[02.04.2015] Пора проветривать театры

Скандал вокруг «Тангейзера» в очередной раз продемонстрировал, что на литературе и искусстве постсоветской России ловко паразитируют полубольные (как минимум в нравственном отношении) люди, извращенцы. И терпеть их вакханалию становится уже совершенно невозможно.

Вся 25-летняя история российской культуры постсоветского периода по прошествии времени рискует выглядеть, как грязная помойка. Додин, Эйфман, Сокуров представляются в ней исключениями, доставшимися стране в наследство от великой советской эпохи. А норма, мейнстрим - тошнотворная коммерциализация, омерзительные скандалы в погоне за дешевой славой, спекуляции на истинных ценностях, мародерство классики, мат, порнография и прочая непристойность.

Именно это навязывает обществу целая орава продюсеров, директоров, режиссеров, кураторов, критиков-искусствоведов. Попробуйте высказать им претензии - в ответ услышите истошный вой о свободе художника, вопли «а судьи кто?» и прочую демагогию.

Молодой человек, признанный в их тусовке режиссером, выпустил в государственном академическом театре свое «творение» под именем Вагнера. Как теперь выясняется, приступая к работе, он прикинул, кого своим спектаклем оскорбить. Выбирал между иудеями «с их холокостом» и православными «с их Христом». Оскорбить православных показалось выгоднее и безопаснее...

«Когда же прекратятся все эти тангейзеры?» - спросила меня на днях пожилая библиотекарша, из тех, кто начал выдавать книги в Ленинграде 40-х после блокады. Действительно, когда?

Один мой друг, академик, систематически приезжающий в культурную столицу поддерживать связь времен с маленьким внуком, обескураженно рассказывал, как он в воскресенье утром сводил малыша в Мариинку на «Золушку». Принц там оказался юношей нетрадиционной сексуальной ориентации и так далее. После приобщения мальчика к такому «шедевру» неудачливый дед засел с внуком дома за компьютер, попробовал спеть на тему «Два веселых гуся». И тут же расширил собственные представления о сексуальной сфере человеческой жизнедеятельности.

Что-то не припоминаю: у Вагнера в «Тангейзере» действительно есть символика, способная огорчить наиболее ревностных служителей Русской православной церкви? У меня нет никакого желания лететь в Новосибирск и разбираться, насколько эта символика там оправданна. Есть вопрос: а без скандала современному театру не обойтись?

Нельзя ли просто ставить талантливые спектакли, собирающие полные залы? Нельзя ли возвышать человека, сеять разумное, доброе, вечное?

В общем-то, это не мой лично вопрос, а то беспокойство, что давно витает в настроениях общества. И там же, в обществе, уже вызрело мнение: не можете работать честно и талантливо - давайте закроем театры на проветривание, вымоем и вычистим их как следует и начнем все сначала. Сначала - это примерно со Станиславского и Мейерхольда. Кое-что повторим, не забывая Товстоногова, Корогодского и Таганку 60-х. А вот то, что стало происходить с приходом «свободы», вычеркнем, как кошмарный сон.

Деятели культуры опасаются посягательства на свободу творчества. «Уверен, что в светском государстве свобода творчества не должна зависеть от какой-либо конфессии. Возврата к прошлому не должно произойти», - цитирует одно из информагентств талантливейшего петербургского режиссера Андрея Могучего. Не сомневаюсь, что он точно выражает мироощущение существенной части своего профессионального цеха после увольнения директора новосибирского театра и снятия со сцены «Тангейзера» в версии Тимофея Кулябина.

Но массовой поддержки эта точка зрения в стране сегодня не найдет. Потому что свобода творчества должна сопровождаться ответственностью творца. Ее границы не могут определяться только желанием Тимофея Кулябина прославиться и заработать. У настоящего художника должен быть внутренний цензор: собственная культура, совесть, любовь к классике, уважение к достоинству зрителя, к человеку. И не надо твердить, что «маразматики-клерикалы» не должны лезть в светскую жизнь: «Мы же не ходим на их богослужения, пусть и они к нам не ходят», - заявляет Александр Невзоров. (Может быть, если бы ходил в церковь, его «600 секунд» известности не закончились бы так быстро.) Не надо называть оскорбленных и возмущенных коверканьем классики дураками. Даже если кто-то из возмущенных действительно дурак.

Деятелям искусства необходимо просто поставить себе в душе красную черту, за которой не может быть творчества, а есть только хамство и пошлость вседозволенности. Свободу творчества можно отстоять, только находясь по другую сторону барьера от «Пусси Райот» и группы «Война».

Если внутренней цензуры не будет, придет внешний цензор. Сейчас он уже необходим. И хорошо еще, если это будет чиновник из местного муниципалитета. Сегодня реально нужен участковый милиционер в театральном зале.

...На излете советских времен много шума наделал фильм «Душа». Тогда не самый талантливый из советских кинорежиссеров решил подзаработать на популярности своей жены Аллы Пугачевой, пригласив ее на главную роль. В разгар творческих приготовлений к съемкам он развелся с супругой. Пришлось заменить ее на Софию Ротару.

Свои «пятнадцать минут славы» он получил, хотя фильм в истории искусства не остался. Я вспомнил ленту лишь благодаря кредо автора, вложенному в уста одного из персонажей - продюсера музыкального ансамбля. Устами Ролана Быкова там говорится о главных героях фильма: «Они идут на скандал. Сейчас без этого нельзя».

Фильм канул в забвение, а его «творческий» лейтмотив определил господствующее в российском искусстве целых три десятилетия настроение. Творческий успех подменяется коммерческим. Художник не вступает в диалог с Богом в поисках вдохновения, а прогибается перед мелким бесом: какую бы вонь посмраднее на сцене устроить? Голых выпустить? Сделать героев гомосексуалистами? Оскорбить клерикалов? Призвать Богородицу, чтобы она «прибрала» главу государства? Ну еще нарисовать мужской половой орган на пролете моста через Неву весом восемьсот тонн и испытывать оргазм, когда мост поднимется...

Хотят, чтобы Россия согласилась, что это и есть настоящее искусство. Хотят, чтобы новые поколения не вспоминали, что Чехов обходился без мата, а Козинцеву, для того чтобы разговаривать с современниками, не требовалось одевать героев Шекспира в одежду 60-х. Хотят, чтобы фильм «Школа» заменил «Доживем до понедельника».

Думаю, не получится. Время это (точнее, безвременье) закончилось. И тем, кто этого не почувствовал, стоить осознать. Хватит нам этих тангейзеров. Дайте настоящее искусство. А не можете - идите в разнорабочие. И не морочьте людям голову дешевыми трюками. Свобода творчества - привилегия творцов, а не спекулянтов.

Александр Запесоцкий
КП