[20.03.2015] К чему ведёт искажение духовности и принципов социального служения людям, оказавшимся в беде
19 марта 2015 г. в Краснодаре состоялся расширенный семинар-совещание «Развитие социального служения в сфере оказания помощи лицам в трудной жизненной ситуации».
В работе совещания приняли участие благочинные и социальные работники всех епархий Кубанской митрополии, а также Адыгейской епархии, представители профильных государственных структур, министерств и ведомств Краснодарского края, руководители и сотрудники социально ориентированных общественных организаций Кубани, из Новосибирска и Ростова-на-Дону.
Публикуем вступительное слово на семинаре архимандрита Трифона (Плотникова), руководителя отдела социального служения Екатеринодарской епархии.
* * *
Всечестные отцы, братия и сестры, дорогие друзья, коллеги!
Прежде всего, позвольте выразить благодарность администрации кафедрального собора святой великомученицы Екатерины и лично его настоятелю протоиерею Игорю Олжабаеву за предоставленную возможность воспользоваться для работы семинара-совещания этим прекрасным залом.
Расширенный семинар-совещание «Развитие социального служения в сфере оказания помощи лицам в трудной жизненной ситуации» организован по благословению главы Кубанской митрополии Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.
Организован семинар для благочинных церковных округов, руководителей отделов по тюремному служению и по делам молодежи, помощников благочинных по социальной работе, приходских социальных работников прежде всего Екатеринодарской епархии.
Но в нашем совещании принимают участие и представители всех епархий Кубанской митрополии, а также наших соседей – Адыгейской епархии.
Здесь представлены государственные органы и структуры:
- краевые управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), а также Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН);
- краевая Антинаркотическая комиссия;
- наркологическая служба Министерства здравоохранения Краснодарского края;
- департамент молодёжной политики края,
- управление Министерства юстиции по Краснодарскому краю;
- краевое министерство социального развития и семейной политики.
- краевая администрация и администрация г. Краснодара,
- управление по делам молодёжи администрации Краснодара.
В совещании принимают участие специалисты:
- управления по взаимодействию с религиозными и социально-ориентированными некоммерческими организациями администрации Краснодарского края;
- отдела по межнациональным отношениям и делам религий Краснодара;
- представители научного экспертного сообщества,
- руководители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации на территории Кубани. Но у нас есть и гости из Новосибирска, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга.
Позвольте передать благословение владыки митрополита Исидора на предстоящие труды и пожелать всем нам, чтобы участие в работе семинара-совещания было плодотворным и помогло каждому в его дальнейшей деятельности на таком непростом, но очень важном направлении, как оказание помощи людям, по разным причинам попавшим в трудную жизненную ситуацию.
* * *
Прежде чем мы непосредственно перейдем к работе, напомню следующие слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Социальное служение Церкви – это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду».
Надо иметь в виду, что социальное служение Церкви основано на оказании помощи конкретному страдающему человеку, на индивидуальном подходе к нуждающимся, а также на понимании того, что в каждом человеке, даже самом опустившемся, сохраняется образ Божий. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный наработанный веками опыт.
«То, что мы называем социальным служением есть просто нормальная церковная жизнь. – Подчеркивает руководитель Синодального отдела социального служения епископ Пантелеимон. – Жизнь, в которой без любви невозможно называть себя христианином. Без этой любви церковная жизнь выхолащивается, мы превращаемся в фарисеев, христианство становится «одной из религий», и только приобщение к Таинству Любви делает человека христианином».
Но, надо сказать, задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: участники социальной работы призваны научиться любви. Дела милосердия спасительны: милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.
И, конечно же, деятельным, действительно результативным социальное служение может быть только в единении, соработничестве с государственными и общественными организациями.
* * *
Мы с Вами собрались в достаточно непростое для России время. С одной стороны, в эти дни празднуем годовщину возвращения Крыма в состав Российской Федерации, а с другой – вынуждены наблюдать процессы брожения умов и шатание душ наших соотечественников под влиянием различных сомнительных организаций и движений, когда пропагандируют абсолютно чуждые для нашего народа ценности, всё переворачивают вверх дном, называют белое чёрным, а чёрное – белым.
Информация из различных регионов России свидетельствует – ныне идёт намеренный культурный и религиозный, как это сейчас говорят, троллинг жизни православных христиан и Православия. Это происходит через публично протестующих против «православного мракобесия» кощунниц, многочисленные выставки, некие перфомансы, массовые мероприятия с пропагандой различных субкультур и сект. На тысячных собраниях лидеров и адептов нетрадиционных религиозных движений высмеиваются основы православной веры и через неё вообще основы русской культуры и традиционных религиозных конфессий. Всё, считающееся незыблемым и фундаментальным, искусно подменяется духовным суррогатом, фальшивкой и выдаётся за истину в первой инстанции.
