[18.03.2015] «Это попытка встроиться в мейнстрим - мейнстрим очень заскорузлый»
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что новосибирская постановка «Тангейзера» не обладает высокой художественной ценностью, а ее авторы банальны и идеологизированы, передает «Интерфакс-Религия».
«То, что было поставлено, - не синоним смелости, а синоним приспособленчества, попытка встроиться в мейнстрим - мейнстрим очень заскорузлый», - заявил священник на общественных слушаниях в Министерстве культуры России, которые были посвящены обсуждению упомянутой постановки и прошли в присутствии министра Владимира Мединского.
Он видит в постановке «банальность, штампы и следование очень жестко выстроенной идеологической линии».
«Сама тенденция к тому, чтобы классическая опера соединялась с современным изобразительным рядом и с размышлениями на тему современной жизни, является отнюдь не новаторской. Это стремительно устаревающий штамп», - заявил он.
Отец Всеволод посоветовал авторам постановки проявить творческую смелость и фантазию, написать и поставить оперу, интерпретирующую, например, «Преступление и наказание» Федора Достоевского на материале конфликта одного из банков и ипотечных вкладчиков.
Он напомнил, что в законодательстве есть однозначная норма, не допускающая осквернение почитаемых верующими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
«Я могу предположить, что оно (решение суда – «ИФ») основано на идее отрицания умысла на совершение действий, которые оскверняют почитаемые верующими предметы и символы, но я глубоко убежден, что осквернение имело место», - заявил отец Всеволод, добавив, что посмотрел видеозапись постановки.
Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда на общественных слушаниях в Министерстве культуры России, посвященных обсуждению оперы «Тангейзер», заявил о невозможности полной автономии искусства, сообщает Патриархия.ru.
«Искусство живет по своим законам, Церковь не пытается навязывать свои законы художнику. Но ни один разумный человек не будет говорить, что искусство, как и любая другая культурная сфера, абсолютно автономно», — отметил В.Р. Легойда.
«Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведения на суд общества», — добавил он.
Точно также, по мнению представителя Церкви, нравственно нейтральна лишь до определенного момента и наука. «Опыты с расщеплением урана — нравственно нейтральны, а вот применение ядерной бомбы — нет», — пояснил он.
Кроме того, В.Р. Легойда отметил, что новосибирскую постановку «Тангейзер» некорректно выдавать за постановку Вагнера. «Очевидно, что это не Вагнер, а, в лучшем случае, по мотивам Вагнера, — давайте так честно и говорить, писать на афишах», — подчеркнул представитель Церкви.
По словам председателя Синодального информационного отдела, необходимо определиться, насколько оправдано финансирование подобных произведений из государственного бюджета, исходя из поставленных задач государства в сфере культуры.
«Культурный уровень у современной молодежи, как показывает мой опыт работы с абитуриентами и студентами, — чудовищный, и поднять его на этом "как бы Вагнере" будет достаточно сложно», — заключил В.Р. Легойда.
Во встрече в Министерстве культуры приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Леонид Калинин, представители православной общественности, которые выступили с критическими замечаниями в отношении оперы «Тангейзер», а также представители творческой интеллигенции, в том числе директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Б.М. Мездрич.