[10.04.2015] О сектантских нападках на православную Пасху
Среди множества протестантских ответвлений и сект есть одна своеобразная, которая называется «Адвентисты седьмого дня». В числе ее отличительных особенностей – избирательное возвращение к исполнению ветхого закона иудейского в том, что касается соблюдения субботы и времени празднования Пасхи. Для того, чтобы доказать свою правоту и отвратить людей от празднования православной Пасхи, они распространяют по рунету «разоблачающие» ее тексты, особенно активно занимаясь этим в день нашего праздника. Кроме адвентистов отрицают Пасху и свидетели Иеговы.
Поэтому уместно именно в день Пасхи и разобрать всю возводимую сектантами клевету на этот праздник. Знакомясь с ней, я вспоминал святого Иоанна Златоуста, сказавшего про некое заблуждение: не знаешь, что делать: то ли возмущаться наглости придумавших, то ли смеяться над глупостью поверивших этому. Удивительно, что, несмотря на всю абсурдность и непристойность «антипасхальных» измышлений, находятся те, кто им верит. Впрочем, перейдем к рассмотрению сектантских тезисов.
В одном из сектантских текстов некий «Пророк из Израиля Иосиф Шмуэль» сообщает, что будто бы христиане «вавилонское и египетское язычество, посвященное богине Иштар, она же Изида египетская… праздник плодородия и сексуальной распущенности смешали с еврейским песахом и еврейским Мессией. Отсюда куличи с яйцами… и кролики». Чтобы у читателей не осталось никаких сомнений, новоявленный пророк приводит доказательства.
Вот первое: «ВАВИЛОН Одним из атрибутов культа богини Астарты (Иштар) были яйца и кролики, олицетворявшие собой плодовитость, плодородие. Затем традиция перекочевала к северным народам. Можно встретить у кельтов, древних славян. Мы до сих пор так считаем, говоря: “Несутся, как яйца” и “Плодятся, как кролики”. Эти символы связаны с жертвоприношениями богини плодородия и к библейской Пасхе никакого отношения не имеют».
Интересно, где это существует такая поговорка: «несутся, как яйца»? Куда яйца могут нестись? Как? Это вообще-то куры несутся яйцами, а не наоборот. Ну да ладно, поговорим по сути. Мне, как дипломированному религиоведу, конечно, доводилось изучать шумерское и вавилонское язычество. И нигде не попадались упоминания о связи культа богини Иштар с яйцами и кроликами. Вообще-то древних изображений богини Иштар сохранилось немало, и всегда она изображается со львом, иногда также с совами, но никаких кроликов и яиц.
Но может быть, я что-то пропустил? Обратившись к поисковику, обнаруживаю, что ни в одной научной публикации, посвященной вавилонской религии, о такой связи не упоминается. Все упоминания – это в «противопасхальных» интернет-опусах сектантов и атеистов, цитирующих друг друга. Посмотрим, а какой вообще ареал распространения кроликов в мире? И вот что мы видим: «Больше половины всей мировой популяции кроликов обитает в Северной Америке. Кролики также исконно присущи для юго-западной Европы, юго-восточной Азии, Суматры, некоторых островов Японии; а также некоторых частей Африки и Южной Америки. Кролики не водятся на большей части Евразии». То есть кроликов даже физически не было на территории Вавилонского царства, и вавилоняне в принципе изображать Иштар с кроликом не могли, даже если бы хотели, – этот зверь им был неведом так же, как и кенгуру. Так что перед нами типичный фейк – заведомо ложная информация, распространяемая с расчетом на то, что подавляющее большинство не станет проверять и проглотит с полным доверием.
Любознательный читатель спросит: «А при чем здесь вообще наша Пасха и кролики?» – и будет совершенно прав. Ни при чем. Никакого отношения нет. Это чисто западная традиция, возникшая довольно поздно в Германии. Впервые она упоминается в XVI веке. По легенде, которая с самого начала имела характер сказки для детей, на Пасху некий заяц приносит детям разноцветные яйца и прячет их, так что их надо найти. Немецкие колонисты привезли этот обычай в XVIII веке в Северную Америку, где он стал очень популярен во второй половине XIX века, и заяц заменился на кролика. Ни к православной традиции, ни даже к древней западнохристианской все эти зайцы-кролики никакого отношения не имеют.
Почему же этот «пророк из Израиля Иосиф Шмуэль» написал про кролика в тексте о православной Пасхе? Да потому что он тупо скопировал информацию с англоязычных источников, даже поленившись ее как-то отфильтровать.
