[28.05.2015] Нам навязывают невосприимчивость общества к яду, к разлагающей его идеологии
Начиная с нового учебного года в столичных школах в рамках курса «Обществознание» будут проходить «уроки толерантности». Об этом сообщил председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных и религиозных объединений Антон Палеев.
Курс будет состоять из пяти уроков. Каждая школа проведет один урок в каком-то знаковом православном храме, второй в исламском центре, третий в еврейском Музее толерантности, четвертый - в буддистском культурном центре. Пятый, завершающий урок, пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата.
«Нужны ли, на ваш взгляд, такие уроки? Разумно ли в данном случае выбирать именно эти конфессии – учитывая, что, к примеру, армян в Москве существенно больше, чем буддистов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Проблема в том, что эти уроки не имеет отношения к истинному пониманию той или иной религиозной культуры. Это светская показуха, и исходит это от светской власти, причем даже не российской, а мировой, которая исходит из идейных и мировоззренческих представлений, резко отличных от религиозной культуры. Поэтому всерьез к этому относиться невозможно».
«Если пытаться понять основные мировоззренческие константы и фундаментальные истины, то тут толерантность совсем не работает. Потому что как можно совместить православие с его верой во Христа - и буддизм с его верой в то, что надо от всего отрешиться, чтобы достигнуть нирваны? А с точки зрения толерантности оказывается, что так можно. Ну, флаг им в руки. Но к нашему самостоянию во Христе это не имеет никакого отношения. Поэтому и непонятно, для чего эти уроки в России», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «В мире, в котором мы живем, разумно из любых ситуаций (как хороших, так и плохих) научиться извлекать пользу. И с этой точки зрения, наверное, можно получить пользу от таких уроков - если такая возможность будет предоставлена. Интересно сходить туда, куда обычно не пускают или очень сложно прийти просто так, "с улицы". Это точно будет не во вред, а быть может, и полезно - для общего развития».
«Удивляет другое – произнесение слова, которое режет нам слух и лишний раз будоражит сознание – "толерантность". Вообще это медицинский термин, обозначающий способность организма противостоять ядам. Между тем чиновники от образования вкладывают в него иной смысл. Когда его произносят, добиваются терпимости, безразличия, быть может, даже беспринципности. Да, хорошо иметь познания и быть терпимыми. Но человек живет не в абстрактном мире. Он должен понимать, кто он, какого племени, во что верит, знать, во что верили его родители, как образовалась такая огромная страна и как существовала в мире и согласии, не имея никаких межнациональных конфликтов, пока не пришли люди, произносящие слово "толерантность". Ответом на эти вопросы могла бы стать целенаправленная программа по образованию и воспитанию русских детей на основе традиционных православных ценностей. И "приложение" к ней - обучение таким добродетелям, как терпимость и снисходительность, уважение к чужому мнению и к другой культуре – что, быть может, подразумевают авторы этой идеи», - заключил он.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «толерантность – это по сути размывание религиозных границ». «С религиозной точки зрения истина одна. А толерантность предполагает не только вежливое, доброжелательное отношение к носителям другой религии, но и то, что они также носители некой истины. Другими словами, нам навязывают мысль, что одной истины быть не может, что "у каждого своя истина". И с этим мы никак не можем согласиться. Только Церковь - носительница Истины. Вместе с тем мы не относимся к другим религиям враждебно, наоборот, стремимся к миру, взаимопониманию. Но должны твердо говорить (во всяком случае, своим собратьям-христианам, особенно детям) – эта идея, которую пытаются нам навязать, есть религиозное заблуждение. Чего хотят добиться инициаторы проведения уроков толерантности, сказать сложно. Мне эта идея не по душе – создается впечатление, что нам таким образом пытаются очередной раз навязать мысль: истина присутствует везде понемножку. Ну и наложить запрет на всякую критику», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сообщил, что он разговаривал с представителями одной региональной думы, и в разговоре прозвучало слово «толерантность». Депутат оборвал своего собеседника, сказав: «Оно не популярно, мы им не уже пользуемся».
«Напомню: исходно толерантность значит "невосприимчивость к яду". Применение этого термина по отношению к обществу означает невосприимчивость общества к яду, к разлагающей его идеологии. Это терпимость ко всему. Есть люди, у которых высокий болевой порог, они не чувствуют боли. Разве мы хотим, чтобы наше общество перестало быть чувствительным к внешнему агрессивному воздействию? Считаю, ему это будет только во вред. Думаю, "приучать к толерантности", водя по православным храмам, синагогам, мечетям, - не полезное ни детям, ни обществу занятие. В качестве альтернативы могу предложить провести в этот день урок по культуре религии, которая ближе семье того или иного учащегося. Мусульмане пойдут на экскурсию в ближайшую мечеть (хотя, думаю, они и так ходят туда каждую пятницу), дети православных христиан - в храм (хотя и так бывают там по воскресеньям), - а в Госдуме, полагаю, вообще будет аншлаг», - подчеркнул он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что наши школьники должны получать как можно больше различной полезной информации, однако это не должно быть в ущерб основной образовательной программе.
«Если уроки толерантности введут за счет сокращения основных предметов, это ни к чему хорошему не приведет. Толерантность невежественного человека - не та цель, к которой должна стремиться наша школа. Кроме того, проведение таких занятий в центрах религиозных конфессий несет некую опасность для каждой семьи. Например, дети из православных семей должны, прежде как следует узнать Православие, и лишь затем знакомиться с другими религиями», - подчеркнул о. Серапион.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), полагает, что, видимо, речь идет не об ознакомлении с какой-то конкретной религией, а вообще с религиями, представленными в России, которые можно считать мировыми.
«Конечно, буддизм, иудаизм, ислам – мировые религии. В общем, идея понятна. Но не знаю, каким будет эффект от ее воплощения. Здесь есть другая опасность – перегнуть палку. Попытка выработать у человека толерантность ко всем религиям может стать прививкой от любой идеологии и религии вообще. "Мы живем, потакая страстям, делаем, что хотим, но толерантно относимся ко всему" - таков сегодняшний западный стиль. Вот в этом я вижу изъян. Нужно постараться, чтобы этого не было. Ну а ознакомить школьников с традициями разных культур, думаю, было бы неплохо», - заключил он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что само по себе название «уроки толерантности» уже наводит на какие-то тяжелые ассоциации, связанные с «европейскими ценностями».
«Если знакомить детей с разными религиями, существующими в России, то, возможно, надо было назвать "уроки истории разных культур". Сегодня существует устоявшийся стереотип, что толерантность - это стирание принципов и границ, то есть человек должен поступаться своими принципами в пользу каких-то меньшинств или еще чего-то. Поэтому такое название в этом случае неуместно. А польза от таких уроков будет зависеть от того, кто их будет проводить. Вообще неплохо, чтобы дети познакомились с вероисповеданиями, которые существуют в нашей стране. Главное не навязывать и не заставлять», - заключил священник.