015] Мирянин и Евхаристия
Что церковные каноны говорят о том, каким образом мирянин должен участвовать в богослужениях, в том числе самом главном из них – литургии? Об этом рассказывает протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия.
Сейчас в практике Поместных Православных Церквей мы видим, что миряне, естественно, на различном уровне, могут принимать участие в богослужении и по благословению епископа имеют возможность участвовать даже в церковном учительстве, церковных Соборах, в избрании членов клира, церковно-административной хозяйственной деятельности.
В Уставе Русской Православной Церкви редакции 2013 года определению, кем является мирянин, посвящена 16-я глава, где в соответствующем разделе о приходе и о прихожанах сказано следующее: «Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». И следующий пункт, собственно, объясняет, в чем состоит эта живая связь: «Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к духовно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода». То есть, хотя не указана регулярность причащения, не указана регулярность участия в других Таинствах, все-таки в Уставе упоминается, что эта живая связь предполагает: человек причащается регулярно и действительно является участником жизни прихода.
Поскольку каноническое право, как и любая другая юридическая наука, является наукой формальной, эти каноны носят двойной характер: с одной стороны, характер предписывающий, когда мирянам нечто повелевается, с другой стороны, имеются правила, ограничивающие или каким-то образом уточняющие их участие в богослужении.
Начну с этих правил. Как известно, в современной практике некоторых Поместных Церквей принято, что миряне участвуют в избрании клириков на всех уровнях, начиная с приходского священника; в некоторых Церквах, как например, в Русской Православной Церкви, они принимают участие в избрании Предстоятеля Церкви.
В 5-м правиле Лаодикийского Собора мы можем прочитать следующее: «Хиротонии не должны совершаться в присутствии слушающих». Согласно толкованию комментаторов XII столетия, под хиротонией в данном случае нужно понимать не собственно священнодействие, а избрание на ту или иную священную степень. Вот как пишет канонист XII века Зонара: «Поистине неполезно, чтобы при выборе епископа присутствовало много слушающих, если и до сегодняшнего дня между избирающими совершаются частые споры. Хотя и не по всем правилам совершается дело, однако избрание проходит тайно. Хиротония же совершается открыто, чтобы те, кто присутствуют и вместе поют «Аксиос», были приняты в качестве свидетелей и соучастников».
Далее мы можем рассмотреть такую область, вполне очевидную в пастырской практике, как участие в церковном пении. И здесь мы таже сталкиваемся с тем, что правила ограничивают участие мирян. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, который оставил наибольшее количество норм в отношении участия мирян в богослужении, «не должно петь в церкви кому-то другому, кроме клириков-певцов, которые восходят на амвон и поют по девтерию, то есть по певческим пергаментам». Та же норма сохраняется и в правилах Трулльского Собора. Правило 75 говорит: «Мы желаем, чтобы приходящие в церковь петь не испускали бесчинных воплей, не принуждали свое естество к крику и не добавляли ничего неприличного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением возносили псалмопения Богу, взирающему на сокровенное. Ибо Священное слово учило сынов Израилевых быть благоговейными». Далее законодатель говорит о том, что и церковное пение, и церковное чтение должно быть совершаемо только теми людьми, которые на это поставляются соответствующей церковной властью.
Кроме того, отдельные правила относятся к теме, которая непосредственно касается одобренного на Архиерейском Совещании документа «Об участии верных в Евхаристии». В них говорится о том, какие санкции со стороны церковной власти возможны в отношении тех мирян, которые пренебрегают той самой живой связью прихода, о которой я уже упоминал. Есть ли какая-то норма, которая наказывает за редкое причащение? Как мы знаем, канонический корпус несколько раз обращается к этой теме. В частности, в 19-м правиле Лаодикийского Собора сам порядок причащения определяется таким образом, что в алтаре могут причащаться только священнослужители, только клирики. Миряне причащаются вне алтаря. Несколько правил дополнительно говорит о том, что в алтарь не имеет права входить ни один мирянин, но, как писали комментаторы в XII веке, за исключением императора.
О частоте причащения правило Сардикийского Собора говорит следующее: «Вспомните, как в прошлом отцы наши определили, что если мирянин, находясь в городе (имеется в виду, что он пребывает в том месте, где у него есть возможность причаститься – прим.) в три воскресных дня в течение трех недель не придет в собрание, он должен быть отстранен от общения. Итак, если это поставлено относительно мирян, но недолжно, неприлично и неполезно епископу или клирику, не имея никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, надолго оставаться вне церковного общения». То есть эта норма, которая потом будет повторяться и в правилах Трулльского Собора, была общеизвестной: если человек не причащается три воскресных дня подряд, он тем самым сам отлучает себя от живого общения с Церковью.
Как мы видим, законодатель все-таки стремится определить не только меру и способы участия мирян в богослужении, но также и предписывает какие-то ограничения. Кроме того, также есть неоднократно повторяющиеся в нашем каноническом корпусе нормы о том, что мирянин даже не может читать божественные книги (имеется в виду, естественно, на богослужениях суточного круга или Апостол на литургии), если у него нет хиротесии во чтеца. Например, в 33-м правиле того же Трулльского Собора говорится: «Читать с амвона божественные словеса народу по чину причисленных к клиру не позволено вообще никому, кроме тех, кто получил священническое посвящение и благословение от своего пастыря, в соответствии с правилами. Если же кто-то будет уличен в том, что поступает вопреки предписанию, то будет отлучен». И эти примеры можно множить.
В любом случае мы видим, что церковный законодатель все-таки предполагает некую разницу между теми мирянами, которые участвуют в церковной службе, и теми, которые назначены церковной властью для специального участия в богослужении. Особенно это касается чтения и пения.