Ладно, читаем далее господина Шмуэля:
«ЕГИПЕТ Изначальная идея культа Исиды заключалась в следующем. Когда злые атланты убили и разрубили на 14 частей Осириса – мужскую половину богини Исиды – и разбросали его по всем сторонам света, она сама пошла собирать эти части». – Погодите… Атланты? Мифический народ Атлантиды, описанный в «Диалогах» Платона? Как они могли убить Осириса, причем в «изначальной идее культа Исиды», когда древние египтяне об этом позднем греческом мифе знать не знали и ведать не ведали? Вообще-то, согласно источникам по египетской мифологии, Осириса убил Сет, и Осирис был не «мужской половиной Исиды», а ее мужем.
Шмуэль продолжает рассказ: «Удалось собрать всё, кроме половых органов, которые проглотил крокодил – Злой Дух, обитающий в Ниле. Для этого собранного по частям и магически оживленного мужа Исида приказала изготовить искусственный золотой Лингам, он же – фаллос». Вообще-то не крокодил, а рыбы, и не из золота, а из глины, и при чем здесь слово “лингам”? Это понятие из индуизма, обозначающее каменное изваяние, понимаемое как символ бога Шивы и включающее в себя изображение мужского полового органа. Как Исида могла «изготовить лингам»? Она исповедовала индуизм? От кого бы ей узнать про него? Не от атлантов ли?
Читаем дальше про культ Исиды: «Каждый год на Пасху очередной, специально выбранный отшельник в разгар культового действа на глазах у одуревшей толпы сам себе отрезал мужские органы и кидал их на алтарь Исиды» – вы не ошиблись при чтении – именно на Пасху! И это всё говорится про «изначальный культ Исиды», при том что ранние статуэтки Осириса и Исиды датируются 3000 лет до Рождества Христова – то есть задолго до того, как евреи вышли из Египта, в честь чего и был установлен праздник ветхозаветной Пасхи. Однако это не смущает самозваного «пророка» и цитирующих его сектантов – и действительно, если древние египтяне верили в греческих атлантов, воздвигали индуистские лингамы, то почему бы им заодно не справлять и еврейскую Пасху? Гулять так гулять! Далее наконец говорится то, ради чего автор городил весь предыдущий бред: «Со временем этот ритуал стал вызывать чувство омерзения у народа, и священнослужители алтаря Исиды трансформировали его в жертвоприношение отождествленных фаллосов из теста – то, что в настоящее время в церкви называют куличами. Соответственное белковое смазывание кулича сверху и разукрашенные куриные яйца довершают полноту картины!»
Я прошу прощения у читателей за то, что пришлось процитировать эту мерзость, но поскольку она активно распространяется в интернете и преследует цель заложить в русского читателя отвращение к нашим пасхальным обычаям, а через это и к самому празднику Пасхи – необходимо дать ответ, чтобы ложь не распространялась удобнее из-за отсутствия опровержения. А указанная выше идея весьма популярна у российских адвентистов. Например, она подробным образом смакуется в тексте Антона Зарубы, опубликованном на одном из крупных адвентистских сайтах. Там столько всякой мерзости собрано, что удивляешься: как такие по сути порнографические тексты могут публиковать люди, считающие себя христианами? По сравнению с этим даже текст господина Шмуэля кажется целомудренным. Заруба тоже приводит упомянутые идеи про оскопление у древних египтян и пирожки с разноцветными яйцами как его замену.
Коротко говоря, в этой идее адвентистов, состоящей из двух тезисов, оба ложные. Во-первых, никаких таких культов у древних египтян не было. Миф об Осирисе и Исиде подробно описывает Плутарх, он упоминает, что у египтян было празднество в честь полового органа Осириса, но оно заключалось в процессии, которая несла по городу статую «бога» с увеличенным членом – и всё. Никаких оскопляющих себя отшельников и египетских «куличей» с яйцами. Не упоминает о них и Геродот, посетивший Египет за 600 лет до Плутарха и подробно описавший тамошние обычаи. То есть это всё очередной фейк, придуманный специально, чтобы увязать давно сгинувший языческий обычай с православной Пасхой.
Во-вторых, собственно о куличах. Сектанты в подтверждение своих измышлений приводят фотографии исключительно вертикальных куличей, а всё вертикальное у них ассоциируется строго по Фрейду. Между тем классическая форма кулича – горизонтальная. Хотя сейчас куличи пекут разных форм, даже в виде фигурных кексов, на картинах русских художников XIX века, посвященных Пасхе, мы видим только куличи горизонтальной формы[1], куличи вертикальной формы появляются только на картинах ХХ века.
Собственно, само слово кулич происходит от греческого κόλλιξ – «хлеб круглой или овальной формы», что также как бы намекает на ложность сектантских утверждений. Наконец, пасхальный кулич по своему значению – домашний эквивалент артоса, церковного хлеба, выпекающегося только для пасхальной недели. Артос, как известно, всегда горизонтальный. «В литургических комментариях происхождение артоса часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерусской литературе это сказание об апостолах содержится в послании епископа Тверского Нила Грека († 1521)… тот же сюжет использовался в XVII веке для настенных росписей ярославских церквей… Таким образом, артос напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным хлебом жизни (Ин. 6: 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич»[2].
