[10.03.2015] О необходимости введения понятия «традиционные для России религиозные конфессии» в словарь Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых
Доклад на круглом столе в Государственной Думе Федерального собрания РФ «Современная Российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка Критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых» (г. Москва, 18 февраля 2015 г.)
Уважаемые коллеги!
У меня предложение по понятийному аппарату, необходимому при создании и развитии Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Петрович Иванов на подписании Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря 2010 года отметил: «...одной из базовых задач, определенных Стратегией государственной антинаркотической политики, является развитие сотрудничества с общественными объединениями и религиозными организациями, которые занимаются социальной помощью наркозависимым». Однако у нас, коллеги, к сожалению, до сих пор путаница с пониманием того, какое религиозное движение является традиционным, а какое нетрадиционным и, соответственно, с какой организацией, исповедующей то или иное религиозное учение, имеет смысл сотрудничать, а от какой лучше держаться подальше и рекомендовать делать то же самое нашим согражданам.
Предлагаю при формировании данной, безусловно, стратегической для будущего России Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых заложить в ее словарь такое понятие как «традиционные для России религиозные конфессии» и перечислить их. Этим мы обратим внимание общественности, да и государственных служащих, чиновников, политиков в столице и на местах, на то, что, например, протестантизм - это не совсем традиционное вероисповедание для России, а неопротестантизм или иначе - неопятидесятничество, вообще НИКАКОГО отношения к классическому протестантизму не имеет, являясь типичным тоталитарным деструктивным культом. Кстати говоря, и такого понятия нет в современном российском законодательстве. Это, как мне кажется, будет способствовать формированию в обществе понимания адекватности тех или иных организаций и их руководителей, соответствия требованиям времени, а также даст возможность привлекать в качестве экспертов при мониторинге деятельности реабилитационных центров представителей только традиционных конфессий.
И это не призыв к нарушению прав верующих и свободы совести.
Прецедент мы имеем в области образования. Буквально недавно, при введении курса «Основы религиозной культур и светской этики» в общеобразовательных школах разгорелась нешуточная полемика на тему, какие конфессии должны быть представлены в образовательном процессе. В результате официально, на государственном уровне были определены 6 модулей: основы православной культуры, основы ислама, буддизма, иудаизма, мировых религий и светской этики, т.е. здесь основ протестантизма мы не видим. Получается, что каждое ведомство в итоге будет иметь свой понятийный аппарат, что в дальнейшем будет затруднять взаимодействие. Кроме того, как только мы займемся первичной профилактикой химической зависимости, а по опыту наиболее эффективна она в общеобразовательных учебных заведениях, то с этими противоречиями однозначно столкнемся.
Я не говорю о том, чтобы в рамках данной темы запретить деятельность в области реабилитации алкоголиков и наркоманов организациям, позиционирующим себя как протестантские, но такой маркер государство, наверное, должно поставить и в реабилитации. Иначе полноценного межведомственного и межсекторального, между государством, традиционными религиозными институтами и обществом, взаимодействия в сфере профилактики зависимостей нам не достигнуть никогда.
Как проблема деятельности нетрадиционных религий проявляется в социуме?
Мы с вами знаем, что зависимый человек дезориентирован в нравственном, духовном, социальном, психологическом смысле, и в процессе проведения с ним психолого-педагогической и духовно-ориентированной реабилитационной работы эти пробелы нужно восполнять. Нашему пациенту нужно понять, каким он может стать «другим»: «сыном», «мужем», «братом», «работником», «родителем» и т.д., т.е. осмыслить, освоить и научиться применять свои новые конструктивные социальные роли. Если этого не произойдет, то реабилитация бесполезна (я имею в виду реабилитацию как комплексный процесс). Где он может найти информацию обо всех этих конструктивных ролях и моделях поведения? Естественно, в традиционных религиях, каждая из которых содержит полноценное созидающее здоровую социализированную личность духовное и нравственное учение. Именно в их, накопленном за тысячелетия арсенале мы и черпаем все те конструктивные жизненные смыслы, цели и задачи, которые формируют у участников реабилитационных программ (как зависимых, так и созависимых) настоящий здоровый патриотизм (не путать с национализмом) и общепринятую в нашем обществе социальную компетентность, т.е. знания, умения, навыки, а также формы и стили общения, позволяющие им быть конструктивными в основных сферах деятельности личности.
И в этом аспекте нетрадиционная религия предлагает мировоззрение, которое не совмещается с общепринятым, т.е. вырывает человека из социума, затрудняет его общение с окружающими и исключает (или существенно затрудняет) его ресоциализацию, возвращение в общество. Отчасти и поэтому прошедшие реабилитацию в центрах, организованных нетрадиционными религиозными движениями, как правило, остаются в группах с непонятными окружающим убеждениями, противоречащими заложенным государственной системой образования и традиционными вероисповеданиями, зачастую становятся гражданами непонятно какой страны, размывая до неузнаваемости свой культурный и религиозный национальный идентификационный код. Плоды трудов таких группировок мы видим на примере Украины. Это очень серьезная проблема, без решения которой невозможно двигаться дальше.
Именно поэтому я предлагаю в понятийный аппарат Национальной системы реабилитации и современное российское законодательство, в частности, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» включить четкое определение, какие же религиозные институты являются традиционными для России.
Сегодня мы, работая на местах, видим абсолютно четко следующую картину: активную деятельность по реабилитации лиц, с зависимым поведением, алкоголиков и наркоманов в российских регионах развивают деструктивные ответвления нетрадиционных для России религиозных конфессий. Я имею в виду, в первую очередь, «неопятидесятников» (синоним - «неопротестанты»). И при этом они умело используют так и не залатанные за эти годы «дыры» в российском законодательстве.
В наши дни стало безопасно, следовательно, очень популярно среди руководителей таких организаций, создав центр реабилитации, называть его протестантским. И это понятно - ведь таким образом зачастую понижается, а то и снимается критичность у многих контролирующих эту сферу чиновников, некоторой части общественности и средств массовой информации. Но это определение, как уже многие из нас понимают, в подавляющем большинстве случаев не соответствует действительности, о чем не раз говорили и сами классические протестанты: лютеране и баптисты. С ЭТИМ НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!
Прошу внести в итоговую резолюцию предложение о включении в понятийный аппарат Национальной системы реабилитации и современное российское законодательство, в частности, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» четкого определения, какие религиозные институты являются для России традиционными.
Благодарю за внимание!
Олег Леонидович Федоров
руководитель центра реабилитации наркозависимых «Белоярский»
и директор Автономной некоммерческой организации «Выбираем жизнь»,
г. Екатеринбург.
Русская народная линия