[03.03.2015] Зрители оперы «Тангейзер»: Вагнер скорее всего уничтожил бы вас!

Для России это, безусловно, прецедент. Под суд пошли режиссер и директор новосибирского оперного театра за постановку «Тангейзер». Прокуратура решила, что слишком вольно постановщик интерпретировал Вагнера, а тем, что ввел в оперу нового персонажа - Иисуса - да еще и показал его предающимся плотским утехам с Венерой, осквернил евангельский образ Христа, обидел тех, кто верит в него. Директор оперного Борис Мездрич накануне суда в интервью «Комсомолке» в свое оправдание сказал:

- Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...


«ХУЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я НЕ ВИДЕЛ В ЖИЗНИ»

Но так ли это? В книге отзывов, которую хранит администратор оперного театра, все-таки нашлись две жалобы от недовольных зрителей. С одной стороны это капля в море, при условии, что постановку за два дня премьеры увидели 3474 человека. С другой, положительных отзывов в книге вообще нет.

- Хуже представления я не видел в своей жизни, - пишет Олег. Почерк мужчины прыгает, будто возмущаясь увиденному вместе с автором письма. - Голые женщины на сцене. Оперный театр - это все-таки высокое искусство и в нем не место голым телам. Я уже не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр. Следующим шагом у вас будут - «Три поросенка», которые трясут голыми грудями!.

- Вагнер скорее всего уничтожил бы вас! Вы - безграмотный персонаж современной вакханалии! Тимофей, образумьтесь и прекратите издеваться над шедеврами классика, над публикой, - это вразумляет режиссера музыковед Марина Бусик-Трофимук.

Она была на премьере «Тангейзера» 22 декабря. Говорит, не досидела до конца спектакля, как и многие зрители.

- Я ушла после двух действий, когда ну все, не могла уже на это безобразие смотреть, - споминает Марина Николаевна. - Хотя музыкально сделано все было блестяще, но то, что творилось на сцене, вызывало отвращение. Многие просто вставали и уходили из зала. Ведь зритель пришел слушать-смотреть оперу Вагнера, а не на то, что с ней сотворил Кулябин. За государственный счет ставить такой нерепертуарный, обидный спектакль - это бесстыдство. Оставьте уже классику в покое, если хотите поставить что-нибудь жаренное - напишите свое и ставьте на свои деньги! К тому же Вагнер был глубоко верующим человеком. Я просто была потрясена, когда увидела главного героя. Тангейзера из певца-сказителя сделали каким-то ничтожеством, каким-то пропойцей, неудачником! А то, что ввели в спектакль новый образ - Христа и окунули его во всю эту пошлость - это же за гранью! Я не ханжа и взгляды у меня не пуританские, но есть все-таки вещи, которые вот так, как сделал Кулябин, трогать нельзя.

Возмущенных зрителей поддерживают православные активисты, которые оперу не видели, но на митинг в центре Новосибирска вышли. Устроили его прямо напротив театра, где прошла скандальная постановка. А Тимофей Кулябин вынужден был оправдаться перед журналистам на пресс-конференции, что никого оскорблять не хотел. И, кажется, что где-то это уже было... Как раз в осовремененном «Тангейзере». Ведь режиссер поставил оперу про режиссера, в новой постановке главный герой снимает скандальную картину про Христа и Венеру для кинофестиваля:

- Содержание его собственного фильма «Грот Венеры» вызывает грандиозный скандал. Участники церемонии пытаются физически расправиться с Тангейзером, - гласит анонс второго акта.

Вот так спектакль выходит со сцены театра прямо в жизнь.


«НЕ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНА ЦЕНЗУРЫ»

У «Тангейзера» есть, конечно, не только противники, но и защитники. Их тоже целая армия. Большинство театральных критиков на стороне режиссера и директора оперного. Российская интеллигенция, сочувствуя Кулябину и Мездричу, пишет открытые письма. В защиту постановки высказываются актеры, вот Евгений Миронов называет Тимофея «одним из самых талантливых молодых режиссеров России, за которыми стоит будущее нашего театрального искусства». А Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России пишет статью под заголовком «Не хочется возвращаться во времена цензуры». Вот отрывок из нее:

«По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!). Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства. Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества».

И зерно правды в словах Калягина, безусловно, есть. «Тангейзер» никого не объединил, он поставил по разные стороны баррикад даже новосибирских чиновников:

- У меня нет ощущения, что в спектакле осквернены религиозные предметы и символы или оскорблены чувства верующих, - высказался в защиту постановки министр культуры Новосибирской области Василий Кузин.

А его начальник - губернатор Владимир Городецкий - все-таки не оценил современного Вагнера и даже признался, что пора проговорить с людьми искусства, что можно, а что нельзя:

- Мы в ближайшее время проведем координационное совещание с участием представителей различных конфессий, чтобы найти золотую середину. Не только по поводу этой оперы. Такое обсуждение, нахождение единого подхода в оценках, что этично, а что не этично, какие элементы нравственности и безнравственности могут быть. Вот для чего нужен этот диалог. По моему мнению, принципы этики в опере нарушены.

А как решит суд, узнаем совсем скоро. В среду, 4 марта, в Центральном мировом суде Новосибирска ждут Бориса Мездрича, а 5 марта будут судить Кулябина…

КП