[16.03.2015] «Мы с мужем – православные христиане. А сын – в секте»
Владимир и Ольга искренне считали, что им повезло с сыном. Не пьет, не курит, ходит «качаться» в спортзал, поступил в институт…. Что еще нужно для родительского счастья? Они были уверены в своем Сережке на все сто, и поэтому сначала не обратили внимания на то, что сын стал поздно приходить домой. Однако когда это превратилось в систему, они обеспокоились. «Мама, папа, не волнуйтесь, я хожу на собрания, там хорошие люди, верующие», - сказал сын. «Что это за собрания, сынок? Почему они проходят так поздно? Эти люди – христиане?» «Да, мама, мы христиане, но не ортодоксы». «Это секта?!» «Нас так называют, но, поверьте, у нас не секта, у нас – религия». «Сережа, - только и смогла выговорить Ольга, без сил опустившись на стул, - мы же православные…»
- Вот так, Олег Владимирович! Родители православные, а ребенок оказался в секте! Как такое могло случиться?
- Увы, это проблема воспитания. Ребенка учат музыке, рисованию, естественным и точным наукам, забывая, что ему в той же степени, если не в большей, необходимы и духовные познания.
- Да, но ведь родители попавшего в секту подростка – православные христиане!
- Из своего опыта могу сказать, что, как правило, родители таких детей являются номинальными христианами. Они называют себя православными христианами, но не живут церковной жизнью. Они могут периодически заходить в храм, чтобы поставить свечу, раз в год отстоять службу на Пасху, принять участие в общегородском Крестном ходе, поддержать словом, но не делом ту или иную акцию православных христиан – не более того. И даже у людей, которые всерьез начали ходить в церковь, могут возникать подобные проблемы, потому что они слишком поздно сделали такой шаг, время было упущено, и духовная жизнь подростка получила совершенно иной вектор развития. А его родители еще не восприняли всю полноту Православия и вследствие этого пока не способны полноценно повлиять на сознание своего ребенка.
- Ну, хорошо, приведу другой пример. Папа, мама, сын и дочка в течение многих лет каждый воскресный день приходили в храм на службу. Но дети выросли, и ходить в храм перестали. К тому же увлеклись йогой…
- Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода и особого разбирательства. Однако часто причиной тому, что дети из православных семей перестают ходить в храм, уже не говоря о том, что начинают заниматься восточными практиками, опять же являются пробелы в духовном воспитании. Нередко дети ходят в храм потому, что так хотят взрослые. Их поднимают рано утром, одевают, приводят в церковь, говорят, чтобы они смирно стояли и внимали происходящему. Но при этом не объясняют, зачем это нужно делать. Зачем нужно ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться? Только потому, что так делают все взрослые? Конечно, по мере сил каждый родитель своему ребенку старается отвечать на вопрос "Зачем?". Однако зачастую в силу недостаточно глубокого понимания веры ответы бывают очень поверхностными.
Один из важнейших вопросов духовного воспитания – вопрос свободы выбора. Как научить ребенка из множества предложений, явлений свободно отказываться от вредного и выбирать полезное для души и тела? То есть ребенка с малых лет нужно учить рассуждению. И это то, чего не делают современные родители.
- Учить рассуждению… И предупреждать об опасности?
- Обязательно! Нужно предупреждать об опасностях, но делать это необходимо опять же со вниманием и рассуждением. И в этом следует уподобиться Творцу, Который предупреждает, но не лишает нас права выбора, не лишает свободы. Важно понять, что слово обладает не только творческой силой, но может и разрушать. Поэтому предупреждать надо так, чтобы не навредить, следует правильно выбрать время, проявить высокое терпение, быть эмоционально уравновешенным, рассудительным, дружественным. Это во многом творческий процесс, и здесь важна золотая середина, которая в православии называется ортодоксия: недоделаешь – чадо останется ненаставленным, переусердствуешь – чадо замкнется. И то и другое может иметь катастрофические последствия.
Не сложно заметить, что все это очень и очень не просто. С одной стороны христианство – это та платформа, которая позволяет найти ответы на любые вопросы. С другой – современные христиане зачастую способны воспринимать лишь обрядовую форму христианства, и не понимают его сути, не видят его глубины. Поэтому они неспособны донести до сознания своих детей Евангельскую полноту. Они несовершенны сами, соответственно неполноценно и их взаимоотношение с окружающим миром, с людьми, с собственными детьми.
У них нет понимания, что дети нуждаются в осмыслении этой жизни. «Почему так?» - спрашивает ребенок, и мы отвечаем: «Вырастишь – поймешь», полагая, что он удовлетворится этим ответом. Но ребенок закрывается, а вопрос остается, и это непонимание порождает в ребячьем сердце неосознанную тревогу, которая будет только нарастать по мере его взросления. Его душа ищет Бога, и это она требует ответа, она тревожится. И если с ребенком постоянно говорить на эту тему, то душа его успокоится, и он уже не будет тайно страшиться окружающего мира, потому что в некотором смысле уже начнет как бы предвидеть события. Кроме того, у него возникнет духовный иммунитет, а это значит, что в какой-то мере он окажется защищенным от влияния сект.
- Представляю, как трудно объяснить опасность сектантства подростку, родители которого бесконечно далеки от православной веры и так ничему его не научили.