Сектанты любят цитировать некоего А.А. Опарина, который первым стал фантазировать насчет происхождения кулича от древних языческих культов, утверждая, что якобы «во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца». Хотя адвентисты ссылаются на него как на историка, в действительности по образованию он медик. Что бывает с математиком, взявшимся учить истории, мы уже видели на примере Фоменко, с врачом, взявшимся за религиоведение, получилось не лучше. По уровню невежества и фейков тексты Опарина не сильно отличаются от разобранного выше текста Иосифа Шмуэля, подробно о нем говорить нет смыла, учитывая, что ответы на его опусы уже были[3].
Что же касается обычая красить вареные куриные яйца в красный цвет, то он известен еще у ранних христиан Месопотамии и давно распространился как на Западе, так и на Востоке христианского мира. Объяснений у него много – например, красный цвет традиционно объяснялся как символ крови Христовой, пролитой на кресте за грехи мира, сама форма яйца – как символ того камня, которым была завалена гробница с телом Иисусовым и который увидели отваленным мироносицы и апостолы. Есть и другие версии – например, что поскольку Великим постом запрещено вкушение яиц (наряду с молоком и мясом), а холодильников в древности не было, то яйца варили, чтобы сохранить их до Пасхи, когда ими можно разговеться, а чтобы не спутать с сырыми яйцами, вареные окрашивали.
И, конечно, нигде и никогда не было ни правила, ни обычая, что яиц может быть только два и их нужно класть непременно рядом с вертикально ориентированным куличом, как требуется для похотливой фантазии сектантов. Поистине, только человеку с совершенно извращенным и растленным умом могло прийти в голову, что будто бы где-то люди, называющие себя христианами, могли сознательно готовить угощение в виде полового члена, нести это сначала в храм, а потом давать своим детям! Адвентисты, распространяющие подобные бредни, обличают себя больше, чем думают обличить нас.
Сексуальная фантазия сектантов не останавливается только на куличах. В упомянутом уже тексте Зарубы есть и такое «откровение»: «Можно еще говорить и о другом фаллическом символе в сегодняшнем христианстве, который проявляется в форме возводимых церковных зданий… Круглое высокое здание, венчающееся куполом, является тем же самым символом».
Эти идеи начали бродить на Западе еще во времена популярности вульгарного фрейдизма. Приходят на память слова Честертона: «Мы сидели на лугу, лениво глядя на вершины деревьев и шпиль деревенской церкви. Вдруг мой спутник сказал: “А вы знаете, почему этот шпиль так торчит?” Я ответил, что не знаю, и он беспечно бросил: “То же самое, что обелиски. Фаллический культ”. Я взглянул на него – он лежал на спине, задрав к небу козлиную бородку, – и вдруг он показался мне дьяволом… но тут ощущение чудовищной нелепости спасло меня. “Ну конечно, – сказал я, – если бы не фаллический культ, он бы стоял на острие”»[4].
Как видим, на Западе шпили, на Востоке барабан с куполом – не важно что, лишь бы что-то вертикальное и продолговатое, и дело в шляпе! Фаллический символ найден!
Можно порекомендовать господину Зарубе и его единоверцам присмотреться внимательнее, когда они придут в следующий раз на свою субботнюю службу. Нет ли там чего вертикального и продолговатого в интерьере? Ну, например, кафедры, за которой произносит проповеди пастор. Подходит под описание? Поздравляю! Вы нашли фаллический символ! Можно сказать, слегка модернизированный лингам в самом центре адвентистского храма. А еще стоит посмотреть на фотографии адвентистских церквей в Орле, Киеве, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, английском Лейчестере, румынском Бузэу, индийском Ковдиаре и многих других местах. Тут даже и приглядываться не надо.
Что, господа адвентисты? Не нравится сравнение? Ну так или перестаньте говорить бред про пасхальные куличи и православные храмы, либо признайте и свои храмы и их элементы происходящими от языческих культов.
Но самое главное, что надо сказать: Пасха для православных христиан – это не кролики, не яйца и не куличи. Все эти вещи не то что на первом – даже на втором месте не стоят. Потому-то для нас и не принципиально, какое именно объяснение есть для крашеных яиц. Это всего лишь добрые народные обычаи, связанные с разговением. Сама Пасха – это празднование воскресения Христа из мертвых. Такова суть праздника, она происходит непосредственно из Евангелия и никакого отношения к культам плодородия не имеет. Мы празднуем не то, что урожая будет много, а то, что Христос победил смерть и даст нам всем воскресение из мертвых. Было бы это зимой или летом – смысл праздника бы не изменился, потому что его средоточием является не природный цикл, а Христос. Но если бы Пасха приходилась на лето, или осень, или зиму, то и аргументы сектантов не поменялись бы – потому что у язычников были и летние, и осенние, и зимние праздники, так что попытаться привязать их к Пасхе с той же нулевой долей обоснованности не составило бы труда.
