[14.03.2015] Критик: Режиссер «Тангейзера» попал в список «европейской лояльности»
Со скандалом вокруг постановки «Тангейзер» Тимофея Кулябина на российской театральной сцене вскрылся нарыв, который назревал в последние годы в ходе процесса десакрализации, утверждает театральный критик Капитолина Кокшенева. По ее словам, все начиналось в Москве со скандального «Золотого петушка» в Мариинском театре, в театре Станиславского, а в крупнейшем театре Зауралья, в Новосибирске, оказались неравнодушные верующие люди, которые не отвернулись со словами: «Мы верующие, и нас не волнует светское искусство».
— Я думаю, что можно обсуждать образ Христа в «Тенгейзере», о возмутительном постере, который показывался на сцене, о поваленном кресте… Но дело даже не в количестве религиозных символов на сцене, а в том, что никто по большому счету не обсуждает качество этой постановки и ее цели, которые у режиссера лежали за пределами простого пиара, — сказала критик.
Капитолина Кокшенева процитировала слова режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина, которые были им сказаны незадолго до премьеры спектакля в декабре 2014 года: «Я искал тему табуированную. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Тема религии сегодня одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных».
— Я хочу сказать, что это говорит о намерениях режиссера. У него не были намерения сугубо художественные, а намерения его выходили даже за пределы России, ведь он говорит о европейце… И сегодня уже газета The Guardian берет у режиссера интервью, и в то время как часть наших сограждан получают от Запада «черные метки» и невозможность въезда, другие стараются попасть в списки «европейской лояльности», — отмечает театральный критик.
По словам Кокшеневой, сам Тимофей Кулябин, постановщик «Евгения Онегина», который начинался с полового акта на сцене, недавно стал главным режиссером в новосибирском театре. Молодой режиссер вышел из театральной семьи, окончил ГИТИС и стал одним из самых известных режиссеров России.