Невозможно не упомянуть то, что сейчас происходит в Новосибирске с попирающей всякие основы морали и нравственности оперой «Тангейзер». Согласно замыслу молодого, 30-ти лет от роду, режиссёра Тимофея Кулябина, на рекламном постере его «произведения», изображена обнаженная женщина, между ног которой распят Иисус Христос. Кроме всего прочего, на сцене во время показа оперы постоянно используется Крест, изображение Распятого Спасителя на фоне обнаженной женщины и так далее. Естественно, стали поступать жалобы от верующих в Новосибирскую митрополию. И православный архиерей выступил в защиту христиан и сообщил в прокуратуру о «нарушении прав верующих и использовании церковной символики не по назначению».
На наших глазах совершается подмена понятий в общественной и религиозной жизни. Чего доброго, так недалеко и до раскола страны, до тех же пресловутых «Соединенных Штатов Сибири».
На что очень важно обратить внимание, извращаются и принципы социального служения, помощи людям, оказавшимся по тем или иным обстоятельствам в беде. За личиной массы, якобы благотворительных общественных и религиозных организаций, порой скрываются самые настоящие «волки в овечьей шкуре».
Огромное количество из них занимаются распространением и закреплением в российском обществе чуждых русскому духу идей и понятий, стереотипа мышления, верований и навыков извращенной духовной жизни через работу с людьми в трудной жизненной ситуации и их родственниками. Ищущие помощи и поддержки наши с вами соотечественники в итоге становятся жертвами манипуляции зарубежных кукловодов. Становятся членами многотысячной армии «государства в государстве», сотен и сотен осколков традиционной культуры – субкультур, и осколков традиционной религии – сект.
То, что произошло с сознанием целой нации на Украине показывает нам, к чему может привести игнорирование очевидного: против России и её жителей развёрнута самая настоящая информационная, психологическая и духовная война.
При этом социальная работа с теми же самыми алкоголиками и наркоманами, сегодня очень часто отдаётся на откуп опасным и для личности человека, и для государства в целом организациям.
Слава Богу, что это начинают понимать и на правительственном уровне. В Государственной Думе в ноябре прошлого и в феврале нынешнего года под председательством депутата Николая Валуева прошло два экспертных совещания, посвящённых обсуждению и вынесению на высокий правительственный уровень проблематики вербовки адептов сект через «реабилитацию» алкоголиков и наркоманов, проводимую идеологическими противниками России. В первую очередь самыми разными нетрадиционными религиозными движениями, созданными на территории США. Научные эксперты в один голос говорят – нужно ставить фильтры на работу в этой сфере, иначе русского майдана не избежать.
Спустя год после Майдана на Украине репортёр ГТРК «Южный Урал» Ксения Комиссарова обратила внимание на странную активность некоторых зарубежных эмиссаров нетрадиционных для России религиозных течений, в том числе и граждан Украины на Южном Урале.
Западные протестанты и их последователи из современных неопротестантских течений в мировой истории никогда не скрывали своих взглядов относительно своего участия в трансформации общества и влияния на политические режимы.
Предлагаю посмотреть вышедший в эфир в марте месяце сюжет «Уральского спецкора» ГТРК «Южный Урал», в котором проводятся исторические аналогии и логические параллели, поясняющие активизацию вербовки адептов через псевдореабилитационные структуры неопротестантов (т.е. неопятидесятников, харизматов).
Давайте посмотрим и позже приступим к обсуждению заявленной в теме семинара-совещания проблематики.
Проблем много и в их решении необходимо сплотиться единым фронтом – государственным службам, общественникам из патриотически ориентированных организаций и представителям традиционных религиозных конфессий.
Два с лишним года назад здесь в Краснодаре (сентябрь 2012 г.) президент России Владимир Путин, выступая на встрече с представителями общественности, традиционных религиозных вероисповеданий, спортивных и военно-патриотических клубов Кубани, задал нам с вами следующий вектор работы:
«Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное взаимодействие».
Именно на усиление взаимодействия, на создание мощной альтернативы тому, что мы видели на экране, и направлено нынешнее совещание.
Одним из результатов нашей совместной работы на сегодняшнем семинаре должен стать итоговый документ, резолюция. Ее мы предполагаем направить полномочному представителю президента в Южном федеральном округе, а также в профильные министерства и ведомства края.
Прошу Вас максимально включиться в работу. Свои предложения в резолюцию, замечания прошу передавать в президиум в письменном виде, и чем раньше, тем лучше. Каждое из них будет учтено при подготовке итоговых материалов совещания.
В рамках программы нашего семинара-совещания мы предусмотрели время для дискуссии, обмена опытом, что намереваемся сделать после перерыва на чаепитие.
А теперь перейдем к повестке заседания.