Однако адвентисты выражают претензии и к самому содержанию нашей Пасхи. Они утверждают, во-первых, что мы не в правильное время ее отмечаем, а надо тогда же, когда евреи, а во-вторых, что Пасха вообще не должна быть связана с Воскресением Христа. Как некоторые адвентисты спрашивают православных: на основании чего вы ввели такой праздник, если он не предписан в Библии?
Прежде всего, давайте вспомним, что ветхозаветная Пасха была установлена в память о чудесном переходе еврее из Египта в землю обетованную. Но в Новом Завете говорится, что Пасха наша – Христос (1 Кор. 5: 7), значит, новозаветная Пасха уже не связана с ветхозаветной, не дублирует ее.
Что именно в служении Христа на земле составляет его вершину? Воскресение! Без воскресения из мертвых это была бы просто еще одна история про убитого проповедника из числа тех, которые похоронены и истлели в земле. Воскресение Богочеловека Христа – это центр нашей веры. О чем апостол Павел вполне определенно говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15: 14). И апостол Петр подчеркивает, что именно воскресением Иисуса Христа из мертвых Бог возродил нас (1 Пет. 1: 3) и что крещение нас спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3: 21). Воскресение Иисуса Христа – это самое великое событие в человеческой истории, и оно имеет ключевое значение для нашего спасения. Что еще праздновать христианам, как не это? Переход евреев из Египта явно меркнет по сравнению с победой Господа над смертью.
Адвентисты полагают, что во время Пасхи надо просто вспоминать о тайной вечере Иисуса Христа, и они настаивают, что она была в день еврейской пасхи. Но апостол Иоанн свидетельствует, что тайная вечеря Иисуса, которую Он назвал пасхой (см.: Лк. 22: 8), была за день до еврейской пасхи. Уже на следующий день иудеи от Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18: 28). И позднее Пилат в этот же день предлагает отпустить Его на Пасху (Ин. 18: 39). Евангелист Матфей говорит, что Спаситель предупредил учеников: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26: 2), поэтому они на следующий день, то есть за день до еврейской, предложили: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф. 26: 17) – и приготовили.
Так что если адвентисты спросят, кто первым изменил время празднования Пасхи и отмечал ее не вместе с иудеями, то ответ прост – Иисус Христос.
Конечно, в Новом Завете нет заповеди праздновать Пасху, не рассчитана Пасхалия, не содержится чинопоследование службы в этот день, как и многое другое. Но там описывается, как Христос сказал апостолам, из которых составил Свою Церковь: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Установление праздника Пасхи и определение его содержания и порядка – это одно из проявлений той самой власти, которую получила основанная Христом Церковь. Эта Церковь существует доныне и известна сейчас под именем Православной.
В древности некоторые малоазийские христиане отмечали Пасху в один день с иудеями, а другие христиане, в том числе римские, отмечали ее в воскресный день после иудейской пасхи. Первые ссылались на апостола Иоанна, вторые – на апостолов Петра и Павла. Наконец Церковь, подобно апостолам, собрала большой Собор их преемников-епископов, на котором осуществила полученное от Христа право «вязать и решить», признав правоту римской традиции.
Принципы, которыми руководствовалась Церковь, вполне логичны: 1) день Пасхи не должен совпадать с еврейской как знак того, что ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7: 6); 2) поскольку Воскресение Христа произошло в воскресный день – первый после субботы, то именно этот день недели и подходит более всего для такого празднования, следовательно, оно должно совершаться в воскресенье.
И всё это произошло более чем за 1500 лет до появления первых адвентистов.
Подводя итог, следует признать, что в настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с такого рода недобросовестной полемикой со стороны наших оппонентов, когда ими предлагаются заведомо ложные тезисы – в расчете на то, что некомпетентный человек не сможет это перепроверить и «клюнет на удочку». Православным христианам стоит иметь это в виду и не быть чрезмерно доверчивыми, чтобы, по слову апостола, мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14).
Священник Георгий Максимов
Православие.ру
[1] Например, см: Журавлев Ф.С. Праздник Пасхи; Маковский В.Е. Молебен на Пасху. 1887 г.; Пимоненко Н.К. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 г.
[2] Желтов М.С., Рубан Ю.И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 471.
[3] Например: Почему кулич это кулич // http://www.mirmagdalina.ru/?p=716.
[4] Честертон Г.К. Вечный человек. Гл. 8.