Более того, некоторые правила регламентируют и причащение. 58-е правило Трулльского Собора нам сейчас покажется не столь актуальным, тем не менее, оно гласит: «Никто из числа мирян да не преподает себе Божественные Таины, когда есть епископ или пресвитер, или диакон». По смыслу самого выражения можно предположить, что, если нет ни пресвитера, ни диакона, ни епископа, мирянин, получается, может себе преподавать Божественные Таины. Преподобный Никодим комментирует это следующим образом: «Тот мирянин, который сам себя причащает Божественных Таин без необходимости, имеется в виду, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, поступает самонадеянно и присваивает себе вопреки законам достоинство священства. И по праву причащать дано иереям, а не мирянам, почему настоящее правило дерзающего делать так, несмотря на то, что есть иерей, отлучает от Церкви на одну неделю ради того, чтобы этот человек, по слову апостола, учился не думать о себе больше, чем должно думать». В общем-то прецедент такого мирянского причащения те же законодатели видят в свидетельстве Симеона Фессалоникийского, который в своих «Вопросах ответах» в 41-м вопросе говорит о монахах, которые, не имея священного сана в пустыни, тем не менее, имели позволение архиерея по практике Византийской Церкви, по практике Поместных Церквей приобщаться Преждеосвященными Дарами. То есть речь идет только об этом случае.
В рамках этой темы можно говорить также о тех канонах, которые запрещают прикасаться к священным сосудам, входить в святой алтарь и т.д. То есть мы видим, что есть целый комплекс канонов, которые напрямую ограничивают участие мирян в богослужении. Остается спросить: а есть ли какие-то каноны, которые, наоборот, предписывают мирянам нечто по отношению к богослужению?
Конечно, такие каноны тоже есть, причем как в отношении священников, клира по отношению к мирянам, так и наоборот – мирян по отношению к клиру. Самое известное, наверное, правило из истории Византии, которое касается богослужения (хотя источником является не собственно церковная власть, а власть императора) – это новелла Юстиниана «О чтении Евхаристических молитв». Правило было подтверждено уже в IX веке, тогда же, когда святителем Фотием Великим составлялся Номоканон. В формулировке сборника «Василики» это звучит следующим образом: «Мы повелеваем, чтобы все пресвитеры не тихо, а громогласно, во всеуслышание православного народа совершали Божественное приношение и молитвы при святом крещении, чтобы вследствие этого души верующих возвышались до большего сердечного сокрушения и прославления Господа Бога». Данное правило еще более усиливает формулировку новеллы императора Юстиниана, поскольку в той было сказано, чтобы слова Евхаристии (то есть молитвы во время Евхаристического канона) были слышны всем верным, находящимся в алтаре – речь не шла о всем пространстве храма.
Все предписывающие правила касаются только двух моментов. Прежде всего, говорится, что тот христианин, который молится во время богослужения и не имеет никаких прещений (собственно, если б он их имел, то не мог бы находиться на службе) в конце литургии так же, как и клирик, должен причаститься. Если мирянин не причащается, значит, должен представить какую-то благословную причину, почему этого не делает, раз никакое церковное отлучение ему в этом не препятствует.
Кроме того, ряд установлений, например, 9-е Апостольское правило, говорят о том, что всех верных, которые входят в церковь и слушают Писание, но не остаются на молитве во время Святого Причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви. Можно приводить и другие подобные правила. Например, Антиохийский Собор установил: «Всех входящих в церковь и слушающих Священное Писание, но в нарушении порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от Причащения и Евхаристии должно отлучать от Церкви до тех пор, когда они будут в состоянии, исповедовавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его». Все комментаторы согласны с тем, что речь идет именно о предписании причащаться на той литургии, на которой мирянин присутствует.
Кроме того, есть еще одно предписание, которое напрямую связано с документом «Об участии верных в Евхаристии». Это правило Апостольское 69-е, которое говорит следующее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен». Вполне ясно, что здесь, как и в правиле 49-м Лаодикийского Собора и некоторых других, речь идет о соблюдении установленных Церковью постов как норме, необходимой для участия в Евхаристии.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» мы читаем: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям». То есть здесь мы видим, что вроде бы законодатель вводит разделение мирян на две категории: те, которые причащаются несколько раз в году, и те, которые причащаются часто, как здесь сказано, «несколько раз в месяц», что, как вы видели, является канонической нормой. При этом, соблюдая все предписанные Церковью посты, они не держат какого-то специального приготовительного поста, отдельного от поста в среду и пятницу или в Великий пост. Может показаться, что действительно такое разделение проводится. На самом деле в документе ничего не говорится о том, что даже первая категория, то есть те, которые причащаются реже, несколько раз в год, свободны от правила, которое требует обязательного соблюдения поста. Соблюдение поста – это каноническая норма, которая должна соблюдаться независимо от того, насколько часто человек приступает к Святому Причащению.
Общеправославное законодательство, которое зафиксировано в Номоканоне святителя Фотия, и законодательство отдельных Поместных Церквей, естественно, могут различаться в том смысле, что частное законодательство приспособлено к жизни в конкретной ситуации и на конкретной территории.
При этом все правила, предписывающие или, наоборот, ограничивающие участие верных в Евхаристии, могут применяться только с одним условием: когда миряне, осознают живую связь со своим приходом, когда их членство в приходе будет не номинальным, когда действительно это будут люди, осознающие, что, причащаясь Святых Таин, они тем самым являются свидетелями своей веры в Церковь.
В основе публикации –
доклад протоиерея Александра Задорнова наконференции
с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа
Протоиерей Александр Задорнов
Православие.ру