- Вопрос духовного воспитания сегодня стоит особенно остро, и это говорит о нашей удаленности от Бога, ибо совершенная способность утешать и наставлять, а значит, и воспитывать, принадлежит Духу Святому: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет», - говорит Спаситель, Который всегда в ожидании стоит у дверей нашего сердца. (Ин.14: 16-17) И в другом месте о наставничестве: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Иоан.16:13)
Бездуховность приводит к тому, что подросток не ходит, как говорят бывалые моряки, по морю мирских страстей, а плавает – куда понесет, туда принесет… И сектанты, используют родительские промашки в воспитании, тут же предлагают молодым людям духовный суррогат, выдавая его за истину.
- А как родителям определить, что их сын или дочь вдруг попали в секту?
- Вот это «вдруг» как раз и показывает, что в какой-то промежуток времени между родителями и ребенком не было полноценного общения. Ребенка не готовили к встрече с реальностью жизни. Все сводилось к одному: «Как дела в школе или институте?», «был(а) ли на тренировке?», «что сказала учительница по музыке?» Их совсем не интересовало, какую книжку ребенок прочитал и какой фильм посмотрел, что он понял из прочитанного и увиденного, как вообще оценивает то или иное событие, и почему именно так, а не иначе. Просто не было разговора по душам о смысле жизни.
Внимательный же родитель наверняка заметит изменения в поведении своего ребенка, всегда обратит внимание на то, что он читает, и если у него на книжной полке появилась «странная» литература духовного содержания, книги по оккультизму, целительству, то это должно стать предупреждением: опасность! (Проблема в том, что для многих родителей опасностью это не является, потому что они сами питаются таким же духовным суррогатом).
Главное не паниковать. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, потому что это может привести к разрыву отношений. Почему? Да потому, что ребенок давно понял, что ответов на смысловые вопросы никто из его окружения ему дать не может или не хочет. Он давно уже одинок в этом поле и справляется как может, самостоятельно ищет ответы на свои вопросы. И вот как будто бы нашел! Так нет же, опять по рукам бьют. Говорят, выбрось. И сами ничего не дают, и то, что он нашел, называют пустым или вредным. Такие вот противоречивые мысли формируются у ребенка. Как следствие формируется протест, приводящий к разрыву отношений. А ведь именно этого и хотят секты – оборвать все нити, которые связывают их адептов с внешним миром. Самое правильное – попросить у ребенка разрешения почитать его книжку, попробовать разобраться в том, что так увлекло его; держась с ним на равных, высказать свою точку зрения, обратить его внимание на заведомо неверную подачу информации, предложить ему вместе сходить на собрание организации, чтобы вы могли составить о ней свое мнение.
Параллельно следует найти специалиста по сектам, показать ему книги, которые так увлекли ребенка, и спланировать с ним ваши дальнейшие действия. Хорошо, если этот специалист будет обладать опытом выведения людей из сект. Если в вашем городе нет сектоведов, то нужно узнать, в каких ближайших городах они есть и списаться или созвониться с ними. Наладить постоянный контакт.
И, конечно, нужно прийти в Церковь. Не просто поставить свечку, а стать православным христианином, то есть начать жить церковной жизнью. Сектантство – это часть того духовного мира, в котором правят бал сущности титанического масштаба, охочие на обман и разрушение. Поэтому защита ближнего в подобных случаях, одновременно становится бранью с падшим духовным миром, справиться с которым без Бога невозможно: «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Матф.19:26) Считать, что сектантство – это исключительно мошенничество на доверие не верно, потому что любое мошенничество, даже самое примитивное, охотно инспирируется бесами. Что уж говорить о сектах, в которых используются оккультные практики. Оккультизм – это духовный наркотик, к которому очень быстро развивается привыкание. Об этом свидетельствует архимандрит Тихон (Шевкунов). В своей книге «Несвятые святые» он рассказывает о том, как в юности он с друзьями занимался спиритизмом, и когда пришло понимание опасности этой практики, они уже не могли вот так просто отказаться от нее, поскольку их прямо-таки влекла какая-то сила. Та сила, которая изгоняется молитвой и постом.
Давайте сразу себе уясним: Бог благ и всесилен. Поэтому чтобы не случилось – землетрясения, наводнения, эпидемии, войны, семейная или личная трагедии – всё происходит по Его благой воле для нашего вразумления. Называется это попущение. Сектантство – тоже бич Божий, это то, чем Господь вскрывает общественные, в том числе родительские, ошибки-грехи. Обладая несомненной преференцией в воспитании детей, которую родителям дарует Бог, последние проявляют преступную в духовном смысле халатность, в результате которой молодые люди оказываются беззащитными перед натиском смысловых вопросов бытия, что и предопределяет их слабость и вероятность оказаться под влиянием сектантов.
Таким образом, если в дом пришла такая беда, то родители должны понимать, что с ними это происходит по попущению Божиему для того, чтобы выявить их нерадение в прошлом и, чтобы путем переживаний, выпавших на их долю, и высокого молитвенного напряжения, преодолеть с Божией помощью проблему отчуждения детей от Бога и от них самих.
То есть когда духовная жизнь отсутствует или по какой-то причине начавшись, затухает, Господь призывает нас к Себе, в том числе и через проблему сектантства. «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них». (Ос.14:10)
Дмитрий Кокоулин
Журнал "Мироносица" №4 2015