[25.02.2015] Борис Кислый: «Будущее за государственно-церковным и общественно-церковным партнерством»
В Москве, в здании Государственной Думы РФ, состоялось рабочее совещание по вопросам реализации молодежной антинаркотической политики, которое возглавил депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Николай Сергеевич Валуев.
В совещании принял участие вице-президент Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни» Борис Викторович Кислый.
- Несколько лет назад Кузбасс накрыла волна скандалов, связанных с Общероссийской благотворительной общественной организацией «Преображение России». В те годы вы, Борис Викторович, были ее сотрудником. Что тогда произошло?
- Началось с того, что лидер «Преображения России» Андрей Чарушников, проживавший тогда в Кемерове, вследствие некоего «просветления» начал насаждать в организации идеи так называемого «фундаментального внеденоминационного христианства». Однако сотрудники новосибирского филиала «Преображения России», вставшие благодаря многолетней просветительской работе священнослужителей Новосибирской епархии на путь воцерковления, категорически воспротивились этому и демонстративно вышли из «Преображения России». Среди вышедших из этой структуры был и ваш покорный слуга.
Мы создали свою организацию – «Линию жизни», которая сегодня тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью и успешно действует на территории страны. Ее филиалы организованы во многих крупных городах России.
Что касается движения «Преображение России», то оно сегодня запрещено, а сам ее лидер осужден и отбывает срок в исправительной колонии.
- «Линия жизни» занимается судьбами людей, оказавшихся без крова. Но как тогда можно объяснить ваше участие в заседании по вопросам антинаркотической политики? Это ведь совсем другое направление.
- Среди проживающих в социальных гостиницах «Линии жизни» немало людей, в прошлом имеющих негативный опыт употребления алкоголя, наркотических средств. Наша задача заключается в их социальной адаптации. Мы не только восстанавливаем утраченные ими документы, не только занимаемся их трудоустройством, но и еще проводим среди них работу по профилактике алкоголизма и наркомании. С этой целью мы приглашаем в наши гостиницы психологов, священнослужителей. После таких бесед многие наши насельники начинают ходить в храм, исповедуются, причащаются, то есть начинают жить церковной жизнь.
- На совещании в Государственной Думе вы выступали с докладом. На какую тему?
- Я говорил о механизмах выхода из нетрадиционных религиозных движений и реабилитации лиц, пострадавших от их деятельности. Нам часто приходиться встречаться с этими людьми.
Существует масса организаций, предлагающих услуги в сфере реабилитации, адаптации и других видов социальной помощи гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, в том числе страдающим зависимостью от психоактивных веществ. Выбор таких предложений чрезвычайно широк, и оценить эффективность и качество предлагаемых этими организациями реабилитационных программ, порой, достаточно сложно даже специалистам. Положение усугубляется тем, что среди этих организаций немало разнообразных формирований с псевдорелигиозным и религиозным подтекстом, абсолютно чуждым нашему мировоззрению. При этом религиозная направленность в таких организаций на первых порах тщательно скрывается от новоиспеченных адептов.
Ситуация на самом деле опасная. Нетрадиционные для нашей страны религиозные формирования ширятся, количество идеологических последователей этих организаций множится. Но самое главное, этими людьми легко манипулировать. В 2008 году психиатры, собравшиеся на форум в Санкт-Петербурге в рамках русско-французских отношений, выразили по этому поводу свои опасения, а сам процесс распространения идей нетрадиционных религиозных образований назвали нелетальным оружием массового поражения. Это действительно мощная сила, представляющая опасность для государства, нации. Пример – украинские события, приведшие к свержению власти в Киеве и гражданской войне на Украине. Участие подобных структур в разрушении этого государства уже доказано.
- Что же нужно делать? Повысить привлекательность государственных, общественных православно-ориентированных и православных реабилитационных организаций?
- Несомненно, это одна из главных задач, и она решается. Но наряду с ней необходимо наладить должный государственный контроль над общественными организациями, занимающимися реабилитацией наркозависимых, позволяющий объективно оценивать деятельность этих общественных структур и объединений.
Помимо этого, нам нужно сосредоточить внимание и на вопросах создания специальных программ, консультационных площадок, занимающихся проблемами выхода наркозависимых из нетрадиционных религиозных структур. Если не будет общей стратегии по решению этой проблемы, то ситуация так и останется на уровне эпизодических успехов отдельных специалистов, взявшихся решать эти практические задачи.
Могу сказать, что нам повезло: в состав правления "Линия Жизни" вошли клирики, сотрудники, прихожане новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это люди, имеющие богатый опыт работы с социально-неблагополучными гражданами, в том числе бывшими адептами нетрадиционных религиозных движений.
Хорошо налажено сотрудничество «Линии жизни» с епархиями в других городах, в частности с Санкт-Петербургской епархией.
Исходя из этого, я полагаю, что сейчас должны создаваться комплексные многофункциональные реабилитационные центры на основе механизмов государственно-церковного общественно-церковного партнерства. Уверен: такое сотрудничество будет по-настоящему эффективным и перспективным.
Дмитрий Кокоулин
Новосибирская митрополия